Конспект занятия по формированию лексико - грамматического строя и связной речи по теме " Продукты питания"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сейидова Елена Владимировна

Целью данного конспекта является уточнение и систематизация знаний детей о продуктах питания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл produkty_pitaniya.docx72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной  образовательной деятельности                                                                   (образовательная область «Речевое развитие»)

(формирование лексико – грамматического строя и связной речи).

Подгрупповое занятие для детей  с ТНР, подготовительная группа.

Тема недели: Продукты питания.

Тема НОД: Продукты питания.

Учитель-логопед: Сейидова Е.В.

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о продуктах питания

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

  • учить согласованию числительных с прилагательными и существительными в роде, числе, падеже (один румяный пирог, два румяных пирога, пять румяных пирогов)
  • учить образованию существительных в творительном падеже (я угощу …)
  • активизировать словарь (существительных, прилагательных, глаголов) по теме

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать зрительное внимание, восприятие, память, мышление
  • развивать общую и мелкую моторику
  • развивать синтаксический стой речи (составление распространенных предложений с опорой на зрительный образ).

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
  • воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Словарная работа: активизация словаря детей ( существительные: манка, греча, пшено, горох, запеканка, желе; прилагательные:  картофельный, грибной, малиновый, капустный, яблочный, свекольный, гороховый, фасолевый, молочный, мясной, хлебный,  рыбный; глаголы: варить, запекать, жарить, тушить).

Оборудование: баночки с крупами, горшок, сюрпризная коробка, предметные картинки с изображением продуктов, картинка с изображением девочки Маши, мешочек с муляжами продуктов, мяч, картинки – раскраски по количеству детей с изображением продуктов.

Ход НОД:

Этап занятия

Деятельность учителя-логопеда и детей

Организационный момент

Игра-приветствие «Наши умные головки» 

 Наши умные головки 
Будут думать много, ловко. 
Ушки будут слушать, 
Ротик четко говорить. 
Ручки будут хлопать, 
Ножки будут топать. 
Спинки выпрямляются, 
Друг другу улыбаемся.

- Сегодня мы начнем как всегда с массажа наших пальчиков, потому что мы знаем «Чтобы четко говорить - надо с пальцами дружить»:

- колечко

- кулак – ребро – ладонь

- фонарики

Актуализация

знаний.

«Жили – были сыр, котлеты,

Колбаса, батон, конфеты,

Соки, овощи и фрукты,

Называем всё …. (продукты)

Очень любим их всегда, это вкусная … (еда)»

- Кто догадался, о чём мы сегодня поговорим? (ответы детей)

- Правильно, о продуктах питания!

Это продукты питания, у каждого своё название:

Масло, мясо, хлеб и каша, ряженка и простокваша,

Йогурт, сыр, кефир, творог и рассыпчатый пирог.

Колбаса, салат, сосиски, чай, печенье и ириски,

Фрукты, овощи, пельмешки.

На здоровье ешь! Без спешки!

(Т. Кулакова)

- Сегодня я расскажу  вам одну историю, которая произошла с этими продуктами у девочки Маши на кухне (выставляется картинка девочки)

Лексика. Расширение словаря по теме.

Сказка «Спор продуктов»

«Однажды на кухне, на столе поспорили продукты. Кто из них вкуснее?

- Я, сказал сыр – вкуснее всех, потому, что я – молочный, из молока, а значит очень полезный.

- Я вкуснее всех – сказала котлета, я из мяса, я мясная и вкусная.

- Я вкуснее всех, - заявил о себе сок, я фруктовый, а значит во мне много витаминов.

- Я вкуснее всех, - закричала капуста, я свежая и хрустящая.

А батон в ответ:

- Я вкуснее всех, я – мучной, свежий, душистый и всегда должен быть на столе!

Услышала их спор Маша и сказала:

«Не спорьте, вы все очень вкусные и полезные, я вас всех съем с удовольствием!»

- Кто же промолчал в этом споре? (конфета)

- Как вы думаете, почему? (много конфет есть вредно!)

- Правильно, а остальные продукты просто хвастались друг перед другом.

- Продукты очень  нужны и важны для человека. Почему? (для роста организма, для здоровья, чтобы быть крепкими и сильными.)

- Для чего нужна еда?

- Кто готовит еду?

- А теперь представьте, чем могут похвастаться продукты в магазине? 

  • В молочном отделе:

-  творог вкуснее всех, потому - что …. (он очень полезный для здоровья зубов)

- масло сливочное …. (потому, что его добавляют в любое блюдо, «Кашу маслом не испортишь!»)

  • В мясном отделе:

- Сосиска, потому что … (её можно быстро отварить и съесть)

- колбаса, потому что … (можно быстро приготовить бутерброд!)

  • В хлебном отделе:

- пирожное, потому что …. (оно сладкое и красивое)        

- хлеб, потому что … («Хлеб – всему голова, без хлеба – нет обеда!»)

Игра «Жадина»

- Вам надо взять картинку с изображением  какого – либо  продукта. Представьте, что это только твой продукт. Назовите, используя слова: «мой», «моя», «мое», «мои». Например, Мой сыр. (Спросить каждого ребенка)

Игра « Посчитай – ка»

- А теперь вам нужно посчитать свои продукты ( 1 – 2 – 5)

Например,одна жареная котлета — две жареные котлеты — пять жареных котлет и т.д.

Физминутка

Игра «Мы продукты покупали»

В магазин мы все ходили и продукты там купили:

Ходят на месте

Хлеба, мяса, молока, масла, рыбы, творога,

Взмах руками влево, вправо

Все к обеду припасли,

Прямо, широко разводят руки

Чуть до дома донесли.

Приседают

Игра «Что приготовить?»

- Ребята, а Маша приготовила  для вас очень интересное задание. Она захотела что – нибудь сварить(выставляется чугунок), а на кухне у ней много  - много баночек. Это - волшебные баночки, подскажите Маше, что в них, и что из этого можно приготовить?

Дети рассматривают и называют крупы в приготовленных прозрачных ёмкостях (манка, греча, рис, геркулес, горох, пшено, овсянка, перловка, чечевица, кукурузная крупа). Каждый ребёнок берёт одну ёмкость и составляет предложения.

- Какую кашу можно сварить из…?

Это пшено. Из пшена можно сварить пшенную кашу. И т.д.

Игра с мячом «Думай и отвечай»

Учитель - логопед (бросает мяч ребёнку и задаёт вопросы): 

- Суп варят или жарят?

- Что ещё можно варить?

Ребёнок: Компот, варенье, кашу, лапшу, макароны.

Учитель – логопед:

- Молоко кипятят или варят? Назови, что ещё можно кипятить?

Ребёнок: Воду.

Учитель – логопед:

- Котлеты пекут или жарят? Назови, что ещё можно жарить?

Ребёнок: Картофель, рыбу, яйцо, мясо.

Учитель – логопед:

- Хлеб пекут или тушат? Назови, что ещё пекут?

Учитель – логопед:

Ребёнок: Пироги, торты, печенье.

Учитель - логопед 

- Назови, что можно тушить?

Ребёнок: Овощи, мясо.

Дидактическая игра «Пирожки с начинкой»

- Дети, а Маша любит печь пироги с разными начинками.

Показывает картинку с капустой.

Это капуста. Маша испекла капустный пирог.

Выставляются картинки: картофель – картофельный, гриб - грибной, рыба – рыбный, яблоко – яблочный, морковь - морковный, малина – малиновый.

Подбор обобщающего слова

Учитель - логопед. Как назвать, одним словом капусту и морковь?

Дети. Овощи.

Учитель - логопед. Начинка из овощей, какая?

Дети. Овощная.

Учитель - логопед. Как назвать, одним словом яблоко и сливу?

Дети. Фрукты.

Учитель - логопед. Начинка из фруктов, какая?

Дети. Фруктовая.

учитель - логопед. Как назвать, одним словом малину и землянику?

Дети. Ягоды.

Учитель - логопед. Начинка из ягод, какая?

Дети. Ягодная.

Игра «Я угощу»

- А сейчас я предлагаю каждому из вас взять из волшебного мешочка какой-то продукт питания и угостить им Машу.  Предложение начинайте со слов «я угощу…»

Окончание деятельности

Учитель - логопед предлагает детям вспомнить, чем он занимались, в какие игры играли, что им понравилось или не понравилось, в чём испытывали затруднения. Дети дают оценку, используя смайлики.

- А Маша приготовила для вас сюрприз – картинки с изображением продуктов, которые вы можете раскрасить в групповой комнате или дома

- Давайте поблагодарим Машу и попрощаемся с ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи на тему: «Посуда»

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексической темы «Посу...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя и развитию речи по теме «Транспорт» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР III-IV уровня.

Данный конспект итогового занятия по теме "Транспорт"  разработан с опорой на презентацию в программе Smart Notebook. Интересная мотивация учебной деятельности, использование ИКТ-технол...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по теме "Продукты питания"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе по теме "Продукты питания". Совершенствование навыков словообразования, формирование умения образовывать от...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Космос» для детей с ОНР подготовительной группы

Конспект логопедического занятия  по формированию лексико - грамматических категорий и связной речи по теме "Космос" для детей подготовительной группы с ОНР...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Продукты питания». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи дл подготовительной группы по теме "Транспорт"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи дл подготовительной группы по теме "Транспорт"   Цель: развитие лексико-грамматического строя ...