Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Продукты питания». Подготовительная группа, ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ваганова Дарья Павловна

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:

1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Продукты питания».

2. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме «Продукты питания».

3. Графический материал по лексической теме «Продукты питания».

4. Домашнее задание по лексической теме «Продукты питания».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме

«Продукты питания»

Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Продукты питания».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять в речи названия различных продуктов, обобщающее понятие «продукты»;
  • закреплять употребление в речи близких по значению глаголов: жарить, варить, печь, кипятить и др.;
  • совершенствовать навык составления рассказов по картинкам;
  • совершенствовать грамматический строй речи (согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже).

Коррекционно-развивающие:

  • развивать диалогическую речь;
  • развивать у детей умение составлять предложения;
  • развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
  • развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к слову, навык совместной деятельности, дружеские взаимоотношения, инициативность;
  • воспитывать интонационную выразительность речи;
  • создавать положительную мотивацию к занятию.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

1. Организационный момент. Загадка.

Жили-были сыр, котлеты,

Колбаса, батон, конфеты,

Соки, овощи и фрукты,

Называем всё… (продукты)

Очень любим их всегда, это вкусная… (еда)

2. Беседа.

  • О чём мы сегодня поговорим? (о продуктах)
  • Где берем продукты? (в магазине, на рынке, в супермаркете)
  • Что мы делаем в магазине? (выбираем продукты, покупаем)
  • Как называется тот, кто покупает продукты? (покупатель)
  • Кто продает продукты? (продавец)

II. Основная часть.

1. Дыхательная и артикуляционная гимнастика

«Каша кипит». И. п.: сидя на стуле, одна рука лежит на животе, другая – на спине. Втягиваем живот и набираем воздух в легкие, опускаем грудь и выдыхаем воздух, произнося звук «ф-ф-ф-ф».

«Посмотрите, что в кастрюле?» Опустить голову вниз. Поворачивать голову вправо, влево.

«Жуем твердую морковь». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.

«Колбаса и сосиски». Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой».

«Горячий чай». Надувать и сдувать обе щеки одновременно.

«Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язычок на нижнюю губу. Подержать в таком положении на счет до 5-6.

«Рулет». Рот открыт, губы в улыбке. Приподнять узкий язычок посередине. Подержать в таком положении на счет до 5-6.

«Пирожок». Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «чашечку».

«Рожок». Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку».

«Делаем отбивные». Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д».

2. Загадки.

Ребята, у нас сегодня открывается большой магазин «Продукты». В магазин привезли много продуктов, их надо разложить по отделам.

Из водички полезной и белой

Какое захочется блюдо ты сделай:

Маслице, сливки, сыр, простоквашу,

Сваришь и суп, и второе, и кашу (молоко).

  • А в каком отделе продают молоко? (в молочном)
  • Что можно сказать о молоке, какое оно? (жидкое, белое, вкусное, сладкое, полезное)
  • А какие молочные продукты у вас в продаже? (сыр, творог, сметана, кефир, масло)

Как у бабушки Наташи ели вкусную мы кашу.

Каша пшенная с дымком,

С хлебом, с маслом, с молоком.

Дали нам большие ложки,

Съели все до самой крошки.

  • Из какой крупы бабушка Наташа сварила кашу? (из пшена)

Логопед предлагает рассмотреть пшено.

  • Что можно сказать о пшене, оно какое? (желтое, рассыпчатое, мелкое)
  • Пшено продается в бакалейном отделе.
  • Посмотрите на другие крупы и назовите их? (манка, гречка, рис, овсянка)

Есть во мне изюм, орех,

Вафли, разная начинка,

Что положат в серединку.

Мне любой бывает рад —

Люди любят … (шоколад)

  • Да, это шоколад. Какой он бывает? (молочный, с начинкой, горький, сладкий)
  • А в каком отделе продают шоколад? (в кондитерском)
  • А какие еще продукты можно купить в кондитерском отделе? (конфеты, пирожные, торт, зефир, мармелад)

3. Упражнение «Что лишнее?»

Логопед выставляет картинки и предлагает определить, что лишнее:

Творог – сыр – йогурт – колбаса.

  • Почему колбаса лишняя? (творог, сыр, йогурт – это молочные продукты, а колбаса – не молочный продукт)
  • Из чего её делают? (из мяса)
  • Как называется отдел, в котором продукты из мяса? (мясной)
  • Что продается в мясном отделе? (колбаса, сосиски, сардельки, котлеты)

4. Физкультминутка

Шли с картошкой пирожки (ходьба на месте),

Шли с морошкой пирожки (идти на цыпочках),

Кексы шли и плюшки (переваливаться с ноги на ногу),

Сдобные ватрушки (подпрыгивать поочередно на левой и правой ноге),

Булочки и калачи (топать ногами)

Испеченные в печи (руки сцепить, вытянуть вперед и округлить).

Пекарь пек искусно («стряпать пирожки» руками)

Было очень вкусно! (погладить живот)

  • Что мы купим для того, чтобы испечь пирожки? (муку)
  • Мука, какая она? (белая, мягкая, сыпучая)
  • Что можно печь из муки? (хлеб, булку, пирожок, пряник, сушку)
  • В каком отделе можно купить эти продукты? (в хлебном)

5. Игра с мячом «Думай и отвечай»

Логопед бросает мяч ребёнку и задаёт вопросы:

Суп варят или жарят? Что ещё можно варить?

Ребёнок: Компот, варенье, кашу, лапшу, макароны.

Молоко кипятят или варят? Назови, что ещё можно кипятить?

Ребёнок: Воду.

Котлеты пекут или жарят? Назови, что ещё можно жарить?

Ребёнок: Картофель, рыбу, яйцо, мясо.

Хлеб пекут или тушат? Назови, что ещё пекут?

Ребёнок: Пироги, торты, печенье.

Назови, что можно тушить?

Ребёнок: Овощи, мясо.

6. Проблемная ситуация «Спор продуктов»

«Однажды на кухне поспорили продукты: кто из них вкуснее?

  • Я, – сказал сыр, – вкуснее всех, потому что я молочный, сделан из молока, а значит очень полезный.
  • Я вкуснее всех! – сказала котлета, – Я мясная, сделана из мяса, а значит очень питательная.
  • Я вкуснее всех! – заявил о себе сок, – Я фруктовый, сделан из фруктов, а значит во мне много витаминов.
  • Я вкуснее всех! – закричала капуста, – Я свежая и хрустящая.

А батон в ответ:

  • Я вкуснее всех, я мучной, сделан из муки, я свежий, душистый и всегда должен быть на столе!

Услышала их спор Таня и сказала:

  • Не спорьте, вы все очень вкусные и полезные, я вас всех съем с удовольствием!

И только конфета промолчала в этом споре».

Как вы думаете, почему конфета промолчала? (конфеты вкусные, но вредные). Правильно, а остальные продукты просто хвастались друг перед другом. Разные продукты очень нужны и важны для человека. Почему? (для роста организма, для здоровья, чтобы быть крепкими и сильными). А теперь представьте, чем могут похвастаться продукты в магазине?

7. Игра «Хваста» (элементы ТРИЗ-технологии)

В молочном отделе хвастались продукты:

  • Творог вкуснее всех, потому что… (он очень полезный для здоровья костей и зубов)
  • Сливочное масло вкуснее всех, потому что… (потому, что его добавляют в любое блюдо)
  • Есть такая пословица: «Кашу маслом не испортишь!». Как вы ее понимаете?

В мясном отделе:

  • Сосиска самая вкусная, потому что… (её можно быстро отварить и съесть)
  • Колбаса самая вкусная, потому что… (можно быстро приготовить бутерброд!)
  • Котлета самая вкусная, потому что… (она вкусная и питательная)

В хлебном отделе:

  • Хлеб самый вкусный, потому что… (это самый важный продукт)
  • Есть такая пословица: «Хлеб – всему голова, без хлеба – нет обеда!». Как вы ее понимаете?

III. Итог занятия

О чем мы сегодня говорили? В какие отделы магазина ходили за продуктами? В каких отделах не были? (в овощном и рыбном). Я предлагаю вам вместе с родителями сходить в магазин за продуктами в эти отделы, а потом рассказать нам, какие продукты вы купили.

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Сеничкина, В. В. Конспекты тематических занятий по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи у детей с ОНР. – С. 40-44


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме

«Продукты питания»

Цель: закрепление представлений о продуктах питания, развитие связной речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Совершенствовать связность и последовательность пересказа;
  • Учить отвечать полным ответом;
  • Учить пересказу по схеме.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать связную речь (составление пересказа по схеме);
  • Совершенствовать зрительное внимание и восприятие;
  • Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
  • Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Организационный момент. Загадки

Можно сварить,

А можно разбить,

Если не прикасаться,

Цыпленком может оказаться. (Яйцо)

Сделан он из молока,

Но тверды его бока.

В нем так много разных дыр.

Догадались? Это... (Сыр)

Мы на хлеб его намажем

И добавим к разным кашам.

Кашу не испортят точно

Бело-желтые кусочки. (Масло)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

Вкусный даже подгорелый. (Хлеб)

Сидит на ложке,

Свесив ножки. (Лапша)

В холодильнике лежит,

Пахнет ароматно,

Учуяв, кот её бежит

Скушать безвозвратно.

Приготовлю к ней салатик,

Много видов её есть,

Ветчина и сервилатик,

Мне их всех не перечесть. (Колбаса)

Зелёный, чёрный и в пакетах,

Есть развесной, а есть в брикетах.

Давай, дружище, выручай:

«Что утром пьёшь с лимоном»? (Чай)

II. Основная часть:

1. Массаж биологически активных точек

В магазине жил горох – массируем щеки круговыми движениями.

Закричал горох: «Ох – Ох!» – массируем уши движениями сверху вниз

Тут я, детки, посмотрите, на конфеты не глядите – массируем внешние уголки глаз

Ну, скорей меня купите – нажимаем на крылья носа указательными пальцами.

От конфет ведь пользы нет – указательными пальцами массируем уголки губ

Я нужней, чем сто конфет! – похлопать ладонями по щекам.

2. Артикуляционная гимнастика

Как-то раз Язычок пришел в продуктовый магазин за покупками. Такой был огромный магазин, что у Язычка аж глаза разбежались, сколько в нем есть разных продуктов.

«Окошко»

Сначала Язычок зашел в молочный отдел и купил в нем сыр и масло.

«Заборчик-трубочка»

Потом Язычок пошел в хлебный отдел. Там он купил плоскую лепешку и длинный батон.

«Блинчик-иголочка»

После этого Язычок решил сходить в мясной отдел. Он увидел длинную-предлинную связку мясных сосисок. Долго он перекладывал их с полки в свою корзину.

«Часики»

Из аквариума в мясном отделе на Язычка смотрела огромная рыба, лениво перебирая плавниками и хвостом вверх-вниз. «Эта рыба точно свежая», – подумал Язычок.

«Качели»

Дальше в списке покупок у Язычка был чай. Язычок купил его в бакалейном отделе и уже представлял, как будет дома пить горячий чаек из любимой чашечки.

«Чашечка»

Напоследок Язычок зашел в кондитерский отдел и купил себе рулет к чаю.

«Катушка»

Вот такой веселый поход в продуктовый магазин получился у Язычка!

Большой палец вверх

3. Пальчиковая гимнастика

Падал снег на порог (постучать пальцами по столу)

Кот лепил себе пирог. («лепим»)

А пока лепил и пек (постучать ребрами ладоней по столу)

Ручейком пирог утек. («ручеек» сложенными вместе ладонями)

Пирожки себе пеки, (сжимать-разжимать кулаки ладонями вниз)

Не из снега, из муки. (похлопать)

4. Пересказ сказки «Спор продуктов»

«Однажды на кухне поспорили продукты: кто из них вкуснее?

  • Я, – сказал сыр, – вкуснее всех, потому что я молочный, сделан из молока, а значит очень полезный.
  • Я вкуснее всех! – сказала котлета, – Я мясная, сделана из мяса, а значит очень питательная.
  • Я вкуснее всех! – заявил о себе сок, – Я фруктовый, сделан из фруктов, а значит во мне много витаминов.
  • Я вкуснее всех! – закричала капуста, – Я свежая и хрустящая.

А батон в ответ:

  • Я вкуснее всех, я мучной, сделан из муки, я свежий, душистый и всегда должен быть на столе!

Услышала их спор Таня и сказала:

  • Не спорьте, вы все очень вкусные и полезные, я вас всех съем с удовольствием!

И только конфета промолчала в этом споре».

5. Игра «Какой? Какая? Какие?».

Салат из овощей – …, суп из курицы – …, булка из пшеницы – …, рагу из овощей – …, масло из оливок, сои, кукурузы – …, каша из гречки, овса, ржи – …, пюре из слив, яблок, груш – …, фарш из свинины – …, запеканка из творога – …

6. Игра «Один, два, пять».

Яблоко, бутылка молока, булка хлеба, батон, котлета, пирожок, бублик, пачка чая, рулет, торт, каша.

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Какие продукты мы вспомнили? Ребята, какие продукты мы можем найти в молочном отделе? А какие продукты находятся в мясном отделе? Что обычно мы видим в хлебном отделе? Что мы можем купить в кондитерской? А в бакалейном отделе? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Сеничкина, В. В. Конспекты тематических занятий по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи у детей с ОНР. – С. 40-44


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\Screenshot_2.pngC:\Users\User\Desktop\Screenshot_1.pngC:\Users\User\Desktop\OLXLyRhHRW4.jpgC:\Users\User\Desktop\orange-juice-character-thumbs-up-27011605.jpgC:\Users\User\Desktop\ми-ая-евушка-есть-насто-ько-счаст-ивое-и-очень-вкусный-74900685.jpgC:\Users\User\Desktop\Screenshot_3.pngC:\Users\User\Desktop\depositphotos_41460711-stock-illustration-cartoon-baguette-with-a-happy.jpg



Предварительный просмотр:

Домашнее задание

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

1. Игра «Какой? Какая? Какие?».

Салат из овощей – овощной салат

Суп из курицы – …

Булка из пшеницы – …

Рагу из овощей – …

Масло из сливок, подсолнечных семечек, оливок – …

Каша из гречки, овса, пшена – …

Пюре из слив, яблок, груш – …

Фарш из свинины – …

Запеканка из творога – …

2. Игра «Один, два, пять».

Одно яблоко, два яблока, пять яблок

1

2

5

Одна бутылка молока

Одна булка хлеба

Одна котлета

Один бублик

Одна пачка чая

Один пирожок

Одна каша

Один торт

Один батон

3. Упражнение «Продуктовый магазин»

Какие продукты мы можем купить…

в молочном отделе?

в кондитерском отделе?

в мясном отделе?

в бакалейном отделе?

в хлебном отделе?

4. Нарисуй свой самый любимый продукт питания. Расскажи, в каком отделе продуктового магазина его можно найти.

Домашнее задание

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

1. Игра «Какой? Какая? Какие?».

Салат из овощей – овощной салат

Суп из курицы – …

Булка из пшеницы – …

Рагу из овощей – …

Масло из сливок, подсолнечных семечек, оливок – …

Каша из гречки, овса, пшена – …

Пюре из слив, яблок, груш – …

Фарш из свинины – …

Запеканка из творога – …

2. Игра «Один, два, пять».

Одно яблоко, два яблока, пять яблок

1

2

5

Одна бутылка молока

Одна булка хлеба

Одна котлета

Один бублик

Одна пачка чая

Один пирожок

Одна каша

Один торт

Один батон

3. Упражнение «Продуктовый магазин»

Какие продукты мы можем купить…

в молочном отделе?

в кондитерском отделе?

в мясном отделе?

в бакалейном отделе?

в хлебном отделе?

4. Нарисуй свой самый любимый продукт питания. Расскажи, в каком отделе продуктового магазина его можно найти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи. Огород». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Фрукты. Сад». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Перелетные птицы». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Осенняя одежда». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Домашние животные». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Новый год». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...