Конспект НОД по речевому развитию "К нам пришла Весна!"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Пенькова Елена Владимировна

развитие связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_nam_prishla_vesna.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого НОД по речевому развитию «К нам спешит Весна-красна»

Цель: развитие связной речи

Задачи: Обучающие: закреплять умение составлять предложения, рассказ по картинке; делить слова на слоги; умение высказывать свою мысль.

Развивающие: развивать речь, фонематический слух, мышление, внимание, память, познавательный интерес; совершенствовать знания о звуках речи, их характеристиках (гласный-согласный, твёрдый-мягкий); 

Воспитательные: формировать навыки сотрудничества в группе, развивать самостоятельность, активность в различных играх; продолжать формировать умение слушать собеседника

Введение в ситуацию. (Дети занимаются самостоятельной деятельностью. Воспитатель вносит в группу большой, ярко украшенный короб)

Воспитатель: Внимание! Внимание! Срочная посылка! Девчонки и мальчишки, посмотрите, какую красивую коробку нам принёс почтальон. А что в ней, я не знаю. Интересно, кто отгадает, что в этой волшебной коробке? Юные друзья, подходите скорее.

1 слайд Написано: «От Весны-Красны»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда карту и письмо)

Воспитатель: Сундучок-то не простой! Давайте прочитаем письмо:

2 слайд Дорогие ребята! Пишет Вам Весна – Красна. Снежная Королева забрала меня в свой Ледяной Замок на далеком Севере. Она хочет, чтобы круглый год была только Зима. Помогите мне, доберитесь до замка Снежной Королевы. Если Вы выполните все задания, то я Весна – Красна смогу вернуться к людям и оживить природу вокруг. Жду Вас! Для путешествия высылаю Вам карту из воздушных облачков. Они помогут Вам добраться до Ледяного Замка снежной Королевы. Весна – Красна. 

3 слайд  Вот наша карта из воздушных облачков. Мы должны пройти длинный путь, чтобы помочь Весне – Красне
Воспитатель: ребята! Отправимся в путешествие, чтобы помочь Весне – Красне?
Дети: да!
Воспитатель: Посмотрев на карту и отгадав загадку, вы узнаете, где находится первое задание?

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!  (Один из детей подходит к зеркалу и достает облачко, на котором написано задание)

Воспитатель: итак первое задание - проговаривание чистоговорок.

Дети стоят в кругу, называют друг за другом чистоговорку, передают друг другу льдинку (кубик)

На-на-на — наступила весна,

Не-не-не – очень рады мы весне

Ло-ло-ло – на улице тепло

Ну-ну-ну – очень ждали мы весну

Ко-ко-ко – солнце светит высоко

Ди-ди-ди – идут весенние дожди

Воспитатель:  Молодцы, справились с заданием. Знаете много чистоговорок о Весне.
4 слайд И посмотрите, на экране появилась первая картинка (буква В и солнце) А как вы думаете, почему именно буква В и солнышко?

Дети: с этой буквы начинается название времени года Весна. Весной Солнце светит ярче, чем зимой. День становится длиннее, а ночь короче. 

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать задание:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

5 слайд Дети: Книга! Облачко будем искать там, где у нас в группе книги!  (Находят второе облачко с заданием.)

Воспитатель:  Игра «Будь внимателен!» (Гимнастика для глаз. Цель: Профилактика нарушений зрения, снятие напряжения. Закрепление букв. Совершенствовать пространственную ориентацию).

6 слайд — Внимание на экран. Найдите глазами левый верхний угол и произнесите (В), остановим взгляд в центре листа, произнесите букву (Е), затем  найдите  правый верхний угол и произнесите её (С), теперь переведите глаза в левый нижний угол (Н) произнесите, переведите глаза  в правый нижний угол и произнесите (А), а сейчас поморгайте глазами, зажмурьтесь, откройте глаза. Как выдумаете, здесь просто буквы или из них можно сложить слово? (дети отвечают, что получилось слово - Весна)

7 слайд Молодцы, справились с заданием. И появилась еще одна картинка (ручейки)

Дети. Весной снег тает, появляется много воды. Вода превращается в ручейки.

Воспитатель. Напоминаю, что нам нужно освободить Весну-красну от Снежной королевы, необходимо найти следующее задание. Где оно находится, посмотрите на карту 8 слайд (кухня)

Интерактивная игра Итак, на конвейере звуков речи перестал работать распределитель. Нам необходимо распределить звуки на гласные и согласные твердые либо мягкие. А скажите, ребята, чем отличается звук от буквы? (Буквы ми видим и пишем, звуки мы произносим и слышим)
Катя, дай характеристику гласных звуков. (Гласные поются. При произношении нет преграды для воздушной струи). Матвей, дай характеристику согласных звуков (При произнесении согласных есть преграда). Скажите, какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие. Звонкие и глухие) Каким цветом условно обозначаются гласные звуки? (Красным). Сережа, каким цветом обозначаются согласные твердые звуки? Аделина, каким цветом обозначаются согласные мягкие звуки? (Зеленым). Можем приступить к заданию. В процессе работы необходимо соблюдать технику безопасности. Экран предполагает работу сухим указательным пальцем руки. Для выполнения задания необходимо нажать на одну из шестерёнок, услышать звук и переместить его в коробку гласных звуков, либо в коробку согласных твердых звуков, либо в коробку согласных мягких звуков. Дети выполняют задание. 

Воспитатель: Молодцы! Прекрасно выполнили задание. Теперь у нас есть еще одна

9 слайд картинка (подснежник). Что она обозначает? (Ответы детей). Продолжаем наше путешествие.

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти следующее облачко, смотрим на карту: 10 слайд

Дети: Это карандаш! Надо искать там, где у нас лежат карандаши!

И следующее задание вам надо выполнить за столами. Присаживайтесь за столы. Не забывайте, что нужно поставить ножки вместе, выпрямит спинки.

11 слайд Но сначала выполним пальчиковую гимнастику «Весна»

 «Кап-кап-кап»,- капель звенит, (Стучим правым указательным пальцем по левой ладошке)

Словно с нами говорит. (Стучим левым указательным пальцем по правой ладошке) 

Плачут от тепла сосульки (Руки поднимаем вверх, кисти рук опускаем вниз, пальцы разводим, трясем кистями)

 И на крышах талый снег. (Соединяем руки над головой углом)

А у всех людей весною (Разводим руки в стороны) 

Это вызывает смех! (Хлопаем в ладоши и улыбаемся)

Воспитатель: и следующее задание очень трудное. Справитесь? Тогда скажите мне, а из чего состоит  наша речь? А предложения (Из слов). Сколько слов в предложении:

12 слайд Наступила ранняя весна. Тает снег. Найдите на экране схемы к этим предложениям. (Дети находят на слайде подходящие схемы к предложениям). У вас на столах лежат карточки со схемами предложений. Вам необходимо подумать и составить предложение по своей схеме. У кого то схема с точкой, у кого то с восклицательным знаком, у кого то с вопросительным знаком. (Дети выполняю задание) 

13 слайд Воспитатель: молодцы! Теперь у нас есть еще одна картинка (трава)

Воспитатель: Ну что, трудно? А сейчас я предлагаю немного отдохнуть.

14 слайд  Физкультминутка «Шаловливые сосульки»

Шаловливые сосульки (Руки поставить на пояс и весело шаловливо подпрыгивать.)
Сели на карниз.     (Приседание или сесть на ковер, на пол, на стульчик)
Шаловливые сосульки     (Подъем и опускание плеч)
Посмотрели вниз. (Руку приставить как козырек и посмотреть вниз вдаль)
Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами)
Стали каплями кидаться.  
(Руками изображаем это действие)
Две сосульки вниз смотрели (повторяем движение – руку приставить как козырек ко лбу и посмотреть вниз)
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь,    
(В такт наклонять голову вправо – влево.)
Кап-кап, дзинь – дзинь.
И на солнышке звенели
И…растаяли!!! 
(Расслабленно сесть, руки и ноги болтаются.)

15 слайд Воспитатель: А следующее задание мы будем искать вот где, посмотрите на карту:  (конструктор)

16 слайд Воспитатель:А задание вот такое: на экране картинка, я вам говорю слова, вы из них должны составить предложения. 17 слайд

18 слайд Вы все правильно выполнили и  посмотрите, на экране появилась еще одна картинка (веточка с почками)

19 слайд Воспитатель: Еще одно облачко с заданиями находится вот  где, отгадайте загадку:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. 20 слайд Итак, следующее задание – игра (с мячом) «Подберите слова по смыслу — наоборот»

  1. Медведь осенью засыпает, а весной (просыпается)
  2. Снег зимой чистый, а весной …(грязный)
  3. Вечером солнце заходит, а утром….(всходит)
  4. Мальчик рукавичку уронил, а потом ….(поднял)
  5. Зимой дни холодные, а весной …(теплые)
  6. Птицы осенью улетают, а весной (прилетают)
  7. Зима заканчивается, а весна….(начинается)
  8. Весна уходит, а лето …. (приходит)
  9. Зимой солнце тусклое, а весной …(яркое)

Воспитатель: молодцы, вы очень хорошо отвечали, и у нас появилась следующая

21 слайд картинка (птицы.) Как вы думаете, что она обозначает?

А у нас последнее задание, а находится оно вот где:

Машина, машина, машина моя!

Когда-нибудь станешь мала для меня.

А я подрасту и тогда поведу

Большую машину у всех на виду (уголок безопасности)22 слайд 

Задание. Разделить слова на слоги. Давайте будем называть те слова, которые ассоциируются с весной и считать в них слоги. Приготовьте для этого руки, будем прохлопывать (капель, апрель, сосульки, ручейки, солнце и т. д.)

23 слайд Воспитатель: Молодцы, и посмотрите, появилась еще две картинки (кораблик и животные). Что она означает? У нас получилась мнемотаблица.  Вот мы и добрались до Ледяного Дворца Снежной Королевы. Давайте составим рассказ про весну, чтобы дворец быстрее растаял и к нам пришла Весна – Красна. (Дети садятся на стулья, составляют рассказ)

24 слайд Посмотрите, ребята, замок Снежной королевы растаял и появилась Весна-красна!

25 слайд Весна: Ребята! Благодарю Вас, что Вы помогли мне и разрушили Ледяной Дворец Снежной Королевы. Я наблюдала, как Вы старались выполнить правила в играх, чтобы помочь мне. Спасибо Вам за помощь! Теперь мне пора приниматься за работу, украшать землю весенними цветами, дарить теплые дни детям и взрослым! До встречи!

Итог занятия
Воспитатель:
Кому мы сегодня смогли помочь? Чем Вам запомнилось наше путешествие? Какая игра Вам понравилась больше всего? Что было самым трудным для выполнения?
Рефлексия
26 слайд Воспитатель: У меня есть облачко и солнышко. Если Вам было сегодня интересно поучаствовать в нашем путешествии, поиграть в игры, то берите себе Солнышко. Если Вам было грустно и не все удалось сделать, то берите облачко. Дети выбирают солнышко или облачко.

Воспитатель: Наше путешествие закончилось. Вы сегодня прекрасно играли в игры и помогли Весне – Красне. Солнышки и Облачка Вам на память о весеннем путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экскурсии для детей старшей группы «Пришла Весна с радостью»

Данный конспект поможет научить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе....

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ "ПРИШЛА ВЕСНА - КРАСНА"

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ "ПРИШЛА ВЕСНА - КРАСНА"...

Конспект занятия "В гости к нам пришла весна"

Конспект открытого занятия с детьми 2-3 лет...

Конспект: Чтение рассказа Л.Н.Толстого "Пришла весна,потекла вода..."

Чтение рассказа Л.Н.Толстого " Пришла весна,потекла вода..."...

Конспект НОД в 1 младшей группе «Пришла весна».

Цель: закрепить и обобщить знания о весне.Задачи:Формировать представление о доступных явлениях природы;Формировать представление о сезонных явлениях природы;Формировать умение отвечать на простейшие ...