Конспект ООД по развитию речи с использованием мнемотехники в младшей группе "Лис и мышонок"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Щукина Ольга Сергеевна

Конспект ООД  по развитию речи с использованием мнемотехники в младшей группе на тему: «Составление рассказа по сказке  В. Бианки «Лис и мышонок» с использованием мнемотаблиц»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №6»

Конспект ООД  по развитию речи с использованием мнемотехники в младшей группе на тему:

«Составление рассказа по сказке

 В. Бианки «Лис и мышонок»

 с использованием мнемотаблиц»

Составила воспитатель

Щукина О.С.

г. Гусев, 2022

          Тема:  Составление рассказа по сказке В. Бианки «Лис и мышонок» с использованием мнемотехники.

Цель: Формирование умений у детей составлять рассказ при помощи мнемотаблиц связно, последовательно.

Задачи:

Образовательные:

  • учить воспроизводить последовательность действий при помощи метода моделирования;
  • формировать знания детей о характерных признаках мышки;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи с помощью мнемотаблиц.

Развивающие:

  • развивать умения детей в использовании мнемотаблиц - как вспомогательного средства для развития связной речи;
  • развивать интонационную выразительность при воспроизведении отдельных слов и песенок героев сказки, творческую инициативу;
  • развивать память, мышление, внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к русскому народному творчеству;
  • побуждать в детях эмоциональную отзывчивость при рассказывании по мнемотаблицам.

         Методы обучения: словесный (беседа, диалог), наглядный (демонстрационное пособие – мнемотаблицы,  мнемомодели),  игровой (д/игры, пальчиковая гимнастика,  физкультминутка).

Оборудование:

Мнемотаблица для рассказа о мышке, мнемотаблица к сказке «Лис и мышонок»; презентация с фрагментами сказок; картинки-загадки про животных из сказок.

Предварительная работа: чтение с детьми русских народных сказок с героями лисой и мышкой («Теремок», «Рукавичка», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и волк» и др.); рассматривание диких животных и обсуждение символов (признаков) по мнемотаблицам; отгадывание загадок, чтение стихотворений про животных; дидактические игры «Кто в домике живёт», «Кто что ест», «Чей хвостик», «Назови ласково».

  1. Вводная часть. ( Сюрпризный момент )

Воспитатель.  Дети, сегодня к нам прибежал маленький зверёк. Вот он спрятался у меня в кармане. Зверёк серенький. Очень боится кошек. Отгадайте загадку: 

Прогрызу я в доме щёлку

И себе устрою норку;

Ну, а лето на носу –

Я и в поле, и в лесу.

Хвостик длинный, а малышка,

Эта серенькая …(мышка)

(Достает игрушку-мышонка). 

-  Конечно, это мышка. Какая она? Где живет? 

 - А какого она цвета? Где живет? Чем питается? (рассказ по картинке) Давайте расскажем про мышку (описание детей с помощью мнемотаблицы).

(Мышка живет в доме. Она маленькая, кругленькая, серого цвета. Тело покрыто густой серой шерстью, с длинным хвостом. Своих детёнышей мышка выкармливает молоком, у нее острые зубы).

- Молодцы. В каких сказках нам встречалась мышка? («Курочка Ряба», «Теремок», «Репка» и др.)

Игра: «Назови сказку».

- Ребята, я вам буду показывать картинку, а вы должны угадать, что это за сказка? («Колобок», «Курочка ряба», «Репка», «Теремок»)

 - А вы знаете, что не все мышки живут в домах? Есть мышки, которые живут в лесу. И там тоже есть зверь, которого мышки очень боятся. Вы его знаете? (дети отвечают: «Нет») Нет? Тогда послушайте сказку.

  1. Основная часть.                                                            

Чтение сказки В.Бианки «Лис и мышонок».

Воспитатель читает сказку В.Бианки «Лис и мышонок». Чтение сказки воспитатель сопровождает показом мнемокартинок.

- Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?

- Землю копал.

-Для чего землю копал?

- Норку делал.

- Для чего норку делал?

- От тебя, Лиса, прятаться.

- Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!

- А у меня в норке спаленка.

- Кушать захочешь – вылезешь!

- А у меня в норке кладовочка.

- Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою.

- А я от тебя в отнорочек – и был таков.  

(Что такое отнорочек? Как вы думаете? – это боковая нора с запасным выходом)

Пальчиковая гимнастика.

Мышка, мышка в норку пробралась (делаем двумя ручками крадущие движения)

На замочек заперлась! (слегка покачиваем скрещенные в замочек пальчиками)

В дырочку она глядит (делаем пальчиками колечко)

Там лисичка сидит (положить ручки на коленки)

И хвостом шевелит! (шевелим кистью руки влево/вправо)

Вот какие вы молодцы, вот и наши пальчики отдохнули.

                                                                                   

Беседа с детьми по мнемокартинкам  «Какая лиса?»

Воспитатель. От кого же прячется в свою норку мышонок? (ответы детей). Да, мышонок прячется от лисы. (показывает детям мнемомодель лисы). Вот она, хитрая лисичка-сестричка.

- А какая у нее шубка? (дети отвечают: рыжая, пушистая). Да, на ней красивая рыжая шубка. Ее легко узнать по острой мордочке.

- Какая у лисы мордочка? (дети отвечают: «У лисы острая мордочка»)

- А что ещё есть у лисички?(ответы детей). Да, у лисички есть красивый пушистый хвост.

- Кого хочет съесть Лиса?

Физминутка.

 Дети, а вы знаете песенку про Мышку? Давайте потанцуем и споем .

(Дети по показу воспитателя выполняют ритмические движения  под песню Железновых «Маленькая мышка» )

Маленькая мышка по городу бежит.(бегут пальцами обеих рук по коленям)

Глядит ко всем в окошки(сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него)

И пальчиком грозит (грозят пальчиком)

А кто не лег в кроватку? А кто не хочет спать? (руки прижаты ладонями друг к другу под голову, затем перевернуть на другой бок)

Такого непослушного я буду щекотать! (щекочут пальчиками то одну, то другую ладошку).

У нас все дети послушные?

Воспитатель: - Ребята, а теперь давайте вместе вспомним и расскажем сказку «Лис и мышонок».

Рассказывание сказки детьми по мнемотаблице «Лис и мышонок».

Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель. Кто встретился Лису в лесу? (ответы детей)

Что было у мышонка испачкано в земле? (ответы детей)

Почему Мышонок испачкался? (ответы детей)

Зачем мышонку нужна норка? (ответы детей)

Приложение № 1

Мнемокартинки «Лис и мышонок»

D:\детский сад\печать сент\img_1.jpg

D:\детский сад\печать сент\img_3.jpg

D:\детский сад\печать сент\img_2.jpg

D:\детский сад\печать сент\img_4.jpg

D:\детский сад\печать сент\img_5.jpg

D:\детский сад\печать сент\img_6.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники «Наша неваляшка» (средняя группа)

Программное содержание:Образовательная: Учить детей составлять короткий описательный рассказ об игрушке с использованием наглядных пособий;Развивающие: Продолжать развивать психические ...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «По следу жадных медвежат»

Цель: развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы с использованием технологий моделирования.Задачи: Обучающие:- Формировать умение пересказывать худож...

Конспект ООД по развитию речи с использованием мнемотехники " Времена года" средняя группа

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники" Времена года"Цель:Обобщать представления детей пятого года жизни о временах года, их последовательности; упражнять детей...

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники (схематизации) во второй младшей группе. Тема: «Путешествие в сказку»

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники (схематизации) во второй младшей группе.Тема: «Путешествие в сказку»  Цель: формировать умение пересказывать художественное...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «Эки карам айучак»

Цель: развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы с использованием технологий моделирования.Задачи: Обучающие:- Формировать умение пересказывать худож...

Конспект ООД по развитию речи с использованием мнемотехники на тему «Снегири на ветках» для детей средней группы

Конспект ООД по развитию речи с использованием мнемотехникина тему «Снегири на ветках»для детей средней группы Реализация содержания программы в образовательных областях: «...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники во второй младшей группе по сказке «Теремок»

формировать у детей умение пересказывать знакомую сказку с опорой на мнемотаблицу совместно с воспитателем...