ООД по развитию речи в старшей группе "Богатыри - защитники Руси" 2022 уч.год
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Организованная образовательная деятельность "Богатыри - защитники Руси"  разработана для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. по лексической теме "Защитники отечества". Данная деятельность направлена на развитие всех компонентов устной речи и на познавательный интерес к историческому прошлому нашей страны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_bogatyri_russkie_22g.docx600.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей.

Конспект

 организованной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие»  в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема: «Богатыри – защитники Руси»

Возрастная группа: старшая

Место проведения: МБДОУ №15 «Ромашка»

Дата проведения: 22. 02. 2022г.

Длительность занятия – 25 минут. 

                                                                                                                       

                                                                                        Воспитатель высшей категории:

 Андрюшина Л. М.

Г. Шарыпово 2022г.

Цель: Развитие всех компонентов устной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Обучающие:

- активизировать словарь по теме «Богатыри  - защитники Руси»

- совершенствовать грамматический строй речи (употребление предлогов, глаголов, согласование числительных с прилагательным, образование существительных при помощи суффикса Щ)

- продолжать учить классифицировать предметы и употреблять в речи обобщающие слова.

 Корреционно – развивающие задачи:

- развивать связную и диалогическую речь:

- мышление и память;

- фонематический слух;

- тонкую и общую моторику;

- навык звукового и слогового анализа слов;

 - артикуляционный аппарат

Воспитывающие задачи:

- воспитывать патриотизм к Родине.  Прививать чувство гордости к славной жизни предков  на Руси  и желание быть похожими на них.

                Словарь: (доспехи: кольчуга, шлем, наручи, поножи. Снаряжение: щит, меч, копьё, булава, колчан со стрелами, палица, кистень. Снаряжение лошади: седло, стремя, удила, узда, былина, богатырь)

Методы и  приёмы

  • наглядный (иллюстрации, использование ИКТ)
  • словесный (вопросы и ответы, указания, пояснения, беседа);
  • практический (аппликация, опыты)
  • игровой

Педагогические технологии:

  • элементы социоигровой (ритуал начала и окончания ОД, деление на компании).
  • личностно-ориентированная;
  • игровая (д/игры и игровые упражнения);
  • здоровье – сберегающая технология; (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, физминутка, элементы кинезеологии, арт –терапия, музыкотерапия, рисование обеими руками)
  • проектная деятельность;
  • ИКТ

Оборудование:

Мольберт, магниты, проектор, ноутбук.

Инвентарь: перо, мнемосхемы для составления чистоговорки и рассказа, карточки для деления на компании, Д/и «раздели на слоги», И/уп. «ЗКС», прищепки,  фломастеры, бумажные листы дуба.

Самоанализ:

        Организованная образовательная деятельность состояла из трёх частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть  мотивировала детей на реализацию поставленных задач. Вызвать познавательный интерес, к предстоящей деятельности помогла музыкальная разминка.

Основная часть организованной образовательной деятельности была обращена на развитие всех компонентов устной речи, а также на познавательный интерес к историческому прошлому нашей страны. Развитие диалогической речи наблюдалось на протяжении всего занятия: игра в кругу; беседа по картине «3 богатыря»;  Развитию связной речи способствовала проектная деятельность, чтение коллективного стихотворения в начале и в конце ООД и составление  рассказа по мнемосхеме.

Развитие звукового и слогового анализа слов реализовывались  через игровое упражнение «Сигнальщики», в компаниях разбор ЗАС (кони) и  Д/и «Раздели на слоги».  Активизация словаря по теме прослеживалась во время всей образовательной деятельности.

Совершенствование грамматического строя речи и образование слов способствовала игра в кругу. Беседа по картине «3 богатыря»  и в компании (составление рассказа).

Развитию артикуляционного аппарата способствовала зарядка для язычка и чистоговорка. Фонематических слуха – игра  на ложках Шифровальщики»

Продуктивная деятельность способствовала не только развитию мелкой моторики рук, но и снятию напряжения у детей и развитию межполушарного вещества (мозолистого тела)

Упражнять детей в классификации предметов помогла игра деление на компании, Д/и « Четвёртый лишний»  

Развивать чувство ритма, координацию движений у воспитанников помогли

Здоровьесберегающие технологии.

В заключительной части ООД  была проведена дыхательная гимнастика, способствующая снять утомляемость у воспитанников. Воспитывать патриотизм к Родине.  Прививать чувство гордости к славной жизни предков  на Руси  и желание быть похожими на них способствовали: начало ООД и  коллективное чтение стихотворение о богатырях. Технология ТРИЗ «Ах1 – Ох!» усилила положительные эмоции воспитанников.


        

        

Ход ООД:

  1. Слайд: 1  Вход под музыку «Богатыри» (выполнение кинезеологических упражнений под музыкальное сопровождение)

Первые – ладонь, кулак; вторые ухо- нос; Третьи – локоть – ребро, кулак, четвёртая  – руки внизу– руки вверху;  Пятая  – руки перед собой – кулак, ладонь развёрнутая к верху.

  1. Ритуал ООД:

Славься, Отчизна!

Славься, Родная!

Славься, могучая наша, Русь!

Спасибо, за мирное небо над головами.

За жизнь, за покой, за уют.

- Ребята, почему мы зашли под такую музыку? Эта музыка про кого?

Дети: Эта музыка про защитников отечества, скоро праздник 23 февраля.

- Вы готовы стать защитниками своей Родины?

Дети: Готовы

- Отправим сигнал о нашей боевой подготовке.

3. Артикуляционно-дыхательные мимические упражнения.
 Первый сигнал - машем флагом в честь начала боевой подготовке - «Часики»
Второй сигнал -покажем границу которые мы охраняем –«Заборчик»
Третий сигнал - покажем какое оружие есть у нас и как оно стреляет
-пушка стреляет: (ДДДДДДДДДД);
-автомат (ТТТТТТТТТТ);
-танк (ТРТРТРРРРРРРР)
-самолет (А-Э-О-У)

- конная пехота, как скачет? «Лошадка»

  1. В кругу: Будем перо передавать историю Руси вспоминать. - Как называется наша страна? (Россия)

- Кто защищает нашу страну? (солдаты, военные)

- Как называлась раньше наша страна? (Русь)

- Как назывались раньше защитники Руси? (богатыри – витязи)

Слайд №2  (появляется картинка современного мужчины)

- Вот такие богатыри защищали нашу Русь? (нет)

- А какие были богатыри? (сильными – сильными как кто? (силачи); высокими как кто?  - деревья;   могучими – как что? (как дубы);   отважными – как кто? (солдаты);  добрыми – как кто? (кот – Леопольд),  мудрыми как кто? (Василиса премудрая);   умными как кто? (учёный);  быстрыми как что? (как ветер); зоркими как кто? (сокол)

 Слайд № 3 (картинка богатыря на экране)

- Вот такие богатыри защищали нашу Русь? (Да)

Образование слов: (У меня рука, а у богатыря? (у богатыря  -ручище…) богатырь – богатырище, , нога – ножище, сапог – сапожище, голова – головище, конь - конище, седло – седлище, кольчуга – кольчужище, булава – булавище, борода – бородище, сила – силища, Нос – носище; уши – ушище, голос – голосище, свист - свистище

 Дети садятся на стульчики)

- Кого не хватает богатырю?

Дети: Коня!

Слайд №4 - Посмотрите на экран и определите, что надо для богатырского  коня?  Д/и «Четвёртый лишний» интерактивная игра (стремя, уздечка, седло, карета)

6. На экране картина Васнецова «3 Богатыря» Беседа по картине

Слайд №5 - Ребята, кто изображён на картине?

Дети : Богатыри

- назовите богатырей?

Дети: В центре Илья Муромец, слева от него Добрыня Никитич, справа Алёша Попович.

- Какими богатырей изобразил художник?

     Дети: мужественными, сильными, отважными, зоркими)

    - Из былин мы узнали какую силу они показывали? (богатырскую). А удаль? (молодецкую)

_ Что есть у двух богатырей, а у третьего нету?

  Дети: У двух богатырей есть бороды, а у третьего нету бороды.

 - Что такое доспехи?

Дети: защитная одежда.

- Из чего она сделана?

Дети: из металла

- значит она какая?

 Дети: металлическая.

Перечислите доспехи богатырские

Дети: Шлем, кольчуга, наручи, поножи

-Какие лошади у богатырей?

Дети: богатырские лошади.

  -  Кого защищали богатыри  на Руси?

Дети: Русь от врагов и простых людей, бедных крестьян.

- богатыри  были вне милости у князя, почему?

Дети: Потому что они защищали простых людей и крестьян.

 – С кем сражался Илья Муромец?

Дети:  С соловьём – разбойником.

Сдайд № 6 - Задание от Ильи Муромца: Изобразить свист соловья, используя схему и деревянные ложки:  ….  ------------  …..  ---------------  ..  ----------- .  (дети стучат деревянными ложками и произносят звук – )

Слайд ( №7 -  14)  7. - Коля представит свою презентацию . ребёнок рассказывает презентацию о значении слова – богатырь.  приготовил с родителями).

- Чтобы узнать насколько этот звук сильный, скажем чистоговорку по схеме.

(у богатыря была  большая булава. Дети приговаривают восхищенно и вопросительно)

Сдайд № 15  8.  Добрыня Никитич хочет узнать, готовы ли вы стать богатырями?

Физминутка

Все подняли руки - раз!!!!
Силы много во всех нас!
Выполняем повороты
мы всегда с большой охотой!
Руки мы кладем на плечи - не боимся с врагом встречи!

 Важно ноги упражнять, это тоже нужно знать!

Вдох и выдох выполняем.

         Физминутку завершаем.                

9. – Добрыня Никитич хочет проверить вас на внимательность.

        

(Дети стоят в кругу: Игра «сигнальщики» «Звук согласный твёрдый – машите руками, согласный твёрдый – стоим, мягкий – садимся.)

10. Алёша Попович даёт вам следующее задание: разделится на 3 компании 1- карточки  - доспехи. 2 – карточки – лошадиная упряжь. 3 - компания – оружие богатыря.

- Дети выбирают посыльных и приходят за заданием: 1- ая компания - составляет рассказ  про Илью Муромца по схеме с съёмными  карточками;

C:\Users\USER\Desktop\рассказ по jpg.JPG

2 – ая компания  – звуковой анализ слова – кони (звуки обозначают синими, зелёными и красными прищепками) ; 3 – я компания  – Д/и « Шнуровка - Раздели слова на слоги».

C:\Users\USER\Desktop\слоги.JPG

11. – Ребята, когда богатыри уходили защищать Русь, они брали с собой талисман на удачу (горсть земли и лист дуба. )

- Почему лист дуба?

Дети:  Так как дуб могучее дерево и придаёт силу по приданиям.

- Возьмите листы с нарисованными листами дуба, фломастеры в обе руки и одновременно обеими руками точечными движениями заштрихуйте лист дуба – это будет ваш талисман.

 12.  Дети встают в круг: хоровое чтение

Сдайд № 16  А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их конями Землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит  - не шелохнётся!

А преданья старины – забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

13. (звучит релаксационная музыка) Прижмите листик к себе, закройте глазки, сделайте глубокий вдох – вдохните здоровье, силу, добро, знания, а теперь медленно выдохните – усталость, напряжение. Стряхните с себя всё плохое.

14.  ТРИЗ: Кому понравилось занятие, скажите -  АХ!. А если не понравилось  -  ох! !

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по развитию речи на тему "День Защитника Отечества" для детей старшей группы компенсирующей направленности

Данный конспект НОД по развитию речи на тему "День защитника Отечества" предназначен для детей старшей группы компенсирующей направленности(ЗПР/ЗПРР), но возможно его применение и в логопедических гру...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Защитники нашей Родины»

1. Закрепить представления детей о том, кто такие защитники Отечества.2. Воспитывать у детей чувство гордости и уважение к защитникам Отечества.3. Развивать связную речь детей....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "День защитника отечества"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группеТема: "День Защитника отечества"Задачи:Образовательные:1.       Закрепить знания детей о празднике День защитника Отечества...

Тема недели: Наши защитники. Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Граница на замке»

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Граница на замке» Цель: упражнять в составлении рассказа по серии сюжетных картин. Задачи: закрепить и обобщить знания детей об армии и защи...

НОД по развитию речи для старшей группы "Наши защитники"

Активизирование словаря по теме "Защитники отечества", закрепление умения проводить звуковой анализ слова. Воспитание патриотических чувств, любви к Родине....