Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи. Огород». Подготовительная группа, ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ваганова Дарья Павловна

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:

1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Овощи. Огород».

2. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме «Овощи. Огород».

3. Графический материал по лексической теме «Овощи. Огород».

4. Домашнее задание по лексической теме «Овощи. Огород».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме

«Овощи. Огород»

Цель: систематизация и активизация словаря детей по лексической теме «Овощи. Огород».

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Расширять представления детей об овощах, их внешнем виде;
  • Уточнить словарь по теме «Овощи. Огород».

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать умение подбирать прилагательные к существительным, составлять описательные рассказы;
  • Развивать умение образовывать множественное число существительных в родительном падеже от единственного числа;
  • Развивать умение образовывать относительные прилагательные от существительных;
  • Развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать навык сотрудничества, умение работать в коллективе, дисциплинированность;
  • Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Организационный момент. Игра «Подскажи словечко»

Пришла осень. В огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто. Летом выросла… (капуста)

Собираем мы в лукошко очень крупную… (картошку)

От дождя земля намокла – вылезай, толстушка…(свёкла)

Из земли тащи плутовку! Тянем сочную… (морковку)

Яркий овощ-чужеземец, король специй сладкий… (перец)

Надо наклониться низко, чтобы вытащить… (редиску)

Помогает деду внук – собирает с грядок… (лук)

Вот зеленый толстячок – крупный, гладкий… (кабачок)

Просится в салат синьор – ярко-красный… (помидор)

Вот зеленый молодец, свежий, сочный… (огурец)

Толста, оранжева, красива хозяйка огорода… (тыква)

В десяти зеленых блузах сидит початок… (кукурузы)

И красавец-великан темно-синий… (баклажан)

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

II. Основная часть:

Догадались, о чём мы с вами сегодня будем говорить?

Правильно, сегодня мы с вами поговорим об овощах!

А вы знаете, где растут овощи? (в огороде, на грядках, в теплице).

Ребята, а вы знаете, что овощи можно поделить на вершки и корешки. Те овощи, которые растут в земле – это корешки, потому что они служат корнем для растения (картофель, свёкла, морковь, редис, лук). А те овощи, которые лежат на земле или растут на кустах – это вершки, потому что они находятся наверху, над землей (капуста, тыква, кабачок растут прямо на земле, а огурец, помидор, баклажан и перец растут на кустиках. А кукуруза растет початком на толстом стебле).

1. Массаж биологически активных точек лица «Горох».

В магазине жил горох – массируем щеки круговыми движениями.

Закричал горох: «Ох – Ох!» - массируем уши движениями сверху вниз

Тут я, детки, посмотрите, на конфеты не глядите – массируем внешние уголки глаз

Ну, скорей меня купите – нажимаем на  крылья носа  указательными пальцами.

От конфет ведь пользы нет – указательными пальцами массируем уголки губ

Я нужней, чем сто конфет! -  прижимаем ладони к щекам.

2. Артикуляционная гимнастика «Заяц-огородник».

Жил-был заяц в своем деревянном домике на опушке леса.

«Окошко»

И однажды пришлось зайцу стать огородником. А случилось все так. Скакал однажды заяц по лесу, видит – ни ягод в лесу нет, ни орешков. Голодно зверям лесным. Даже хомяки последние запасы доели.

«Хомячок»

Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Встал с утра, выглянул в окно своего домика, посмотрел по сторонам, где огород разбить можно.

«Часики»

Взял лопату и пошел на полянку.

«Лопатка»

Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он – шипит рядом кто-то:

– Эй, заяц, ты чего тут делаешь?

– Огород копаю, чтобы еду на весь год вырастить, - отвечает заяц.

Змея сначала удивилась, а потом голову подняла, осмотрела все и похвалила зайца.

«Змейка»

Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где-то грибок засушенный нашла.

«Грибочек»

«Вот молодец», – удивилась белка и тут же дала совет: – Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. – А сама хвост распушила и дальше по деревьям ускакала.

«Качели»

Только белка ушла – медведь идет да банку с вареньем несет.

«Варенье»

Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошел к нему и дал разумный совет:

– Смотри, рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. – И ушел косолапый. Заяц дальше копает, хоть уже очень устал.

«Копаем ямки» (упирать язык в щеки)

А перед самым вечером смотрит – волк идет, чашечку несет.

– Ой, заяц, какой ты молодец! – заохал волк. – До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашка.

«Чашечка»

Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи копался заяц, а наутро еще и мостик сделал, чтобы удобнее было воду для поливки ковшиком черпать.

«Ковшик»

Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил её, и получилась целая горка.

«Горка»

Пришлось лошадку пригласить, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам.

«Лошадка»

Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут. Только одна змея шипела, потому что не любит капусту.

«Змея шипит»

3. Дыхательная гимнастика «Тянем морковь».

И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены.

1 – наклонить туловище вниз (вдох); 2 – «Тянуть морковку», на выдохе произносить: «У – у – у – х!».

4. Игра «В огороде много…».

В огороде растёт много разных овощей. Давайте расскажем, чего много в огороде?

Огурец – много огурцов, горох – много гороха, помидор – много помидоров, морковь – много моркови, картофель – много картофеля, редис – много редиса, баклажан – много баклажанов, перец – много перцев, лук – много лука, чеснок – много чеснока, тыква – много тыкв, редька – много редек, кабачок – много кабачков.

5. Игра «Большой-маленький».

Давайте представим, что к нам в гости пришли зайчиха и зайчонок. У нас для них есть угощение. Для зайчихи большие овощи, а для зайчонка – маленькие. Для зайчихи морковь – для зайчат морковка. Перец – перчик, тыква – тыковка, огурец – огурчик, лук – лучок, морковь-морковочка, помидор – помидорчик, свёкла – свеколка, чеснок – чесночок, редиска – редисочка, баклажан – баклажанчик, горох – горошек.

А теперь представим, что в гости к нам пришел медведь. Медведю нужен большущий овощ. Огурец – огуречище, свёкла – свёклище, баклажан – баклажанище, помидор – помидорище, чеснок – чесночище.

6.Физминутка «Урожай».

В огород пойдём, урожай соберём. Идут по кругу, взявшись за руки,

Мы морковки натаскаем «Таскают»

И картошки накопаем, «Копают»

Срежем мы кочан капусты, «Срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками три раза.

Щавеля нарвём немножко «Рвут»

И вернёмся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки

7. Игра «Какой, какая?»

Каждый из вас берёт картинку в руки и рассказывает о том, какой этот овощ по цвету, форме и кладёт эту картинку в ящик для овощей (можно использовать вместо карточек муляжи овощей).

Это круглый красный помидор. Это овальная, оранжевая морковь. Это круглая зелёная капуста.

Это круглая, красная свёкла. Это овальный зеленый огурец. Это овальный фиолетовый баклажан.

Это круглый розовый редис. Это круглая, оранжевая тыква. Это овальный коричневый картофель.

Это круглый жёлтый лук. Это круглый белый чеснок. Это овальный красный (желтый) перец.

Это овальный зелёный кабачок. Молодцы. Вот какой урожай мы с вами собрали!

8.Пальчиковая гимнастика (взять распечатанную)

Хозяйка однажды с базара пришла («шагаем» указательным и средним пальцем по столу),

Хозяйка с базара домой принесла (загибаем по очереди пальцы на руках):

Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу. Ох!.. (хлопок в ладоши)

Вот овощи спор завели на столе (сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле (загибаем по очереди пальцы):

Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла? Ох!.. (хлопок в ладоши)

Очень все постарались, вкусный суп сварили!

9. Дидактическая игра «Повар и овощи»

А теперь из собранного урожая давайте ещё приготовим что-нибудь вкусное: сделаем из овощей салат. Какой получился салат? (получится овощной салат). Салат из капусты? (капустный).  Из свёклы? (свекольный). Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (кабачковая). Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре? (картофельное). А из овощей можно делать соки? (да). Как назовём сок из моркови? (морковный). Из свёклы? (свекольный). Из огурца? (огуречный). А из помидора какой сок? (томатный). Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.

III. Итог занятия

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось?

Что мы с вами сегодня собирали? Какие овощи мы собирали? Где растут овощи? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 34-53.
  3. Сеничкина, В. В. «Конспекты тематических занятий по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи у детей с ОНР» С. 15-24.


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме

«Овощи. Огород»

Цель: закрепление представлений об овощах, развитие связной речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными, с уменьшительно-ласкательным значением);
  • Учить употреблять глаголы.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать связную речь (составление описательного рассказа);
  • Совершенствовать зрительное внимание и восприятие;
  • Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
  • Развивать творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, умение выслушивать ответы сверстников;
  • Учить отвечать полным ответом.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

1. Загадки

Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?  (Репка)

В земле сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук)

На стебле зелёный крюк,

А на нём висит сундук.

В сундуке восемь ребят

Молча рядышком сидят. (Горох)

Внизу красно, вверху зелено,

В землю вросло. (Свекла)

Маленький и горький, луков брат. (Чеснок)

На грядочке зелёные,

А в баночке солёные. (Огурцы)

Сто одежек –

Все без застежек. (Капуста)

Запеканки, драники,

Оладьи и пюре,

 Зразы и вареники,

Печёнки в кожуре

И отличную окрошку

Можно сделать из... (Картошки)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры)

II. Основная часть.

2. Артикуляционная гимнастика

  1. Жил-был Язычок в большом доме с большими окнами «Окошко».
  2. Как-то раз утром Язычок проснулся, потянулся (тянуть язык к носу) и вышел во двор. Смотрит, а в огороде у него беспорядок: на грядках выросли сорняки, растения все сухие, еще и забор старый покосился.
  3. Построил Язычок новый забор вокруг своего огорода, получился забор ровный, красивый «Заборчик».
  4. Но вот беда – заборчик не покрашен. Решил Язычок-овощевод покрасить свой забор «Чистим зубы».
  5. Затем Язычок взял грабли и стал рыхлить землю на огороде, чтобы растениям дышалось легче (протаскиваем язык через зубы).
  6. После этого Язычок взял лейку и полил каждое растение «Ручеек», сразу зазеленели овощи, заулыбались.
  7. Решил Язычок-огородник убрать урожай картофеля. Ботва у него наверху, солнечный свет для картофеля собирает, а клубни внизу в земле, впитывают воду и полезные вещества. Взял Язычок лопатку «Лопатка».
  8. И стал копать: сначала лопатой землю подцепляет, а затем ее поднимает, так и ходит лопата вверх-вниз «Качели».
  9. Много картофеля накопал Язычок и стал его в мешки собирать (упирать язык в щеки).

3. Дыхательная гимнастика

Устал Язычок-огородник от дел тяжелых, решил чай попить, а чай горячий. (Подуем на чашечку с чаем: 1 –вдох носом, выдох ртом, 2 – вдох ртом, выдох носом, следить, чтобы щеки не надувались).

4. Составление рассказа-описания по схеме.

Логопед демонстрирует детям схему, объясняет, что означает каждый ее фрагмент. Ребенку предлагается на выбор составить описательный рассказ об овоще по схеме. Например: «Это морковь. Она треугольной формы, красного цвета. Очень сладкая на вкус и гладкая наощупь. Растет в земле, на грядке, в огороде. Из моркови можно приготовить салат, сок и котлеты».

5. Физкультминутка.

Решил огородник похвастаться своими овощами и устроил парад.

Плавно идет капуста (Шаг с носочка)

Важно шагает помидор (Руки на боках, шаг на всей стопе)

Осторожно идет лук (На носочках)

Не спеша вышагивает картошка (На пятках)

Вприпрыжку спешит морковка (Подскоки)

Маршируют молодцы – огурцы (Шаг марша)

6. Игра «Вершки-корешки»

Давайте вспомним, какие овощи у нас «вершки», то есть, растут наверху, над землей, а какие овощи – «корешки», то есть, растут под землей (Логопед демонстрирует карточки с овощами, дети определяют).

7. Игра «Скажи наоборот»

Морковь сладкая, а лук… (горький).

Чеснок белый, а редька… (черная).

Огурец длинный, а картофель… (короткий).

Горох маленький, а тыква… (большая).

Помидор мягкий, а кабачок… (твердый).

Тыква желтая, а баклажан… (фиолетовый).

Капуста большая, а редиска… (маленькая).

Огурец овальный, а помидор… (круглый).

Тыква растет низко, а кукуруза… (высоко).

Помидор красный, а огурец… (зеленый).

Свёкла растет внизу, а перец… (наверху).

III. Итог занятия

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Какие овощи мы с вами сегодня описывали? Где растут овощи? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 34-53.
  3. Сеничкина, В. В. «Конспекты тематических занятий по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи у детей с ОНР» С. 15-24.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Дарья\Desktop\1548948_5.jpg



Предварительный просмотр:

Домашнее задание

ОВОЩИ

  1. Рассмотреть с ребенком натуральные овощи. Вспомнить, где выращивают овощи (овощи растут в огороде на грядке и в теплице). Вспомнить, как растут овощи (некоторые овощи растут в земле, а некоторые – на кустиках). Обратить внимание на характерные признаки овощей и фруктов (цвет, форма, размер). Что делаем с овощами (приготовление: жарим, варим и т.д.).

  1. Упражнения:

Игра «Один-много»

Огурец – много огурцов,

помидор – много …,

морковь – много …,

картофель – много …,

лук – много …,

чеснок – много …,

тыква – много …,

редька – много …,

кабачок – много … .

Игра «Назови ласково»

Перец – перчик, тыква – …, огурец – …, морковь –…, помидор – …, свёкла – …, чеснок – …, редиска – …, баклажан – …, лук – …, горох – …

Игра «Повар»

Какой салат из капусты? (капустный)

Какое пюре из картофеля?

Какой салат из свёклы?

Какой сок из моркови?

Какие оладьи из кабачка?

Какой сок из помидоров?

Какой пирог из тыквы?

Какой суп из лука?

Какой салат из кукурузы?

Какая икра из баклажанов?

Домашнее задание

ОВОЩИ

  1. Рассмотреть с ребенком натуральные овощи. Вспомнить, где выращивают овощи (овощи растут в огороде на грядке и в теплице). Вспомнить, как растут овощи (некоторые овощи растут в земле, а некоторые – на кустиках). Обратить внимание на характерные признаки овощей и фруктов (цвет, форма, размер). Что делаем с овощами (приготовление: жарим, варим и т.д.).

  1. Упражнения:

Игра «Один-много»

Огурец – много огурцов,

помидор – много …,

морковь – много …,

картофель – много …,

лук – много …,

чеснок – много …,

тыква – много …,

редька – много …,

кабачок – много … .

Игра «Назови ласково»

Перец – перчик, тыква – …, огурец – …, морковь –…, помидор – …, свёкла – …, чеснок – …, редиска – …, баклажан – …, лук – …, горох – ...

Игра «Повар»

Какой салат из капусты? (капустный)

Какое пюре из картофеля?

Какой салат из свёклы?

Какой сок из моркови?

Какие оладьи из кабачка?

Какой сок из помидоров?

Какой пирог из тыквы?

Какой суп из лука?

Какой салат из кукурузы?

Какая икра из баклажанов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Фрукты. Сад». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Перелетные птицы». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Осенняя одежда». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Домашние животные». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Продукты питания». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Новый год». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...