Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи на тему: «Посуда»
    методическая разработка по логопедии по теме

    В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексической темы «Посуда».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексической темы «Посуда».

    Занятие 5. Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи на тему: «Посуда»

            Задачи:        

    1. Уточнять и расширять представления детей о посуде, ее назначении, материалах из которых она сделана.
    2. Формировать понятия «чайная», «столовая» и «кухонная посуда».
    3. Активизировать и расширять словарь по теме «Посуда».
    4. Учить образованию относительных имен прилагательных.
    5. Учить образованию существительных с помощью суффикса -ниц- со значением «вместилища» (посуды).
    6. Развивать зрительное восприятие и  внимание, мелкую моторику, координацию речи с движением.
    7. Развивать диалогическую речь детей.
    8. Формировать навыки самостоятельности, инициативности и доброжелательности.

       Оборудование: компьютер, мультимедийная дидактическая игра-презентация «Бьется – не бьется», мультимедийная дидактическая игра-презентация «Кукла Даша встречает гостей»,  театральная ширма,  кукла-марионетка, карточки с изображением посуды, посуда для игры  « Какой предмет лишний?», подарки от Кати.

            Ход занятия:

    1.  Организационный момент.

    – Посмотрите, сколько у меня картинок. Что на них изображено? Назовите одним словом.

    – Посуда.

    – Вы догадались, о чем мы будем с вами говорить? (о посуде).

    – А зачем нам она нужна? (Чтобы есть из нее, пить, готовить и хранить продукты.)

    1.  Основная часть.
    1. Драматизация.

    Раздаётся стук в дверь. Появляется  «плачущая»  Катя (ребёнок).

    - Ты кто? Почему ты плачешь?

    Катя: - «От меня посуда ушла!»

    - Ребята, вы догадались кто  это? Как вы думаете, почему от Кати посуда ушла?  (потому что она не мыла посуду, посуда была грязная).

    -  А какая она должна быть?  (чистая).

    -  Вот видишь, Катя,  с посудой нужно обращаться аккуратно, бережно.

    Катя: (громко плачет).

    -  Почему ты так громко плачешь?

    Катя:- «Мне посуду жалко! Она побьется».

    - Блюдца, блюдца

    Вдоль по улице несутся

    На стаканы – дзынь – натыкаются

    И стаканы – дзынь – разбиваются.

    1. Мультимедийная дидактическая игра-презентация «Бьется – не бьется».

            Цель: образование относительных прилагательных.

            Ход игры: «Ребята,  почему посуда разбивается? Давайте посмотрим и назовем, какая посуда бьется  (фарфоровая из фарфора: хрустальная – из хрусталя; глиняная из глины). Какая посуда не разбивается? (железная, деревянная, алюминиевая, пластмассовая)».

    - Вот видишь, Катя, не всякая посуда бьется. Ребята, что нужно сделать Кате, чтобы посуда к ней вернулась? (нужно убраться дома, все помыть, себя причесать, умыться).

    - Так что, Катя, поторопись домой, сделай все, как ребята сказали, может посуда к тебе и вернется.

    3. Работа над слоговым анализом слов.

    - А вы, ребята, посмотрите на свои карточки с изображением посуды.

    - Что изображено на карточке?              

    - Разбейте слово на слоги. Сколько слогов в слове? (Дети отвечают по очереди, каждый разбирает свое слово).

    4.Работа с загадками. 

    - Послушайте загадки:

    1) Салат, макароны, котлеты, картошку

    Их можно, конечно, покушать и ложкой,

    Но мною удобней – у меня есть зубчики

    Правда, невозможно мною кушать супчики.

    - Ребята, что это? (Вилка).

    - Для чего она нам нужна?

    2) Чтобы обед был хорош,

         В правую руку возьму я …(нож)

    - Для чего нам нужен нож?

    -  Каким должен быть нож? (острым).

    - Давайте поточим и наш нож.

        5. Пальчиковая гимнастика.

          Точим нож, точим нож

          Будет очень он хорош

          Будет резать он припасы:

           Масло, сало, хлеб, колбасы,

          Помидоры, огурцы,

          Угощайтесь, молодцы!

    6.  Раздается  стук в дверь. Из-за театральной ширмы появляется кукла.  Она здоровается с детьми. Называет своё имя.

    - Ребята, кукла Даша говорит, что к ней гости собираются, а посуды у нее мало.

    - Что же  делать? (купить). А где? (в магазине).  А как называется магазин, где продают посуду? (посудный). А какая посуда нужна для куклы? (кукольная).

    7. Мультимедийная дидактическая игра-презентация «Кукла Даша встречает гостей».

            Цель: образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением «вместилища»(посуды).

            Ход игры:

    -  Каждая посуда имеет свое назначение.

    - Если Даша гостей позовет на чай, какая посуда ей понадобится? (чайная). 

    - Назовите чайную посуду (блюдца, чашки, ложки).

    - В чем лежит сахар? (в сахарнице). 

    - А печенье, конфеты? (в конфетнице).

    - А где хранится чай? (в чайнице).

    - Если гости придут к Даше на обед, то какую посуду она поставит на стол? (столовую). Какую именно? (тарелку глубокую, мелкую, столовую ложку, вилку, нож).

    - Суп на стол мы поставим в чем? (в супнице).

    - А селедку? (в селедочнице).

    - А соль? (в солонке).

    - А соус? (в соуснице).

    -  Ребята, когда мама или бабушка на кухне готовят обед, какой посудой они пользуются? (кухонной)

    - Назовите, какую кухонную посуду вы знаете? (кастрюля, сковорода, дуршлаг, половник, ковш, шумовка, чайник, кружка).

    8. Гимнастика для глаз.

    Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 3-4 раза.

    Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно – так 3-4 раза.

    Медленно переводите взгляд вправо – вверх, затем влево – вниз и обратно, так 3-4 раза.

    Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлениях. Повторите 3 – 4 раза.

    9. Дидактическая игра « Какой предмет лишний?».

     - А теперь я посмотрю,  знаете ли вы, какая посуда для чего предназначена и из чего она сделана.  Для этого мы поиграем в игру.

    (Перед детьми выкладывается посуда)

    -  Ложка, вилка, нож, ложка деревянная.

    - Чашки 3 шт. одинаковые, 1 чашка с другим рисунком.

    -  Кукольные сковорода, кастрюля, шумовка, тарелка наст.

    - Кружка железная, пластмассовая, глиняная, чашка.

    -  Селедочница, глубокая тарелка, ложка столовая, ложка чайная.

    -  Стакан хрустальный, стеклянный, пластмассовый, 100 г маленький.

    -  Какие молодцы! Теперь вы  сможете правильно накрыть стол для гостей и не перепутаете чайную посуду с кофейной, столовую с кухонной.

    10. Раздаётся стук в дверь. Заходит чистая Катя и благодарит за помощь детей.

     -Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!

       Буду, буду я посуду и любить и уважать!

    - И за вашу помощь дарю вам подарки (картинки с изображением посуды)..

    1.  Итог занятия.

    - О чём мы говорили сегодня на занятии?

            - В  какие игры мы играли?    

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация и конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР по теме "Ранняя весна"

    Конспект совместной коррекционно-развивающей деятельности логопеда с детьми по теме "Ранняя весна". Цель занятия: обогащать активный словарный запас детей, развивать умение составлять р...

    Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

    Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

    Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи для детей 6-7 лет по теме "Зоопарк.Животные жарких и холодных странл."

    Конспект содержит материал по активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий, по  развитию связной речи, по развитию фонематических представлений детей 6-7 лет....

    Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

    Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

    Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи для детей ОНР

    Обогащение словарного запаса по теме «Наш дом». Уточнение и расширение представлений о профессии строителя, материалах, из которых строят дома. Совершенствование грамматического строя речи...

    Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: «Мебель»

    Конспектфронтального логопедического занятияпо развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи.Тема: «Мебель»...