Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Перелетные птицы». Подготовительная группа, ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ваганова Дарья Павловна

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:

1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Перелетные птицы».

2. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме «Перелетные птицы».

3. Графический материал по лексической теме «Перелетные птицы».

4. Домашнее задание по лексической теме «Перелетные птицы».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме

«Перелетные птицы»

Цель: Расширять и закреплять знания о перелетных птицах: внешнем виде, среде обитания, питании, повадках, перелёте.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • формировать умение отличать перелётных птиц от зимующих с помощью знаний о связи между характером корма и способом его добывания;
  • совершенствовать навыки звукового и слогового анализа, употребления предлогов;
  • учить составлять предложения.

Коррекционно-развивающие:

  • активизировать словарный запас – перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой
  • развивать связную речь и логическое мышление;
  • совершенствовать мелкую и общую моторику, речевое дыхание;
  • развивать умение согласовывать имена существительные с числительными;
  • развивать умение согласовывать имена существительные с глаголами.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к слову, навык совместной деятельности, дружеские взаимоотношения, инициативность;
  • создать положительную мотивацию к занятию.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Организационный момент.

Ребята, послушайте стихотворение Е. Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

II. Основная часть:

Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? (об осени)

Куда же это все птицы улетают? (в тёплые края)

По каким признакам мы отличаем птиц от других живых существ?

          - Голова и тело покрыто перьями.

          - У них есть крылья.

          - Они умеют летать.

А каких птиц называют перелетными?

          - Тех, которые осенью улетают, а весной возвращаются из тёплых стран.

Каких перелетных птиц вы уже знаете?

          - Соловей, грач, ласточка, аист, кукушка, жаворонок, журавль.

Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.

1. Массаж биологически активных точек «Летели утки»

Летели утки над лесной опушкой.

(Лёгкими движениями провести пальцами по лбу 6 раз)

Задели ели самую макушку.

(Так же легко провести 6 раз по щекам)

И долго елка ветками качала.

(Указательными пальцами массировать крылья носа)

А не начать ли нам массаж сначала?

(Повторить)

2. Артикуляционная гимнастика

Не слушался маленький воробышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него.

«Окошко»

Испугался он, хотел обратно залететь в гнездо, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке.

«Горка»

Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог – маленький еще был, не научился летать. Сел воробышек и громко заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка.

«Змейка»

– Помоги мне, – просит воробышек, – я из гнезда упал.

– Я бы рада тебе помочь, отвечала змейка, – но у меня нет рук, как же я тебя положу в гнездышко? Иди по тропинке, найдешь там помощь. – И уползла.

Еще пуще заплакал воробышек, но пошел. Вдруг на встречу ему скачет лягушонок.

«Лягушка»

– Помоги мне залезть в гнездо, лягушонок! – попросил Воробушек.

Лягушонок попрыгал кругом, да чем он поможет? Услышала плач мама воробьиха – летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Прискакала на громкий плач лошадка и попыталась подсадить воробышка на дерево.

«Лошадка»

Но и это не помогло. Все горюют вместе, а придумать ничего не могут. Слышат – стучит дятел.

«Дятел»

Позвали его, совета попросить. Дятел подумал и сказал:

– Я знаю, что делать. Иди на детскую площадку и позови ребятишек, у них есть руки, и по деревьям они умеют лазать. Они тебе помогут.

Так и решили. Попрыгал воробей на площадку и видит: ребята на качелях качаются и в футбол играют.

«Качели»

«Футбол»

Попросил воробей у них помощи. Ребята побежали и отнесли воробышка в гнездо. Больше он уже не плакал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и пел им песенки.

3. Дыхательная гимнастика «Птицы»

Раздать детям бумажных птиц на ниточках. Дети набирают воздух носом, длительно дуют на птицу через рот.

4. Чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли»

В золотые осенние дни собрались к отлёту журавли. Собрались в стройные косяки, потянулись в тёплые страны. Покружили над рекой, над родным болотом. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. С высокого ясного неба слышали мы их прощальные крики. До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною.

Беседа по тексту.

В какие дни собрались к отлёту журавли? (В золотые осенние дни собрались к отлету журавли)

Над чем они покружились? (Покружились они над рекой, над родным болотом)

Куда потянулись косяки птиц? (Стройные косяки потянулись в теплые страны)

Где пролетели журавли? (Через леса, через поля, через шумные города)

Откуда мы слышим их прощальные крики? (С высокого ясного неба мы слышим их прощальные крики)

Что кричали дети журавлям? (До свидания, до свидания, журавли. До радостной встречи весной)

Ребята, а вы знаете как летят журавли?

Кто ведет птиц в стае?

Почему его так называют?

5. Игра «Скажи одним словом»

Ребята, если у цапли длинный клюв, то это длинноклювая цапля.

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

Если у утки зеленая голова, то это… (зеленоголовая утка).

Если у журавля большие крылья, то это… (большекрылый журавль).

Если у лебедя длинная шея, то это… (длинношеий лебедь).

6. Физминутка «Птички»

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают. («клюют»)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Дальше полетели

И на место сели («улетают», садятся)

7. Игра «Назови ласково»

Серая кукушка – (серенькая кукушечка)

Добрая птица – (добренькая птичка)

Пёстрая утка – (пёстренькая уточка)

Шустрая трясогузка – (шустренькая трясогузочка)

Короткий хвост – (коротенький хвостик)

Тонкая шея – (тоненькая шейка)

Белое крыло – (беленькое крылышко)

Острый клюв – (остренький клювик)

Легкое перо – (лёгенькое перышко)

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Каких птиц мы вспомнили? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 94-114


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме

«Перелетные птицы»

Цель: закрепление представлений о перелетных птицах, развитие связной речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Совершенствовать связность и последовательность пересказа;
  • Учить отвечать полным ответом;
  • Учить пересказу по схеме.
  • Учить определять птиц по их описанию.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать связную речь (составление пересказа по схеме);
  • Совершенствовать зрительное внимание и восприятие;
  • Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
  • Развивать творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
  • Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.

Ход занятия

I. Вводная часть. Организационный момент.

Ребята, послушайте загадки.

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (аист)

В чужие гнёзда эта птица

Подбросить яйца мастерица.

Ку-ку кричит подружка.

А как зовут её? (кукушка)

Угадайте, что за птичка  

Тёмненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвоен в два хвоста.

Раньше всех из птиц встает,

Солнцу песенку поет,

Все живое поднимает,

Как ту птичку называют? (жаворонок)

Клин летит курлыча к югу,

Не желая встретить вьюгу.

Облетая пол Земли,

Вдаль несутся… (журавли)

По весне к нам с юга мчится

Чёрная, как ворон, птица.

Для деревьев наших врач –

Ест букашек разных … (грач)

II. Основная часть.

1. Массаж биологически активных точек

Скачет шустрый воробей (постучать пальцами по лбу)

Все быстрей, быстрей, быстрей! (постучать пальцами по щекам)

Крошки хлеба поклевал, (пощипать щеки)

Над землею полетал, (погладить пальцами щеки по кругу)

На березе посидел. (пожать уши)

Кыш. Куда-то улетел! (похлопать по щекам)

2. Артикуляционная гимнастика

В гнезде пятеро птенцов,

Пять пушистых близнецов.

У детей такие рты –

Слышен писк за полверсты.

«Окошко»

Черный грач – чернее ночи,

Утомился, как рабочий:

Он по полю днем ходил,

Клювом червяков ловил.

«Трубочка»

Мы построили скворечник

Для веселого скворца,

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца

«Молоточек»

Утка плавает в пруду.

Я поближе подойду,

«Ути-ути», – ей скажу,

Червячков ей предложу.

Плоский клюв у утки.

Это вам не шутки!

«Лопата»

Цапля клювом, как пинцетом,

Ловит корм зимой и летом.

А потом, наевшись, спит –

На одной ноге стоит.

«Иголочка»

За мной! – Кричит вожак. – За мной!

Холодный воздух разгребая.

За ним летит вся птичья стая

Туда, где будут жить зимой.

«Качели»

Аист свил гнездо на крыше,

И отныне всей семьёй

Клёкот аиста мы слышим

У себя над головой.

«Чашечка»

3. Дыхательная гимнастика «Птицы»

Раздать детям бумажных птиц на ниточках. Дети набирают воздух носом, длительно дуют на птиц через рот.

4. Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли» по схеме

В золотые осенние дни собрались к отлёту журавли. Собрались в стройные косяки, потянулись в тёплые страны. Покружили над рекой, над родным болотом. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. С высокого ясного неба слышали мы их прощальные крики. До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною.

5. Физкультминутка

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора.

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Каких насекомых мы вспомнили? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 94-114

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Домашнее задание

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

  1. Образуй новые слова по образцу: белые крылья  белокрылый.

Черные крылья  …                                   Белый клюв  …

Длинные крылья  …                                Красный клюв  …

Длинные ноги  …                                    Черные лапы  …

Длинная шея  …                                      Зеленая голова  …

Длинный клюв  …                                   Красный хвост  …

  1. Игра «Один-много»

Назови перелетных птиц во множественном числе и скажи, кого много в стае.

Слова

Множ. число

Много

скворец

скворцы5naqhfkf0rm54a422

скворцов

журавль

кукушка

дикая утка

соловей

грач

  1. Рассмотри и раскрась картинки. 

Покажи и назови, кто нарисован на картинках. Назови, каких перелетных птиц ты ещё знаешь.

C:\Users\User\Desktop\1-1.jpg

Домашнее задание

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

  1. Образуй новые слова по образцу: белые крылья  белокрылый.

Черные крылья  …                                   Белый клюв  …

Длинные крылья  …                                Красный клюв  …

Длинные ноги  …                                    Черные лапы  …

Длинная шея  …                                      Зеленая голова  …

Длинный клюв  …                                   Красный хвост  …

  1. Игра «Один-много»

Назови перелетных птиц во множественном числе и скажи, кого много в стае.

Слова

Множ. число

Много

скворец

скворцы5naqhfkf0rm54a422

скворцов

журавль

кукушка

дикая утка

соловей

грач

  1. Рассмотри и раскрась картинки. 

Покажи и назови, кто нарисован на картинках. Назови, каких перелетных птиц ты ещё знаешь.

C:\Users\User\Desktop\1-1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи. Огород». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Фрукты. Сад». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Осенняя одежда». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Домашние животные». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Продукты питания». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Новый год». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...