Конспект занятия по теме: Звуковая культура речи. Работа над предложением.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Хусаинова Алия Ринатовна

Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnost_v_detskom_sadu.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельность в детском саду

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Ф.И.О. педагога

 Хусаинова Алия Ринатовна

2.

Доминирующая образовательная область

 Речевое  развитие

3.

Вид деятельности детей

Коммуникативная

Познавательная

Музыкальная

Игровая

Двигательная

Продуктивная.

4.

Форма организации

Образовательная деятельность

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Тема образовательной деятельности

 Звуковая культура речи. Работа над предложением.

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

-   игровоу упражнение «Кто внимательный»

  1. Приемы активизации деятельности детей в процессе  ОД;

 -беседа о школьных принадлежностях, о том к кому мы сейчас относимся к ученикам или дошкольникам;

  1. Приемы организации практической деятельности детей:

-сюрпризный момент (видео обращение),постановка проблемы;

-игровой  мотив на деятельность;

  1. Приемы поддержания интереса у детей:

- видео обращение;

- работа в парах;

- работа по схеме;

- чередование видов деятельности.

  1. Приемы оценки и самооценки:

- словесное поощрение в ходе образовательной деятельности;

- самоанализ.

3.

Интеграция образовательных областей

Социально - коммуникативное: беседа, игра;

Художественно-эстетическое: рисование, презентация;

Познавательное  развитие:решение логических задач;

Речевое развитие: ответы детей.

4.

Возрастная группа:

Подготовительная к школе группа (6-7лет)

5.

Цель:

 Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова

6.

Задачи:

- продолжать формировать фонетическое восприятие у детей, умение определять место звука и количество слогов в слове,

-умение определять последовательность слов в предложении, учить составлять схему предложения, продолжать работу с детьми над смысловой стороной речи;

развивать слуховое внимание, интерес к художественному слову, воспитывать у детей желание помогать тем, кто испытывает затруднения.

- воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности и аккуратности.

7.

Планируемые результаты:

Формирование у детей мотивационной готовности к школе.

8.

Организация среды для проведения образовательной деятельности

Центр речевой активности:книги о школе, учениках.

Центр игры:  создание развивающей среды и совместное изготовление атрибутов к играм,создание игр «Найди дорогу», дидактическая игра «Разрезные картинки» (волшебные предметы)

Музыкальный центр:   доска, проектор, экран, ноутбук.

9.

Подготовка к игре на занятиях и в режимных моментах

Предварительная работа: Беседа «Правила поведения в школе, в классе», «Скоро в школу!»; настольные игры школьной тематики:«Букварь и арифметика», «Найди и прочитай», «Учимся считать»; дидактические игры школьной тематики: «Лабиринт», «Что лишнее?»; Сюжетно – ролевые игры: «Детский сад», «Школа»; чтение произведения «Филиппок» Л.Н.Толстого, М. А. Панфилова «Лесная школа»; загадывание загадок, чтение пословиц о школе.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

30 мин.

I.

Вводная часть

Создание проблемной ситуации.Создание мотива для деятельности детей. Определение цели

5мин.

1.1

Создание интереса к образовательной деятельности

Дети входят в зал

Упражнение «Давайте поздороваемся»

-По моему сигналу вы начинаете двигаться по комнате, и здороваетесь со всеми, кто встречается на вашем пути, но здороваться надо определенным образом:

если я хлопну в ладоши один раз – здороваемся за руку,

2 хлопка – здороваемся плечами,

3 хлопка – здороваемся спинами.

- Только есть одно условие – разговаривать во время игры запрещено.

1 мин

1.2

Мотивация деятельности детей

 Воспитатель вносит куклу Петрушку.

- Ребята, я проходил мимо детского сада и решил зайти. Можно я побуду у вас, здесь так интересно!

- Разрешаете Петрушке остаться?

2 мин

1.3

Целеполагание

 

2 мин

II.

Основная часть

Ход образовательной деятельности

20 мин.

2.1

Развитие сюжета

Чтение стихотворения Ф. Тютчева и обсуждение значения трудных слов.

-Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком времени года в ней говорится.

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят... (Осень)

-Ребята, а вся ли осень одинаковая? (Есть осень ранняя, золотая, поздняя).

-Великие художники и поэты по-своему любили осень и восхищались ею.

Рассматривание картин осени.

-Послушайте стихотворение Ф. Тютчева "Есть в осени первоначальной..."

Ребята, а осень первоначальная - это какая? (Первоначальная - самая первая)

-А каким, словом можно заменить слово дивная? Дивная - чудесная, удивительная, прекрасная.

-А может ли быть осенний день хрустальным? Хрустальный - значит чистый, ясный, прозрачный, как бы из хрусталя.

Воспитатель объясняет, что такое лучезарные вечера.

Лучезарны – сверкающие, сияющие.

Игровое упражнение «Кто внимательный».

-Ребята, сосчитайте количество слов со звуком Р в первых двух строчках стихотворения. (Первоначальной, короткая, пора).

-Можете ли вы назвать 2 первых звука в слове дивная? Ди - часть слова.

-Есть и другие слова, начинающие на ди-

Итак: диета, дикарь, дикобраз, диск, дирижер...

-Определите, в какой части слова слышится звук Р в слове дирижер?

(В середине и в конце).

3.Физминутка.

Мы ногами топ-топ-топ, (шаги на месте)

Мы руками хлоп-хлоп-хлоп, (хлопки в ладоши)

Мы глазами миг-миг-миг, (моргание глазами)

Мы плечами чик-чик-чик, (поочередно поднимаем плечи)

Раз сюда, два сюда, (повороты влево - вправо)

Повернись вокруг себя.

Руки кверху все подняли,

Сели - встали, сели – встали, (приседания)

Словно Ваньки - Встаньки стали.

А теперь пустились вскачь,

Словно наш веселый мяч. (подскоки на месте)

Раз - два, раз – два,

Заниматься нам пора!

Игра «Я – вам, вы - мне».

-Ребята, а теперь давайте поиграем в игру "Я вам, а вы мне".

Я произнесу предложение, а вы сосчитайте количество слов в нем и назовите их.

(Дети считают слова и называют их в порядке следования предложений).

Далее кто-нибудь из детей произносит предложение и просит воспитателя сосчитать и назвать слова в нем.

Игровое упражнение «Придумай предложение».

- Ребята, посмотрите, что это? (На доскестоят схемы предложений и картинки к ним.)

- Правильно, это схемы предложений.

- Мы с вами знаем, из чего состоят предложения? Да, предложения состоят из слов.

- Посмотрите, сколько слов в этом предложении? (работа со схемой / _ _ ).

- Правильно, в этом предложении два слова. Давайте с вами посмотрим на картинки и составим предложения, состоящие из двух слов.

Наступила осень.

Желтеет листва.

Краснеет рябина.

Падают листья.

Дети гуляют.

Трава желтеет.

Золотая осень.

- Молодцы, а теперь посмотрите на эту схему                          (_ _ _ .), что вы можете сказать. Из скольких слов мы будем составлять предложения?

- Правильно, из трех.

- Давайте с вами, только уже по другой картинке составим предложения, в котором будет сколько? – правильно, три слова.

Дует холодный ветер.

Часто идут дожди.

Люди спешат домой.

Темное небо хмурится.

Люди одеты тепло.

- ………………., из скольких слов мы составили предложения? (из трех)

- Молодцы, ребята, а теперь посмотрите внимательно на эти две картинки и составьте предложение, в котором будет (показываю _ _ _ _.) сколько? (четыре слова).

- Пожалуйста.

Дети собирают осенние листья.

Осенью часто идут дожди.

Воспитатель собирает осенние листья.

Осенью часто дует ветер.

- Ребята, а кто мне скажет, сколько мы составили предложений? Много.

- Правильно, мы с вами составили много предложений, а что у нас получилось?

- Ребята, у нас получился рассказ. А о чем этот рассказ? Об осени.

.Игровое упражнение «Составь схему предложения».

- Сейчас я буду говорить предложение, а ваша задача: сосчитать, сколько в нем слов и нарисовать схему.

Чтобы правильно сделать такую графическую запись надо запомнить правила написания предложения: 

  1. Предложение всегда начинается с заглавной буквы (показ карточки).
  2. Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, т.е. между словами существует пауза (показ карточки).
  3. В конце предложения всегда ставится точка, т.е. закончен смысл предложения (показ карточки).

- Наступила осень.
- Улетели перелетные птицы.
- Холодные дни стали короче.

 Игра «Поймай звук». Если в словах вы услышите звук «р», то вы должны поймать звук – хлопнуть в ладоши.

Воспитатель перечисляет слова: рыба, небосвод, карамель, мороженое, стрекоза, капуста, радуга, диван, кровать, сыр и т. д.

- Какие вы внимательные, не пропустили ни одного звука. А теперь давайте поможем словам найти свой домик. Возьмите по одной карточке и определите, в каком домике живет слово. Количество окошек в домике соответствует количеству слогов в слове.

- Давайте назовем слова, которые живут в домике с одним окошком, двумя, тремя окошками. Дети называют слова, проверяем количество слогов в слове, если допущена ошибка.

Физкультурная минутка «Быстро встаньте, улыбнитесь». После этого дети проходят за столы.

- А сейчас мы поиграем с вами с нашими звуковыми птичками. Я буду называть слово, а вы должны определить место звука «р» в словах.

- Первое слово – радуга. В каком месте вы разместили фишку? Почему?

- На головке у птички?

Потому что звук «р» в слове радуга стоит в начале слова.

По аналогии проводится игра со словами мороженое, крокодил, гром.

- Ребята, а вы знаете, из чего состоит предложение?

- Из слов.

- Правильно. Послушайте, я вам прочитаю предложение. Мама варит суп.

- Ребята, сколько слов в этом предложении? Назовите первое слово, второе, третье. А теперь с помощью прямоугольников составьте схему предложения. Одно слово мы обозначаем одним прямоугольником.

Дети составляют на столах схему предложения.

- Сколько прямоугольников вы использовали? Почему?

- А сейчас я вам прочитаю еще одно стихотворение об осени. Послушайте его. Чтение стихотворения К. Бальмонта «Осень»

- Ребята, какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему?

- А теперь поиграем в игру «Путаница» Дети выходят на ковер. Послушайте первое предложение стихотворения. «Поспевает брусника, стали дни холоднее».

 Ребята, сколько слов в предложении? Сейчас я буду вам раздавать слова, а вы запоминайте свое слово. Воспитатель называет слова из предложения и ребенка. А теперь постройтесь в том порядке, в котором стоят слова в предложении. Игра проводится 2 – 3 раза.

20 мин

III.

Заключительная часть

Оценка деятельности детей, самооценка и поощрение

Подведение итогов образовательной деятельности

5 мин.

3.2

Подведение итогов образовательной деятельности

 

 - Как Вы считаете, мы справились со своей задачей?

- Что мы сегодня узнали нового?

- Ребята, вы готовы стать учениками?

-Все ли нам удавалось легко или возникали небольшие трудности?

- Над какими качествами ещё предстоит поработать нам?

- Какие Вы молодцы! Я считаю, что Вы обладаете не только теми качествами, о которых мы с вами говорили, но ещё одним – очень важным. Вы все очень ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЕ!

- А это значит, что очень многое хотите знать, и не боитесь трудностей.

- Спасибо Вам огромное за это!

- А на память о сегодняшнем занятии, я дарю вам вот эту книгу «Вовка в Тридевятом царстве».

5 мин

IV.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.1

Книжный центр

Подбор книг и иллюстраций о школе, учении, учениках

4.2

Центр творчества

Рисунки, коллективная аппликация

4.3

Центр двигательной активности

 Комплексы пальчиковой  гимнастики о школьных принадлежностях, атрибуты к игре «Школа», подбор комплекса упражнений  и подвижных игр по теме.

4.4

Центр настольно-печатных и развивающих игр

Дидактические игры по теме

4.5

Музыкальный центр

Песни по теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речи. Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речи (Гербова В.В., с37) Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением. Цель: продолжать фор...

Конспект НОД по развитию речи "Звуковая культура речи. Работа над предложением"

Программное содержание:  -совершенствовать фонетическое восприятие;  -продолжать учить определять позицию звука С в словах;  -умение определять количество последовательность слов в пред...

Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением.

Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды игровой деятельности. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала....

Развитие речи Конспект НОД "Звуковая культура речи. Работа над предложением".

Развитие речиКонспект НОД "Звуковая культура речи. Работа над предложением"....

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Работа над предложением» для подготовительной группы

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Работа над предложением»  для подготовительной группы...

Развитие речи Конспект открытого НОД "Звуковая культура речи. Работа над предложением".

Программное содержание:  -совершенствовать фонетическое восприятие;  -продолжать учить определять позицию звука С в словах;  -умение определять количество последовательность слов в пред...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «На полянке». Звуковая культура речи; работа над предложением»."

Занятие по развитию речи для детей подготовительной группы с элементами обучения грамоте. Дети в игровой форме учатся строить предложения, закрепляют позицию звука в слове. Занятие построено в форме п...