Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком «М»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект
организованной образовательной деятельности
по обучению грамоте
в старшей группе
«Знакомство со звуком «М»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Буревестниковский детский сад»
Конспект
организованной образовательной деятельности
по обучению грамоте
в старшей группе
«Знакомство со звуком «М»
Подготовила воспитатель:
Токарева М.Л.
Цель:
-познакомить с звуком М;
Задачи:
-развивать умение находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, -продолжать учить детей произносить слова с выделением нужного звука и находить место звука в слове.
-развивать логическое мышление, слуховое внимание
-стимулировать речевую активность детей.
Ход ООД:
1. Организационный момент:
Встали дружно все мы в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель читает стихотворение:
Что такое звук? Скажи!
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдёшь
Очень осторожно,
Не увидишь, не найдёшь,
А услышать можно.
Воспитатель: дети, о чем это стихотворение?
Дети: о звуках.
Воспитатель: правильно, сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звуки. Это нам необходимо для того, чтобы наша речь была грамотной и красивой.
Но сначала, мы должны сделать «зарядку для язычка»
Артикуляционная гимнастика
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую
Скажите, пожалуйста, звук и буква это одно и то же или они чем-то отличаются друг от друга?
Дети вспоминают правило: «Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим».
Воспитатель. Сегодня я вам ребята хочу прочитать очень коротенькое и забавное стихотворение, послушайте:
Мышка.
Мышка мылом мыла носик,
Мыла спинку, мыла хвостик.
Мыла так, что стала белой,
И от счастья мыло съела.
Воспитатель. Какая смешная мышка, мылась мылась и съела мыло. Я еще раз вам прочту, чтобы вы запомнили( повторяет стихотворение два раза, затем предлагает детям по желанию повторить его)
Воспитатель. Ребята, я не буду вам читать стихотворение и подчеркивать звук, который чаще всего встречается, я просто прочту стихотворение, а вы попытайтесь услышать какой же звук чаще всего повторяется! (воспитатель читает стихотворение, еле подчеркивая звук «м»)
Мышка мылом мыла носик,
Мыла спинку, мыла хвостик.
Мыла так, что стала белой,
И от счастья мыло съела.
Воспитатель. Кто услышал?(опрашивает детей и выслушивает их ответы) Тогда слушайте внимательно еще раз (повторяет стихотворение) Какой звук чаще всего повторяется в этом стихотворение? Ответы детей... Воспитатель. Молодцы, хоть я и не выделяла этот звук, но вы все его услышали. Сейчас я предлагаю вам самим прочитать стихотворение и выделить звук «м» во всех словах, кто хочет попробовать?(воспитатель помогает ребенку читать стихотворение)
Мышка мылом мыла носик,
Мыла спинку, мыла хвостик.
Мыла так, что стала белой,
И от счастья мыло съела.
Воспитатель. Очень хорошо,(хвалит ребенка который читал стихотворение). Как много в нем звуков «м» Кто запомнил слова, в которых есть звук «м»
Ответы детей Воспитатель. Правильно, это МЫШКА, МЫЛОМ, МЫЛА, МЫЛО
Произнесите, пожалуйста,звук «М». Когда мы его произносим, что происходит у нас во рту?
-губки сомкнуты без напряжения;
-воздух выходит через нос;
-горлышко «работает».
- звук «м» петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, звонкий (горлышко «работает»), может быть твердый и мягкий, поэтому мы обозначаем звук «м» синим цветом. Воспитатель. Ребята я сейчас произнесу слова, а вы мне ответе, где находиться звук «м» в слове, слушайте меня внимательно: МЫШКА, ДОМ, МЫЛО, СУМКА, МЯЧ, МАМА
Давайте все дружно, хором проговорим эти слова( проговаривают хором слова, тянут гласные)
Ответы детей
Воспитатель. Молодцы, правильно определили в каком месте в слове находиться звук «м». Звук «м» может находиться в начале слова, в середине и в конце. А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и сделать небольшую разминку.
Физкультминутка
В старом дереве дупло:
это домик буквы О.
Рядом с нею на суку
примостилась буква У.
В гости к нам издалека
прибежала буква А.
На спине у воробья
прилетела буква Я.
Буквы стали веселиться:
и смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
то похлопают в ладошки.
То присядут, отдохнут.
То опять плясать начнут.
Воспитатель. Отдохнули, продолжаем дальше наше занятие. Предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко», слушайте внимательно и отгадывайте мои загадки.
Игра «Доскажи словечко» Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!
Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись стал реветь, Это зверь лесной...(медведь)
Мы щенка в воде и в мыле Два часа мочалкой… (мыли).
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось… (мыло).
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку … (мячик).
Давайте еще раз назовем эти слова-отгадки и выделим первые звуки в каждом слове.
Дети вместе с воспитателем проговаривают слова и выделяют звук «м» в каждом слове.
Игровое упражнение «Хлопни в ладошки».
Воспитатель произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук «м»
м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы; мак, Оля, муха, дом, суп, мука, и т. д. Воспитатель. Молодцы, справились с заданием, а теперь подумайте и назовите какое-нибудь слово, в котором есть звук «м» (приступая к этому заданию воспитатель должен приготовить список слов со звуком «м»)
Ответы детей
Воспитатель. Очень хорошо, много слов вы назвали( игра продолжается пока дети называют слова, даже неправильные, в этом случае воспитатель их поправляет и просит придумать другое слово со звуком «м»)
В конце занятия воспитатель подводит итог
Воспитатель. С какими звуком мы сегодня с вами познакомились? Дайте характеристику этим звуку.
Ответы детей
Воспитатель. Чем мы с вами еще занимались сегодня на занятие?
Ответы детей
Воспитатель. Правильно, разучивали стихотворение про мышку, научились определять на каком месте в слове находиться звук «м», придумывали слова со звуком «м» и т.д.
Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились сегодня на занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в страну звуков и букв»
Тема: « Путешествие в страну звуков и букв»Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности(подготовительная группа, второй год обучени...
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР " В стране грамоты"
Конспект предназначен для учителей - логопедов и моспитателей ДОУ. Предложенный материал поможет разнообразить занятия по обучению грамоте, совершенствовать навыки анализа и синтеза,формировать у дете...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшей группы грамоте Тема: « Согласные звуки [л ], [л’], буква Л, л»
Цель:-формировать умение проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные, гласные, согласные твёрдые и мягкие);- развивать умение определять место звук...
Конспект образовательной деятельности обучение грамоте старшая группа "Знакомство со звуком и буквой Р"
Цель: знакомство с согласным звуком и буквой РЗадачи: 1. познакомить детей с согласным звуком [Р]; дать понятие твёрдый и мягкий звук [Р]; познакомить с графическим обозначением звука [Р], упраж...
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква Ш»
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо обучению грамотев подготовительной группеТема: «Звук и буква Ш»...
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе тема: «Звук и буква К»
Конспекторганизованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группетема: «Звук и буква К»...
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте "Звуки М, МЬ". Буква М.
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе....