Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи

PopikovaTatiana

В последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения. Уже в дошкольном возрасте дети отказываются от книг, предпочитая просмотр телевизионных передач и компьютерных игр. Сегодня в обществе чтение перестает быть безусловной ценностью. Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста

В последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения. Уже в дошкольном возрасте дети отказываются от книг, предпочитая просмотр телевизионных передач и компьютерных игр. Сегодня в обществе чтение перестает быть безусловной ценностью. Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.

Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации. Книга наполняет внутренний мир человека, питает его ум и сердце, побуждает к самосознанию, подсчитывает жизненность, в каких ситуациях он бы не оказался. Забота о детском чтении - это забота о будущем России, ее интеллектуальном, нравственном, духовном потенциале. Опыт многих поколений свидетельствует, что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве, потому что чувство дошкольника отличаются особой эмоциональностью. Одним из путей решения данного вопроса является раннее систематическое приобщение ребенка к чтению художественной литературы как в семье, так и ДОУ. Для того чтобы привлечь внимание родителей к чтению, совместно изготавливаем

книжки - малышки, рисунки к прочитанной сказке, стихам и т. д.

Выпуск книжек - малышек позволяет:

  • расширить и обогатить словарный запас детей, активизировать их речевое общение;
  • привить детям желание слушать художественные произведения и рассматривать иллюстрации к ним;
  • развивать у детей коммуникативные способности через совместную деятельность во время изготовления книжек.

С целью установления контактов с семьей можно использовать следующие формы работы:

  • круглые столы;
  • консультации;
  • буклеты;
  • акция «Подари книгу»;
  • выставки книг, рисунков, поделок;
  • анкетирование;
  • совместная творческая деятельность в постановке сказок для других групп в ДОУ;
  • изготовление мультфильма «Бездельник светофор».

По завершению работы по изготовлению книжек - малышек, рисунков, поделок ребенка остается чувство гордости за достигнутый результат.

Беседы о художественных произведениях помогает детям понять прочитанное, определить свое отношение к героям, их поступкам. Ребенок учится понимать красоту и гибкость родного языка, слушать его музыку и ритм. Особенно хочется подчеркнуть, насколько необходимо чтение игровых стихов. Удовлетворение малыша в игре словом, звуком, во всевозможных перевоплощениях, фокусах. Игровые стихи укрепляют в нем чувство реальности, служат подспорьем в познавательной деятельности, а также воспитывают такое драгоценное качество, как юмор. Очень важным является приобщение родителей к почти утраченной ныне традиции устной передачи сказок, легенд. Взрослым просто необходимо учиться умению свободно обращаться со сказочным материалом, импровизировать.

Главное, что в силах педагога, родителей - убедить детей в значимости литературы, искусства. Планомерная и последовательная работа совместно с родителями по ознакомлению с художественной литературой способствующая речевому развитию, дала следующие результаты:

  • у детей развиты основные формы монологической и диалогической речи;
  • сформированы навыки свободного речевого общения;
  • дети владеют операциями анализа, синтеза, сравнения;
  • дети владеют вербальными средствами выразительности при передаче и создании образа сказки; проявляют интерес к книжной литературе, детской литературе;
  • дети стремятся к речевому творчеству.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произв...

«РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Влияние чтения художественной литературы на детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"...

Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"

В материале рассказывается о роли литературы в развитии дошкольников...