Проект по связной речи «Дорожка к правильной речи» Выявление и развитие интеллектуальных способностей дошкольников компенсирующей направленности
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Тягнирядно Наталья Олеговна

Введение

Развитие связной речи – важная задача дошкольного образования. Грамматически правильная, выразительная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности к школьному обучению. Умение легко и свободно пользоваться словарным запасом необходимо ребенку для развития коммуникативных навыков, социализации, гармоничного развития.

В  проекте раскрываются содержание и этапы работы по развитию речи детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Проект служит целям обновления содержания образования в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС, направлен на оптимизацию коррекционной работы в ДОО, способствует подготовке старших дошкольников с ОНР к успешному обучению в школе.

Общая  задача  педагогов  и  родителей – научить  детей  правильно  начинать  рассказ  на выбранную тему, живо, интересно и логически последовательно передавать информацию; а в конце обязательно сделать вывод из всего сказанного.

Проблема проекта:

Уровень развития связной речи детей старшей группы не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Также, многие дети испытывают проблемы в запоминании и воспроизведении текстов.

Цель проекта:

Развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста. Развивать интерес к художественной литературе, речевые умения.  Способствовать развитию связной речи и памяти у детей через заучивание стихотворений.

Вид проекта:   долгосрочный, 

Тип проекта: игровой, информационный – творческий

Сроки реализации: 2 учебных года  

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, дети подготовительной группы компенсирующей направленности, родители, учитель - логопед

Возраст детей: 5-7 лет

Продукт проекта: аналитическая справка по итогам проекта – май.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Способствовать развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи детей, развитию звуковой и интонационной культуры речи;
  • Расширять словарный запас, формировать умение пересказывать произведения, побуждать детей к сочинительству мини – сказок, инсценировкам;
  • Провести мониторинг развития речи детей 5-6 лет, 6-7 лет
  • Способствовать развитию общения и взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками;
  • Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей;
  • Способствовать у детей развитию объема памяти;
  • подобрать и изучить материал о связной речи воспитанников;

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к книгам;
  • Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события. Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ. Учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты. Учить ребёнка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления. Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет и без;

Развивающие:

  • Расширять представления родителей о детской литературе, приобщать родителей к семейному чтению произведений;
  • Развивать любознательность, познавательную мотивацию, способствовать развитию воображения, творческой активности.
  • обогатить игровой опыт каждого ребёнка;
  • стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения;
  • сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.
  • Вовлекать родителей в работу по развитию у детей связной речи.

Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_svyaznoy_rechi.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14 «Дружба»

Смоленской обл. г. Ярцева

Проект по связной речи

«Дорожка к правильной речи»

Выявление и развитие интеллектуальных способностей дошкольников компенсирующей направленности

Выполнила

Учитель-логопед: Тягнирядно Н.О.

Введение

Развитие связной речи – важная задача дошкольного образования. Грамматически правильная, выразительная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности к школьному обучению. Умение легко и свободно пользоваться словарным запасом необходимо ребенку для развития коммуникативных навыков, социализации, гармоничного развития.

В  проекте раскрываются содержание и этапы работы по развитию речи детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Проект служит целям обновления содержания образования в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС, направлен на оптимизацию коррекционной работы в ДОО, способствует подготовке старших дошкольников с ОНР к успешному обучению в школе.

Общая  задача  педагогов  и  родителей – научить  детей  правильно  начинать  рассказ  на выбранную тему, живо, интересно и логически последовательно передавать информацию; а в конце обязательно сделать вывод из всего сказанного.

Проблема проекта:

Уровень развития связной речи детей старшей группы не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Также, многие дети испытывают проблемы в запоминании и воспроизведении текстов.

Цель проекта:

Развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста. Развивать интерес к художественной литературе, речевые умения.  Способствовать развитию связной речи и памяти у детей через заучивание стихотворений.

Вид проекта:   долгосрочный, 

Тип проекта: игровой, информационный – творческий

Сроки реализации: 2 учебных года  

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, дети подготовительной группы компенсирующей направленности, родители, учитель - логопед

Возраст детей: 5-7 лет

Продукт проекта: аналитическая справка по итогам проекта – май.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Способствовать развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи детей, развитию звуковой и интонационной культуры речи;
  • Расширять словарный запас, формировать умение пересказывать произведения, побуждать детей к сочинительству мини – сказок, инсценировкам;
  • Провести мониторинг развития речи детей 5-6 лет, 6-7 лет
  • Способствовать развитию общения и взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками;
  • Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей;
  • Способствовать у детей развитию объема памяти;
  • подобрать и изучить материал о связной речи воспитанников;

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к книгам;
  • Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события. Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ. Учить детей составлять рассказ, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты. Учить ребёнка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления. Учить составлять рассказ – описание с опорой на предмет и без;

Развивающие:

  • Расширять представления родителей о детской литературе, приобщать родителей к семейному чтению произведений;
  • Развивать любознательность, познавательную мотивацию, способствовать развитию воображения, творческой активности.
  • обогатить игровой опыт каждого ребёнка;
  • стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения;
  • сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.
  • Вовлекать родителей в работу по развитию у детей связной речи.

Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей. 

Ожидаемые результаты:

  • Позитивное взаимодействие детей в коллективе;
  • Развитие коммуникативной функции речи;
  • Успешное овладение грамотной и связной речью;
  • Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;
  • умение договариваться и работать слажено;
  • умение обратиться к взрослому с вопросом;
  • умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением;
  • умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике;
  • Совершенствование звуковой стороны речи; 
  • правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки;
  • развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи; Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.

Мероприятия:

1.Диагностика детей.

2.Анкетирование родителей «Развитие связной речи детей».

3.Подбор необходимых материалов: литературы, словесно-дидактических игр, наглядного пособия, раздаточного и демонстрационного материала.

4.Составление педагогически-коррекционной технологии (перспективных и индивидуальных планов, конспектов занятий, мероприятий совместной деятельности взрослых).

5.Перспективное планирование по связной речи через дидактические игры в старшей и подготовительной группе в соответствии с лексическими темами.

6.Создание развивающей среды в детском саду и дома.

Методы и приемы: 

практические; игры; наглядные;

словесные: беседы, художественное слово; проблемно-поисковые вопросы; сюрпризный момент;

Консультации родителям; наблюдение; изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме исследования.

Реализация проекта:

Проект делится на основные три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

1 этап – подготовительный

-Определение темы проекта, постановка цели и задач;

-Создать мотивацию для работы по проекту;

-Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству;

-Создать условия для детей и родителей для реализации проекта.

- Изучение причин речевых нарушений.

-Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.

-оценить уровень словесно-логического мышления; исследовать связную речь детей

-подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса.

Закреплять уже известные способы словообразования;

- дидактические игры «Расшифруй пиктограмму», «Доскажи словечко», «Четвертый лишний», «Один и много», «Когда это бывает», «Составь рассказ», «Назови наоборот», «Чего не хватает?», «Найди по описанию»,

«Узнай и назови»; «Классификация», «Исключение лишнего», «Что в начале, что потом?», «Составь рассказ».

- Заучивание стихов о весне, Обсуждение и разучивание пословиц и поговорок  

-Беседа с родителями «Знакомство с проектом»

2 этап – основной

Цель: закрепление и расширение представлений, организация деятельности по речевому развитию.

Информационные листы для родителей:

  • «Словесные игры и упражнения в формировании правильной речи у детей»
  • «Семейные игры – импровизации или как с пользой провести вечер»
  • «Учимся рассказывать»
  • «Памятка для грамотных родителей»
  • «Нас сказка учит говорить»
  • «Общаясь, развиваем речь»

Поддержать заинтересованность детей и родителей темой проекта.

Содержание:

- Загадывание загадок, заучивание стихотворений;

-составление предложений

-Составление описательного рассказа

-Рассказывание по сюжетным картинкам.

-Пересказ рассказа

-Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе;

-Беседы с родителями: «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях», «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников»;

- Оформление наглядной информации в родительском уголке.

- Повышение компетентности родителей, консультирование.

Консультации: «Речевое развитие детей 5-6 лет», «Речевые игры с детьми, развиваем речь играя», «Все о развитии детской речи», «Дидактические игры, как средство развития речи», памятка «Как учить стихи с детьми».

-Чтение художественной литературы (ведь это источник обогащения словаря детей)

3 этап - заключительный

Цель: обобщить и систематизировать знания детей, родителей. Формирование речевой и познавательной активности, подведение итогов проекта.

- Составление рассказов по лексическим темам

- рассказывание

- оформление мини-выставки «Наши рассказы» по темам лексическим темам «Мамин день», «Новый год», «День Победы» и т.д.

- Обработка и оформление материалов проекта.

- Размещение наглядной информации в родительских уголках по теме проекта

Заключение:

В результате проделанной работе, могу отметить важность составление рассказов воспитанниками совместно с воспитателями, родителями, учителем-логопедом, через проектную деятельность по лексическим темам.  Связная речь играет важную социальную значимость, поскольку посредством нее дети устанавливают взаимодействие с окружающими людьми, усваивают и регулируют нормы собственного поведения в современном обществе, формируется и развивается его личность и личностные особенности. 

Полученные в ходе нашего проекта данные подтверждают тот факт, что, используя приемы рассказывания проекта для повышения уровня связной речи старших дошкольников можно получить значительные положительные результаты. После проведения системы занятий дошкольники могут логично строить предложения; устанавливают логично смысловые отношения между предметами, изображенными на картинках; при пересказе устанавливают причинно – следственные связи и достаточно хорошо составляют предложения; практически отсутствуют грамматические ошибки; самостоятельно без помощи взрослого составляют рассказ – описание.

По результатам всей работы мои воспитанники получают дипломы по проектной деятельности и уровень знаний становятся выше

Литература:

  1. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи: развитие интеллекта, улучшение координации движений, тренировка памяти, коррекция произношения: для детей 4-6 лет. СПб. : Литера, 2016. 61 с.
  2. Левшина Н. И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников // Фундаментальные исследования. 2015. № 2, ч. 9. С. 1988-1992.

Глухих Н. В. Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2018. 511 с.

Диагностика по Связной речи 2021/2022

высокий

средний

низкий

Высокий

средний

низкий

Старшая группа

(15 воспитанников)

0%

60%

(9 чел.)

40%

(6 чел.)

80%

(12 чел.)

20%

(3 чел.)

0%

Подготовительная

(15 воспитанников)

80%

(12 чел.)

20%

(3 чел.)

0%

94%

6%

0


Перечень лексических тем в старшей группе

ОКТЯБРЬ:

1-  Неделя - «Осень»

2-  Неделя - «Овощи. Огород»

3 -  Неделя - «Сад. Фрукты»

4 -  Неделя - «Грибы. Ягоды. Лес»

НОЯБРЬ:

1 - Неделя - «Одежда»

2 -  Неделя - «Обувь»

3 -  Неделя - «Игрушки»

4 -  Неделя - «Посуда»

ДЕКАБРЬ:

1 - Неделя - «Зима. Зимующие птицы»

2 - Неделя - «Домашние животные зимой»

3 - Неделя - «Дикие животные зимой»

4 - Неделя - «Новый год»

ЯНВАРЬ:

2 - Неделя - «Мебель»

3 - Неделя - «Транспорт»

4 - Неделя - «Профессии на транспорте»

ФЕВРАЛЬ:

1 - Неделя - «Детский сад. Профессии»

2 - Неделя - «Профессии. Швея»

3 - Неделя - «Профессии на стройке»

4 - Неделя - «Наша армия»

МАРТ:

1- Неделя - «Весна»

2 - Неделя - «Мамин день»

3 - Неделя - «Комнатные растения»

4 - Неделя - «Наш город»

АПРЕЛЬ:

1 - Неделя - «Сельскохозяйственные работы»

2 - Неделя - «Космос»

3 - Неделя - «Хлеб»

4 - Неделя - «Почта»

МАЙ:

2 - Неделя - «Насекомые»

3 - Неделя - «Лето»

4 - Неделя - «Полевые цветы»


Перечень лексических тем в подготовительной групп

СЕНТЯБРЬ:

4 - Неделя - «Осень. Деревья»

ОКТЯБРЬ:

1 - Неделя - «Овощи. Огород»

2 - Неделя - «Фрукты. Сад»

3 - Неделя - «Насекомые»

4 - Неделя - «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы»

НОЯБРЬ:

1 - Неделя - «Ягоды и грибы. Лес осенью»

2 - Неделя - «Домашние животные»

3 - Неделя - «Дикие животные»

4 - Неделя - «Одежда. Обувь. Головные уборы»     

ДЕКАБРЬ:

1 - Неделя - «Зима. Зимующие птицы»

2 - Неделя - «Мебель»

3 - Неделя - «Посуда»

4 - Неделя - «Новогодний праздник»     

ЯНВАРЬ:

2 - Неделя - «Транспорт»

3 - Неделя - «Профессии»

4 - Неделя - «Труд на селе зимой»     

ФЕВРАЛЬ:

1 - Неделя - «Орудия труда. Инструменты»

2 - Неделя - «Животные жарких стран»

3 - Неделя - «Комнатные растения»

4 - Неделя - «Аквариумные и речные рыбы.  Животный мир океана»                       

МАРТ:

1  - Неделя - «Ранняя весна. Мамин праздник»

2 -  Неделя - «Наша Родина - Россия»

3 -  Неделя - «Москва – столица России. Санкт - Петербург»

4 - Неделя - «Смоленск. Смоленская область. Город Ярцево. Ярцевский район»  

АПРЕЛЬ:

1 - Неделя - «Мы читаем. С. Я. Маршак»

2 - Неделя - «Мы читаем. К. И. Чуковский»

3 - Неделя - «Мы читаем. С. В. Михалков»

4 - Неделя - «Мы читаем. А. Л. Барто»   

МАЙ:

2 - Неделя - «Перелетные птицы весной»

3 - Неделя - «Мы читаем.  А. С. Пушкин»

4 - Неделя - «Школа. Школьные принадлежности» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный календарно – тематический план работы по развитию связной речи (ознакомлению с репродукциями картин) детей в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на 2018 – 2019 уч. год

Знакомство с репродукциями картин художников и беседа по ним - очень важная и необходимая составляющая работы специалистов в группах компенсирующей направленности. И в массовых группах - раз...

Конспект образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром, развитие речи». Тема: «Домашние питомцы» Образовательные области (познавательное развитие, речевое развитие) Группа компенсирующей направленности для воспитанников с интеллектуальной

Конспект образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром, развитие речи». Тема: «Домашние питомцы»Образовательные области (познавательное развитие, речевое развит...

Рабочая программа социального педагога по выявлению и развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением поведения

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа в данном н...

Рабочая программа социального педагога по выявлению и развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением поведения

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа в данном н...

Рабочая программа социального педагога по выявлению и развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением поведения

Рабочая программа социального педагога по выявлению и развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением поведения...

Консультация - практикум "Игры и упражнения, направленные на развитие интеллектуальных способностей дошкольников"

Развитие интеллектуальных способностей ребёнка происходит, благодаря тренировке каждой из его составляющих: мышления; восприятия; внимания; памяти и воображения....