Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Фрукты. Сад». Подготовительная группа, ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ваганова Дарья Павловна

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:

1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Фрукты. Сад».

2. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме «Фрукты. Сад».

3. Графический материал по лексической теме «Фрукты. Сад».

4. Домашнее задание по лексической теме «Фрукты. Сад».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме

«Фрукты. Сад»

Цель: систематизация и активизация словаря детей по лексической теме «Фрукты. Сад»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Расширять представления детей о фруктах, их внешнем виде, о работе взрослых в садах;
  • Уточнить словарь по теме «Фрукты. Сад».

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать умение подбирать прилагательные к существительным, составлять описательные рассказы;
  • Развивать умение образовывать множественное число существительных в родительном падеже от единственного числа;
  • Развивать умение образовывать относительные прилагательные от существительных;
  • Развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать навык сотрудничества, умение работать в коллективе, дисциплинированность;
  • Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Организационный момент. Загадки.

Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его (Лимон)

С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин —
Это спелый (Апельсин)

Он оранжевый и сочный,
Любит Новый год.
Посмотри под ёлку – точно,
Он в подарках ждет!
Этот рыжий господин —
Вкусный сладкий (Мандарин)

Круглобока, желтолица,
Может с солнышком сравниться.
А душистая какая,
Мякоть сладкая такая!
Мы поклонники отныне
Королевы поля (Дыни)


Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож.
Желтая лампочка висит.
Скушать нам себя велит (Груша).

Что за фрукт поспел в садочке?
Кость внутри, в веснушках щечки.
Прилетел к нему рой ос —
Сладок мягкий (Абрикос)

Жарким солнышком согрет,
В шкурку, как в броню, одет.
Удивит собою нас
Толстокожий (Ананас)

Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет (Банан)

Груша, яблоко, банан.
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся (Фрукты)

II. Основная часть:

Догадались, о чём мы с вами сегодня будем говорить?

Правильно, сегодня мы с вами поговорим о фруктах!

Ребята, фрукты – это плоды, которые растут на деревьях и которые мы все очень любим. А почему мы их любим?

Да, ребята, вы правы, мы любим фрукты за то, что они сладкие, сочные, ароматные. А еще за то, что в них много витаминов, поэтому они еще и полезные.

А вы знаете, где растут фрукты? (на деревьях в саду, а еще на пальмах, в теплых тропических странах, например, в Африке).

Как называются деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые)

1. Массаж биологически активных точек

Будем мы варить компот, (похлопать щеки)

Фруктов нужно много. Вот. (постучать пальцами по лбу)

Будем яблоки крошить, (постучать пальцами по щекам)

Грушу будем мы рубить. (ребром ладони погладить нос)

Отожмем лимонный сок, (пожать уши)

Слив добавим на глазок. (погладить вокруг глаз)

Варим, варим мы компот, (пальцами погладить щеки по кругу)

Угостим честной народ. (пощипать губы)

2. Артикуляционная гимнастика

Однажды Язычок решил сходить на прогулку во фруктовый сад. Проснулся он утром, выглянул в окошко – на улице тепло и солнышко светит.

«Окошко»

Была у Язычка лошадка. Она очень любила фрукты, и Язычок решил взять ее с собой. Сел он на лошадку и поехал в сад.

«Лошадка»

Приехал Язычок к саду, а он огорожен высоким-высоким забором, только верхушки деревьев видно.

«Заборчик»

Увидел Язычок ворота и постучался.

«Молоточек»

Садовники открыли ворота и пропустили Язычка на лошадке. Язычок увидел фруктовый сад, и сначала очень сильно удивился, а потом обрадовался.

«Трубочка-улыбка»

В саду росли высокие-превысокие деревья.

Тянем язык вверх

А на деревьях росли всякие разные фрукты. Увидел Язычок круглые и румяные яблоки, одно сам съел, еще одно лошадке дал.

Надуваем щеки

На другом дереве росли сливы. Попробовал Язычок сливы, а они сладкие-пресладкие.

Упирать язык в щеки

В самом центре сада росли апельсины и лимоны. Укусил Язычок лимон и высунул язык: лимон оказался очень кислый.

«Иголочка»

Язычок увидел, как работают садовники. Граблями они собирали упавшие листья и рыхлили землю.

«Грабельки»

А потом брали большие-пребольшие лопаты и делали ямки, чтобы сажать новые деревья.

«Лопата»

Язычок решил помочь садовникам и тоже выкопал ямку. А затем посадил в нее маленькое апельсиновое деревце.

«Качели»

Язычок полил его водой из лейки.

«Ручеек»

Наступил вечер, и Язычок с лошадкой отправились домой. Вот такая получилась прогулка во фруктовом саду!

Большие пальцы вверх

3. Дыхательная гимнастика «Срываем яблоки»

Потянуться руками вверх, встать на цыпочки. Вдох, задержали на 1-2-3.

Сжать кулаки, опустить руки вниз, встать на всю стопу. Выдох «Ух!». Повторить 5 раз.

4. Игра «Большой-маленький»

В саду работают не только люди, а еще гномы и великаны. Давайте сначала поможем гномам собрать маленькие фрукты.

Яблоко-яблочко, груша-грушка, слива-сливка, апельсин-апельсинчик, мандарин-мандаринчик, лимон-лимончик, банан-бананчик, ананас-ананасик, абрикос-абрикосик, гранат-гранатик.

А теперь поможем великанам собрать огромные фрукты.

Банан-бананище, апельсин-апельсинище, мандарин-мандаринище, лимон-лимонище, ананас-ананасище, абрикос-абрикосище, слива-сливища, гранат-гранатище.

5. Игра «Посчитаем фрукты»

Мы с вами помогли садовникам собрать фрукты, а теперь я предлагаю вам их посчитать.

Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Банан, груша, слива, апельсин, мандарин, персик, абрикос, ананас, лимон, гранат.

6. Физминутка

Как румян осенний сад! (легкие хлопки по щекам)

Всюду яблоки висят. («фонарики» руками)

Краснобоки, краснощеки, (руки на поясе, наклоны)

На ветвях своих высоких (руки поднять вверх)

Точно солнышки горят! (соединить руки в круг – «солнышко»)

На носочки я встаю, (подняться на носки)

Яблочко я достаю, (по одной руке поднимать вверх, «хватать»)

С яблочком бегу домой, (бег на месте)

Мамочке подарок мой! (хлопки в ладоши)

7. Игра «4-й лишний»

Помидор, огурец, персик, морковь

Яблоко, картофель, груша, абрикос

Лимон, чеснок, лук, свёкла

Апельсин, гранат, помидор, мандарин

Перец, айва, тыква, баклажан

8. Игра «Какой, какая?»

Каждый из вас берёт картинку в руки и рассказывает о том, какой этот фрукт по цвету и форме (можно использовать вместо карточек муляжи фруктов).

Это круглое красное яблоко. Это овальная желтая груша. Это круглый оранжевый апельсин. Это овальный желтый лимон. Это круглый оранжевый мандарин. Это овальный желтый банан. Это круглая синяя слива. Это круглый розовый персик. Это овальное зеленое киви. Это овальный оранжевый ананас. Это круглый красный гранат.

Молодцы. Вот какой урожай мы с вами собрали!

9. Игра «Повар и фрукты»

А теперь из собранного урожая давайте ещё приготовим что-нибудь вкусное: сделаем из фруктов салат, выжмем сок, сварим варенье.

Какой из фруктов получился салат? (получится фруктовый салат).

Сок из яблок (яблочный). Сок из апельсинов (апельсиновый). Сок из лимона (лимонный). Сок из персиков (персиковый). Сок из абрикосов (абрикосовый). Сок из ананаса (ананасовый). Сок из бананов (банановый). Сок из граната (гранатовый).

Варенье из яблок (яблочное). Варенье из слив (сливовое). Варенье из груш (грушевое).

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня собирали? Какие фрукты мы собирали? Где растут фрукты? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 54-75
  3. Сеничкина, В. В. «Конспекты тематических занятий по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи у детей с ОНР» С. 25-33


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме

«Фрукты. Сад»

Цель: закрепление представлений о фруктах, развитие связной речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными, с уменьшительно-ласкательным значением);
  • Учить употреблять глаголы.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать связную речь (составление описательного рассказа);
  • Совершенствовать зрительное внимание и восприятие;
  • Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
  • Развивать творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, умение выслушивать ответы сверстников;
  • Учить отвечать полным ответом.

Ход занятия

  1. Вводная часть. Организационный момент. Игра «Жадина».

Доброе утро, ребята. Сегодня к нам на занятие пробрался лисенок Жулик. У вас на столах лежат фрукты. А он хочет их у вас обманом выманить и унести в свою нору. Вам нужно вежливо отказать лисенку и объяснить ему, что этот фрукт ваш. (Лисенок обращается к ребенку: «…, отдай мне, пожалуйста, этот вкусный апельсин». Ребенок отвечает: «Нет, лисенок, это мой апельсин!»).

Лисенок понял, что выманивать фрукты обманом не вежливо. Он просит у вас прощения. Давайте мы покажем ему, что мы на самом деле не жадные и угостим лисенка каждый долькой своего фрукта. («Я угощу лисенка апельсином»).

II. Основная часть.

1. Массаж биологически активных точек

Будем мы варить компот, (похлопать щеки)

Фруктов нужно много. Вот. (постучать пальцами по лбу)

Будем яблоки крошить, (постучать пальцами по щекам)

Грушу будем мы рубить. (ребром ладони погладить нос)

Отожмем лимонный сок, (пожать уши)

Слив добавим на глазок. (погладить вокруг глаз)

Варим, варим мы компот, (пальцами погладить щеки по кругу)

Угостим честной народ. (пощипать губы)

2. Артикуляционная гимнастика

Был у садовода большой сад.

«Окошко»

Все цвело там и пахло различными фруктовыми деревьями. Любил свой сад садовод, каждый раз радовался, как приходил в него.

«Заборчик»

Однажды пришел садовод в сад, смотрит, а яблоки уже большие и румяные выросли, груши сочные почти падают с деревьев, тяжелые сливы наклонили ветки к земле. Удивился садовод, как много урожая выросло.

«Трубочка»

Взял садовод высокую лестницу и стал забираться повыше к плодам.

Тянем язык вверх

Яблоки, груши и сливы он снял с веток и разложил по ящикам.

Упираем язык в щеки

Затем взял острые садовые ножницы и отрезал старые сухие веточки, чтобы они не мешали деревьям расти.

Заборчик, открывать-закрывать зубы

Решил садовод прибраться в саду: взял грабли и сгреб сухие листья.

«Грабельки»

Затем взял большую лопату и вскопал землю, чтобы корням дышалось легко.

«Лопата»

Полил садовод любимые растения из лейки.

«Ручеек»

А потом сел на качели и долго любовался своим прекрасным садом.

«Качели»

3. Дыхательная гимнастика

Давайте представим, какой свежий воздух во фруктовом саду, как в нем пахнет яблоками, персиками и апельсинами. Делаем вдох, 1-2-3, выдох. Повторить 5 раз.

4. Составление рассказа-описания по схеме.

Логопед демонстрирует детям схему, объясняет, что означает каждый ее фрагмент. Ребенку предлагается на выбор составить описательный рассказ о фрукте по схеме. Например: «Это слива. Она круглой формы, синего цвета. Очень сладкая на вкус и гладкая наощупь. Растет в саду на дереве. Из сливы можно сварить варенье, испечь пирог, выжать сок».

5. Физкультминутка «Марш фруктов»

Решил садовник похвастаться своими фруктами и устроил парад.

Плавно идет груша (Шаг с носочка)

Важно шагает яблоко (Руки на боках, шаг на всей стопе)

Осторожно идет лимон (На носочках)

Не спеша вышагивает ананас (На пятках)

Вприпрыжку спешит банан (Подскоки)

Маршируют красавцы-апельсины  (Шаг марша)

6. Игра «Скажи наоборот»

Яблоко круглое, а банан… (овальный).

Апельсин оранжевый, а слива… (синяя).

Банан длинный, а мандарин… (короткий).

Слива маленькая, а дыня… (большая).

Мандарин мягкий, а ананас… (твердый).

Груша желтая, а яблоко… (красное).

Апельсин большой, а мандарин… (маленький).

Ананас овальный, а персик… (круглый).

7. Игра «Один-много»

Ребята, давайте похвастаемся, как много фруктов выросло во фруктовом саду. Груша – в саду много груш. Яблоко, банан, слива, ананас, персик, абрикос, гранат, лимон, апельсин, мандарин, дыня.

III. Итог занятия

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня делали? Какие фрукты мы описывали? Где растут фрукты? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 54-75
  3. Сеничкина, В. В. «Конспекты тематических занятий по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи у детей с ОНР» С. 25-33



Предварительный просмотр:

C:\Users\Дарья\Desktop\1548948_5.jpg



Предварительный просмотр:


https://vignette.wikia.nocookie.net/doratheexplorer/images/d/d3/Dora-Swiper-walking-stock-art.png/revision/latest?cb=20190812043232

C:\Users\Дарья\Desktop\92 сад\Конспекты и материалы\03.jpg



Предварительный просмотр:

Домашнее задание

ФРУКТЫ. САД

  1. Рассмотреть с ребенком натуральные фрукты. Вспомнить, где выращивают фрукты (фрукты растут в саду на дереве, в жарких странах, дыня растет на бахче). Обратить внимание на характерные признаки фруктов (цвет, форма, размер, вкус). Что делаем с фруктами (приготовление: варим компот, варенье, печем пирог и т.д.).

  1. Упражнения:

Игра «Скажи наоборот»

Яблоко круглое, а банан… (овальный).

Дыня сладкая, а лимон… (кислый).

Апельсин оранжевый, а слива… (синяя).

Банан длинный, а мандарин… (короткий).

Слива маленькая, а дыня… (большая).

Мандарин мягкий, а ананас… (твердый).

Груша желтая, а яблоко… (красное).

Апельсин большой, а мандарин… (маленький).

Ананас овальный, а персик… (круглый).

Игра «Назови ласково»

Яблоко – яблочко, груша – , слива – , апельсин – , мандарин – , лимон – , банан – , ананас – , абрикос – , гранат – .

Игра «Повар»

Какой из фруктов получится салат? (фруктовый)

Какой сок из яблок?

Какой сок из апельсинов?

Какой сок из лимона?

Какой сок из персиков?

Какой сок из абрикосов?

Какой сок из ананаса?

Какой сок из граната?

Какой сок из банана?

Какое варенье из яблок?

Какое варенье из слив?

Какое варенье из груш?

Домашнее задание

ФРУКТЫ. САД

  1. Рассмотреть с ребенком натуральные фрукты. Вспомнить, где выращивают фрукты (фрукты растут в саду на дереве, в жарких странах, дыня растет на бахче). Обратить внимание на характерные признаки фруктов (цвет, форма, размер, вкус). Что делаем с фруктами (приготовление: варим компот, варенье, печем пирог и т.д.).

  1. Упражнения:

Игра «Скажи наоборот»

Яблоко круглое, а банан… (овальный).

Дыня сладкая, а лимон… (кислый).

Апельсин оранжевый, а слива… (синяя).

Банан длинный, а мандарин… (короткий).

Слива маленькая, а дыня… (большая).

Мандарин мягкий, а ананас… (твердый).

Груша желтая, а яблоко… (красное).

Апельсин большой, а мандарин… (маленький).

Ананас овальный, а персик… (круглый).

Игра «Назови ласково»

Яблоко – яблочко, груша – , слива – , апельсин – , мандарин – , лимон – , банан – , ананас – , абрикос – , гранат – .

Игра «Повар»

Какой из фруктов получится салат? (фруктовый)

Какой сок из яблок?

Какой сок из апельсинов?

Какой сок из лимона?

Какой сок из персиков?

Какой сок из абрикосов?

Какой сок из ананаса?

Какой сок из граната?

Какой сок из банана?

Какое варенье из яблок?

Какое варенье из слив?

Какое варенье из груш?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи. Огород». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Перелетные птицы». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Осенняя одежда». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Домашние животные». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Продукты питания». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Новый год». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...