"Развитие мелкой моторики в экспериментальной деятельности"
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Тараканова Светлана Михайловна
На протяжении дошкольного детства огромное значение в интеллектуальном и речевом развитии ребёнка, наряду с игровой, имеет экспериментальная деятельность. Для детей дошкольного возраста в процессе экспериментально-исследовательской деятельности очень важно познавательно-речевое развитие.  Эта деятельность разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности, связной речи, самостоятельности мышления. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Становится очевидным, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_po_razvitiyu_melkoy_motoriki.pptx1.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие мелкой моторики в экспериментальной деятельности детей младшего возраста» Воспитатели: Тараканова С.М Кучева Е.А

Слайд 2

Развитие речи Главной потребностью и функцией является для нас речь. Этим человек отличается от животных. Через общение с другими людьми мы реализуем себя как личность. Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте речь ребенка носит ситуативный характер и поэтому важно именно в этот период вызвать активность речи, иначе она будет отставать в своем развитии. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Ученые установили: если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, так как формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точки - от пальцев. Выдающийся русский медик - психиатр, невропатолог, физиолог, психолог Владимир Михайлович Бехтерев сказал: «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию». Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речевых центров.

Слайд 3

Экспериментальная деятельность Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников. В детском экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества — новых построек, рисунков, сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования). Детское экспериментирование является основой любого процесса детского творчества.

Слайд 4

На протяжении дошкольного детства огромное значение в интеллектуальном и речевом развитии ребёнка, наряду с игровой, имеет экспериментальная деятельность. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Становится очевидным, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Для детей дошкольного возраста в процессе экспериментально-исследовательской деятельности очень важно познавательно-речевое развитие. Эта деятельность разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности, связной речи, самостоятельности мышления.

Слайд 5

Игры-экспериментирования с водой, фасолью, различными крупами, камнями, пуговицами…

Слайд 6

Массаж ладоней Шестигранный карандаш Грани карандаша легко покалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пальчиковая гимнастика с карандашом «Мотор» Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя. Заводи мотор скорей И ладони разогрей. Всё быстрей, быстрей, быстрей, Сил, приятель, не жалей. Ход немного замедляем. Видно, к лесу подъезжаем. Едем тише, тише, тише. И мотор уже не слышен. Шишки Сосновую шишку возьму я в ладошку, В ладошке ее покатаю немножко. Кручу и катаю, катаю – кручу, Ладошки и пальчики ей щекочу. Я шишку легонько сжимаю, сжимаю - Так пальчики я свои разминаю.

Слайд 7

Массаж ладоней Грецкие орехи Катание орехов между двумя ладонями: положить орех на ладонь, закрыть сверху другой ладонью и начать катать. Прокачу я свой орех По ладоням снизу вверх, А потом обратно, Чтоб стало мне приятно. Чтобы стал круглее всех. Массаж можно делать и двумя орехами : массируем одновременно и пальцы, и ладони. Также можно делать массаж каждым пальцем отдельно (так массируется не только поверхность ладони и пальцев, но и разрабатываются суставы) Удерживание ореха между растопыренными пальцами. Два ореха я возьму, Между пальцами зажму. Раз, два, три, четыре, пять - орехи сложно удержать. Пластиковые пробки «На лыжах» На столе лежат резьбой вверх две пробки от пластиковых бутылок – это лыжи. Нужно ставить в них указательный и средний пальцы, как ноги. Двигаться на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог. Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы. То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Слайд 8

Массаж ладоней Бельевые прищепки Пощипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой). Бельевой прищепкой ребёнок «кусает» фаланги поочерёдно (от указательного пальца к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения: Сильно кусает котёнок глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться - скажу тебе: «Кыш!» Мячи Мы используем массажные гладкие и колючие мячики (можно катать по ладошке, столу, коврику). Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой) Взад - вперёд его гоняю, Им поглажу я ладошку, Будто бы сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь) Я сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик) Колобок я разожму и другой рукой начну, Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт. (Повторяем тоже самое другой рукой)

Слайд 9

Игры в воде Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать. Не случайно игры с водой являются для них самым приятным способом обучения. Вода даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет широкие возможности для познания мира. Вода в мини-бассейне должна быть 37- 37,5 градусов с понижением её до 34 градусов, постепенно снижаем до комнатной температуры. Время занятий, начиная от 5-7 минут, постепенно доводят до 20 минут. Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляется физически и психически. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимают напряжение, оказывают прекрасное тонизирующее действие; происходит постепенное закаливание ребёнка. Цель упражнений : развитие тонкой (мелкой) моторики рук детей, стимулирование речевых зон коры головного мозга детей; эмоционально-личностное и познавательное развитие детей.

Слайд 10

Аквагимнастика Игра «Медуза» Исходное положение (И.П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П. Игра «Морская звезда» И.П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны. Игра «Рак» И.П. – кисти под водой. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения делаем попеременно со всеми пальцами: большой и указательный пальцы, затем средний, безымянный и мизинец. Раку «Здравствуй!» я сказал, Руку я ему подал. Мне ответил рак: «Привет!» И подал клешню в ответ. Игра «Рыбка» И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде. Рыбки-малютки По морю плывут, Скачут, резвятся И хвостиком бьют.

Слайд 11

Сухой бассейн Создание бассейна Пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары (диаметром 25 см , высотой 12 – 15 см), заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (больше всего подходит гречневая, рисовая, пшенная), песком, солью примерно на 8 см. Массаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук, формированию произвольных, координированных движений пальцев рук. Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом. Тесто Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто. Месим, месим тесто, Будет в печи место. Будут, будут из печи Булочки и калачи. Следует помнить, что: 1. От размера частиц наполнителя зависит площадь воздействия на нервные окончания на пальцах рук дошкольника, а также интенсивность такого воздействия, поэтому выбор наполнителя не должен быть случайным. Пальчиковые бассейны заполняются вначале более крупными предметами, а затем более мелкими. 2. Высота бортика резервуара должна быть не менее 12-15см, чтобы ребенок мог погрузить в бассейн не только фаланги пальцев, но и ладони. 3. Наполнители пальчикового бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям и регулярно дезинфицироваться. 4. Игры в пальчиковом бассейне следует проводить ежедневно по 3-5 мин. 5. Пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно.

Слайд 12

Игры в сухом бассейне Повар Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против неё. Варим, варим, варим щи! Щи у Вовы хороши! Стираем платочки Выполнять движения широкой ладонью по дну «сухого бассейна» в направ­лении вперёд – назад, пальцы разведены. Мама и дочка стирают платочки. Вот так, вот так! Постирали и отжали. Ох, немножечко устали. Фасоль На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер – сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки. В миске не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль. На дне – игрушки для детей, Мы их достанем без затей.

Слайд 13

Су-Джок Су-Джок терапия используется в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, снятия напряжения. Также, позволяет преодолеть речевой негативизм при общении ребенка со взрослым, с другими детьми. Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал и, одновременно с массажным эффектом, происходит автоматизация отрабатываемых звуков.

Слайд 14

Су-Джок Массаж Су-Джок шарами Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом: Я мячом круги катаю, Взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. Массаж пальцев эластичным кольцом Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики: Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному) Вышли пальцы погулять, Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Слайд 15

Су-Джок Пальчиковая игра « Капустка » Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой. Мы капустку рубим, рубим, (ребром ладони стучим по массажёру) Мы капустку солим, солим, (подушечками пальцев трогаем шарик) Мы капустку трем, трем (потираем ладошками о шарик) Мы капустку жмем, жмем. (сжимаем шарик в кулачке) Пальчиковая игра «Семья» Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Этот пальчик — дедушка, (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец) Этот пальчик — бабушка, (надеваем на указательный палец) Этот пальчик — папенька, (надеваем на средний палец) Этот пальчик — маменька, (надеваем на безымянный палец) Этот пальчик — Ванечка (Танечка и т. д.) (надеваем на мизинец).

Слайд 16

Сказка «Ёжик на прогулке» Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке). Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик) , катился-катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками) Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох) . Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться) , и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика) . Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики). Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

Слайд 17

«Пальчиковые дорожки» Технология - «пальчиковые дорожки», состоит из нескольких видов таблиц с определенными ориентирами для «ходьбы» пальцами и составлена с учетом педагогического принципа от простого к сложному, т.е. от простых схем, где участвуют 1—2 пальца, к сложным. Развивая движения пальцев на каждой руке, мы постепенно переходим к движениям двумя руками. Схемы имеют различные ориентиры: плоскостные (кружочки, квадратики, цветочки, нитки и т.д.). и объемные с массажным эффектом (бусинки, пуговицы, фигуры). При тематическом использовании схем выбирают сюжетную картинку, на которой обозначают дорожку. Интерес у детей к таким упражнениям очень большой. Работая с пальчиковыми дорожками, отрабатываем точные движения по ориентирам. При достижении результата можно двигаться с проговариванием стихов, подобранных по ритму движения и тематической направленности. Следует отметить, что работать по ним нужно разными пальцами, т.е. предполагается вариативность и формирование дифференцированных движений.

Слайд 18

Пальчиковые дорожки Пальчики-солдатики Дети «шагают» пальчиками, считая: «раз-два, раз-два» По дорожке мы идем, Никогда не устаем. Раз-два, раз-два, Нам шагать уже пора. Пальчики нужно менять, пробуя различные варианты.

Слайд 19

Рисование фасолью Каждый ребёнок — это уже развивающаяся личность, проявляющая свой характер. Обратите внимание, как ведёт себя кроха с таким необычным для него предметом, как фасоль. Некоторые осторожно запускают свои пальчики вглубь и начинают аккуратно перебирать, другие, напротив, сразу же переворачивают чашку или расшвыривают содержимое в разные стороны. Есть и те, кто достаёт из ёмкости фасоль по одной штучке и выкладывает рядом. В любом случае, как бы ни вёл себя ребёнок, вы увидите, что это занятие ему по душе. А в сочетании с другими развивающими играми « фасольки » принесут море радости и пользы ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей."Развитие мелкой моторики средствами изобразительной деятельности"

Цель данной консультации - развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Воспитатели, работающие с такими детьми, хорошо знают о том, как сложна и важна такая работа....

Влияние развития мелкой моторики на мыслительную деятельность.

Консультация поможет родителям научить  ребенка  координировано и ловко манипулировать пальцами....

Педагогические чтения «Развитие мелкой моторики руки через деятельность с различными пластичными материалами»

laquo;Развитие мелкой моторики руки через деятельность с различными пластичными материалами»...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ творческого опыта по теме «Развитие мелкой моторики через игровую деятельность детей с ЗПРР» Воспитателя Фёдоровой О.С.

ПРЕЗЕНТАЦИЯтворческого опыта по теме   «Развитие мелкой моторики через игровую деятельность детей с ЗПРР»   Воспитателя  Фёдоровой О.С....

Проект "Развитие мелкой моторики в продуктивной деятельности"

Данный проект рассматривает взаимосвязь между развитием мелкой моторики и координации движений рук и подготовкой детей к школе, в частности, к письму....

Экспериментальная работа «Использование игр на развитие мелкой моторики в повседневной деятельности детей раннего возраста – как решающий фактор их интеллектуального развития и развития их речи»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления.Движения рук возбуждают мо...