Конспект занятия по развитию речи Заучивание стихотворения Е.Трутневой "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Якущева Раушанья Махмутовна

Работа с мнемотаблицами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Заучивание стихотворения Е.Трутневой «Осень»

Подготовила: Якущева Р.М.

Цель: учить детей запоминать и воспроизводить стихотворение Е. Трутневой «Осень» с опорой на мнемотаблицу. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонационную спокойную грусть осенней природы.

Задачи:

             Расширять активный и пассивный словарь по теме «Осень»

        Закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями

        Формировать интонационную выразительность речи

        Воспитывать самостоятельность, инициативность посредством индивидуального прочтения стихотворения

          Воспитывать желание оценить свою деятельность при помощи игрового упражнения на рефлексию.

Демонстрационный материал: детские рисунки на тему: «Золотая осень», выполненные ранее, демонстрационные карточки для составления мнемотаблицы; осенние листья; мяч.

Раздаточный материал: листья, индивидуальные карточки для составления мнемотаблиц; смайлики

Ход занятия:

Организационный момент. 

- Ребята, сейчас, мы поиграем с осенними словами.

- Послушайте правило: Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяете это же слово, но ставьте перед ним слова «осенний, осенняя, осеннее»:

месяц - осенний месяц,

погода - осенняя погода,

настроение - осеннее настроение,

цветы - осенние цветы,

листва - осенняя листва,

дерево - осеннее дерево

день - осенний день.

- Молодцы, как быстро и точно вы отвечали.

А теперь давайте, еще раз рассмотрим ваши рисунки о золотой осени. О чем вы хотели рассказать в своих работах?

Выслушав ответы детей, педагог обобщает их и предлагает послушать стихотворение Е. Трутневой «Осень».

- О каком периоде осени это стихотворение? Как вы это поняли? Отчего на дворе стало светлее двое? (Деревья стали золотыми.)

- Вспомните, как сказано об осеннем убранство березки. («Это платье золотое у березки на плечах»,) И действительно, березка, как девушка в золотом платьице, стоит модница, летом зеленое платье носила, а осенью – золотое. А может быть, лучше сказать «в золотой шубке»? Почему не лучше?

- Ветер обрывает листья, и они что делают? (Летят, сыплются, шелестят.)

- Сколько листьев нападало после листопада. Давайте поможем ветру и раздуем их. Только чтобы они разлетелись, дуть нужно правильно. Кто напомнит?  (Вдох носом, воздух в животе. Выдох в трубочку губ, не надувая щёк).

- Как далеко разлетелись листья! Посмотрите, а на них какие-то значки. Эти волшебные значки называются символы. Помогите мне их собрать на поднос, а листочки без символов в корзинку.

- Они помогут нам запомнить стихотворение под названием «Осень». (проходим на стульчики в кругу) Послушайте его еще раз внимательно, пожалуйста.          

Повторное прочтение стихотворения Е.Трутневой «Осень»

- Ребята, а какое настроение у стихотворения? (грустное, печальное)

- Как вы думаете, почему? (больше пасмурных дней, часто идут дожди, погода ненастная, меньше поют птицы, лес голый)

- А теперь рассмотрим наши символы на листочках. Как думаете, вот этим символом, какую строчку стихотворения можно обозначить? (слушаю предложения детей, затем зачитываю строчку из стихотворения и прикрепляю листочек на доску, так выкладываем всё  стихотворение по порядку)

- Смотрю вы устали? Поиграем!

Осенью

По дороге мы идем,

Листья сыплются дождем.

Красно – желтый листопад

Обсыпает всех ребят. (Ходьба на месте.)

А по небу ходят тучи,

Не пробьется солнца лучик.

Ветер дует с высоты,

Вянут травы и цветы. (Руки вверх.)

Мы к плечам прижали руки,

Начинаем их вращать.

Прочь, усталость, лень и скука.

Будем листья собирать. (Вращение руками.)

То налево посмотрели,

То направо поглядели.

Лист дубовый, клена лист

Ты сорвать поторопись. (Повороты влево, вправо.)

Низко – низко приседаем,

И листочки собираем.

Соберем большой букет

Славной осени привет. (Приседание.)

Мы последний раз присели,

Отдохнули, посвежели.

А теперь домой идем,

Листья желтые несем. (Ходьба на месте.)

Прочтение стихотворения Е.Трутневой «Осень» по выложенной схеме

- А кто хочет рассказать стихотворение по своей схеме? Послушайте условие, вы будете рассказывать свое стихотворение в паре, но сначала необходимо договориться, кто будет начинать стихотворение, а кто заканчивать. (прочтение стихотворение детьми по выложенной схеме) Замечательно! Справились с условием.  

- А теперь посмотрите, у меня остался еще один  листок и мы с ним поиграем, послушайте правило, я буду задавать вопрос, а вы отвечать полными предложениями: Осенью листья: что делают? (осенью листья падают)…

- Падают, вянут, шуршат, шелестят, осыпаются, желтеют.

Итог:

- Ребята, со всеми заданиями мы справились. Мне было очень приятно с вами общаться.  Давайте поделимся своими впечатлениями. А предложение начнете с таких слов:

 Мне было интересно…

Я научился…

Теперь я могу …

У меня получилось…

- Послушайте домашнее задание, нарисовать дома вместе с родителями рисунок- символы по нашему стихотворению и мы сделаем выставку.

- Ребята, в благодарность за наше сотрудничество я хочу сделать вам небольшие сюрпризы-смайлики.

Список  литературы

  1. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание – 1990. - №10. – С.16-19.
  2. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой// М.:ТЦ Сфера, 2005. – 224с.
  3. Михина Е.Н. Развивающие игры для детей. – Волгоград: «Учитель», 2010.
  4. Новоторцева Н.В. Развитие речи дошкольников и коррекция её недостатков в детском саду. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Заучивание стихотворения А.Фета Ласточки пропали»

Конспект занятия по развитию речи «Заучивание стихотворения А.Фета Ласточки пропали» Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали».Задачи:...

Конспект занятия по развитию речи. Заучивание стихотворения "Кораблик" Д. Хармс с помощью мнемотаблицы.

Закрепить умение рассказывать стихотворение с помощью мнемотаблицы. Воспитывать интерес к художественной литературе....

Конспект занятия по развитию речи «Заучивание стихотворения « в младшей группе

Цель: Познакомить детей с новым стихотворением «Сельская песенка»  А.Плещеев.    Задачи:...

Конспект занятия по развитию речи Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет» с помощью мнемотаблицы.

Задачи: Образовательные: помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет» с помощью мнемотаблицы, упражнять в умении выразительно читать его. Развивающие: развивать речь детей, умение рассуждать, дока...