Развитие речи Конспект открытого НОД "Звуковая культура речи. Работа над предложением".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Программное содержание:

  -совершенствовать фонетическое восприятие;

  -продолжать учить определять позицию звука С в словах;

  -умение определять количество последовательность слов в предложении;

  -продолжать работу над смысловой стороной слова;

  -воспитывать  бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи

Конспект открытого НОД "Звуковая культура речи. Работа над предложением".

Программное содержание:

  -совершенствовать фонетическое восприятие;

  -продолжать учить определять позицию звука С в словах;

  -умение определять количество последовательность слов в предложении;

  -продолжать работу над смысловой стороной слова;

  -воспитывать  бережное отношение к природе.

Оборудование:

   -кукла "Маша"

   -мольберт

   -репродукция картин "Золотая осень", "Ранняя осень", "Поздняя осень".

   

        Организационный момент

        Воспитатель: Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту,   красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобы и огорчения.

        Проходите, садитесь на стульчики.

        Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята, вы слышите звук? По - моему,  это стук? Посмотрите, кто к нам пришел? Кукла Маша

Кукла Маша: Ребята, я проходила мимо  детского сада и решила зайти. Можно я побуду у вас, здесь так интересно!

 

        Ход НОД

Воспитатель:  Ребята, сегодня по дороге в детский сад я нашла вот такой красивый конверт. Давайте посмотрим, что в нем лежит.

Воспитатель по одной карточке прикрепляет к мольберту, дети называют предметы.

Дети:  Стакан, бокал, люстра, салатница, конфетница.

Воспитатель: Какие это предметы? Из чего они сделаны?

Дети: Это хрустальные предметы, они сделаны из хрусталя.

Воспитатель: Правильно. А мяч из резины - какой он?

Дети: Резиновый.

Воспитатель: Ложка из дерева – какая?

Дети:  Деревянная.

Воспитатель: Машинка из пластмассы – какая?

Дети: Пластмассовая.

По аналогии игра проводится дальше, воспитатель перечисляет разные предметы: ножницы, чашка, кастрюля, книга и т. д.

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о  каком   времени года говорится.

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят... (Осень)

Воспитатель: Ребята, а вся  ли осень одинаковая?

(Есть осень ранняя, золотая, поздняя).

Воспитатель: Великие художники и поэты по-своему любили осень и восхищались ею.

Рассматривание картин осени.

        Послушайте стихотворение Ф.Тютчева "Есть в осени первоначальной..."

«Есть в осени первоначальной,

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера».

Воспитатель: Ребята, а осень первоначальная - это какая?

(Первоначальная - самая первая)

Воспитатель: А каким, словом можно заменить слово дивная?

(Дивная - чудесная, удивительная, прекрасная)

Воспитатель:     -А может ли быть  осенний день хрустальным?

(Хрустальный - значит чистый, ясный, прозрачный, как бы из хрусталя)

Воспитатель объясняет, что такое лучезарные вечера! Лучезарны – сверкающие, сияющие.

Воспитатель: Ребята, сосчитайте количество слов со звуком Р в первых

двух строчках стихотворения.

(Первоначальной, короткая, пора).

Воспитатель: Можете ли вы назвать 2 первых звука в слове дивная? Ди - часть    слова.

Есть и другие слова, начинающие на ди- (диета, дикарь, дикобраз, диск, дирижер...)

Воспитатель: Определите, в какой части слова слышится звук Р в слове дирижер?

(В середине и в конце).

       

Физминутка.

       

    Мы ногами топ-топ-топ                (шаги на месте)

    Мы руками хлоп-хлоп-хлоп             (хлопки в ладоши)

    Мы глазами миг-миг-миг               (моргание глазами)

    Мы плечами чик-чик-чик               (поочередно поднимаем плечи)

    Раз сюда, два сюда                    (повороты влево -вправо)

    Повернись вокруг себя                                

    Руки кверху все подняли

    Сели - встали, сели - встали              (приседания)

    Словно Ваньки - Встаньки стали

    А теперь пустились вскачь,

    Словно наш веселый мяч               (подскоки на месте)

    Раз - два, раз - два

    Заниматься нам пора!

Воспитатель: А сейчас мы поиграем с вами с нашими звуковыми птичками. Я буду называть слово, а вы должны определить место звука «р» в словах.

- Первое слово – радуга. В каком месте стоит звук « р»?

Дети: Звук «р» в слове радуга стоит в начале слова.

По аналогии проводится игра со словами мороженое, крокодил, гром.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, из чего состоит предложение?

Дети: Из слов.

Воспитатель: Правильно. Послушайте, я вам прочитаю предложение. Мама варит суп.

Воспитатель: Ребята, сколько слов в этом предложении? Назовите первое слово, второе, третье. А теперь с помощью прямоугольников составьте схему предложения. Одно слово мы обозначаем одним прямоугольником.

Дети составляют на столах схему предложения.

Воспитатель: Сколько прямоугольников вы использовали? Почему?

Воспитатель: А сейчас я вам прочитаю еще одно стихотворение об осени. Послушайте его.

Чтение стихотворения К. Бальмонта «Осень»

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Воспитатель: Ребята, какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

- Почему?

- А теперь поиграем в игру «Путаница».

 Дети выходят на ковер.

Воспитатель: Послушайте первое предложение стихотворения:  «Поспевает брусника, стали дни холоднее».

        Ребята, сколько слов в предложении? Сейчас я буду вам раздавать слова, а вы запоминайте свое слово.

Воспитатель называет слова из предложения и ребенка.

Воспитатель: А теперь постройтесь в том порядке, в котором стоят слова в предложении.

Игра проводится 2 – 3 раза.

Чтение детьми стихотворений об осени.

Воспитатель:  Молодцы. Вы были сегодня очень внимательными на занятии и справились со всеми заданиями. А что вам понравилось больше всего? Что вызвало у вас затруднение?

Воспитатель: Кукла Маша, тебе понравилось у нас?

Кукла: Да, спасибо, ребята. Я узнал много интересного об осени, о звуках  

в предложении. И теперь я буду стараться быть умной и   любознательной как вы.

   

   

   

           


        

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие образовательная область « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной сказки «Бычок черный бочок, белые копытца»

Открытое интегрированное занятие образовательная область  « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной ...

Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...

Конспект НОД развитию речи (обучение грамоте) Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш\

Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со  звуками « ж и ш»; развивать  фонематический  слух:  упражнять  в  различении  (на  слух)  зн...

Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением.

Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды игровой деятельности. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала....

Развитие речи Конспект НОД "Звуковая культура речи. Работа над предложением".

Развитие речиКонспект НОД "Звуковая культура речи. Работа над предложением"....

Конспект занятия по теме: Звуковая культура речи. Работа над предложением.

Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова...

Технологическая карта дистанционной ООД по развитию речи на тему "Звуковая культура речи. Работа со звуками [Ж]-[Ш]"

цель: упражнять в отчетливом произношении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж –ш в слов...