Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность
статья по развитию речи (младшая группа)

Шипова Ирина Николаевна

Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность.

В статье обобщен опыт работы в данном направлении 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность

       Детство - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно.

В этом может помочь театрализованная деятельность.

 Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность

 – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его

 природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные

 представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.

 

        Это особенно верно, если речь идет о детях раннего возраста. В самом деле, театрализованная игра хорошо

 развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь.

Ребенок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые

развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребенка

к миру игры и театра начинаем с раннего возраста.

Цель данного направления:

 формировать интерес детей к театрализовано - игровой деятельности, обогащатьпассивную и активизировать

разговорную речь воспитанников.

Задачи:

  • вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности;
  • целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и активного словаря.

формировать:

  • потребности детей в театрализованной деятельности, понимания речи с наглядным сопровождением;
  • способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения детской художественной               литературы;
  • поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям (побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними)
  • опыт нравственного поведения, уважительное отношение к сверстникам.

              Данный опыт работы основывается на принципах:

  • от простого к сложному
  • доступность
  • наглядность
  • поощрение

В группе созданы условия для организации театрализованной деятельности:

  • Пополняются и обновляются атрибуты, вызывая эмоциональный отклик ребенка, активизирующий его речь.
  • Ежедневно вводятся в непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни, игры- инсценировки с сюжетными игрушками, используется при этом фольклорный материал.
  • Ежемесячно планируется демонстрация сказки с использованием разных видов театрализованной деятельности.
  • Формируется, посредством театрализованной деятельности, опыт нравственного поведения, уважительное отношение друг к другу.

          В рамках зонирования оформлены уголки: ряжения, театрализации, книжный уголок, музыкальный уголок.

Использую  разные виды театра:

Игры – театрализации. Прежде чем проводить игры-театрализации, нужно запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал. Кроме этого, содержание должно быть не только понятно ребенку, но и эмоционально им воспринято.

Театр на фланелеграфе. Фланелеграф - картинки или персонажи выставляю на экран. Удерживает их фланель, вместо фланели можно приклеить на картинки кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираю из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

Театр би-ба-бо. Атрибуты надеваются на руку, обычно действую на ширме. Куклы можно изготовить, используя старые игрушки. После представления даю возможность детям пообщаться с куклами, куклы хвалят их за то, что они внимательно слушали и смотрели, интерес детей после этого не угасает, дети с удовольствием продолжают играть с ними. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, играть дружно, не ссориться, полюбившиеся персонажи брать по очереди.

Пальчиковый театр. Атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате, по ходу разворачивания сюжета, проговариваю слова.

Самым любимым театром для наших детей стал настольный театр. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками-персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (колобок, заяц, лиса и т. д., пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы (Колобок, я тебя съем) .

          Для того, чтобы добиться определенных успехов в развитии речи посредством театрализованной деятельности  учитываю возрастные и психофизические особенности детей.

        Можно выделить 3 этапа подготовки детей к театрализованным действиям:

1 этап. Ознакомление детей с сюжетными игрушками, я показываю и называю разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т. д.) . Одни и те же слова при последующих повторениях произношу, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения.

На этом этапе очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь и закрепляются игровые действия.

2 этап. Работа с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.

3 этап. Проведение игр – театрализаций. Подбираю художественное произведение с возрастными возможностями детей и программными требованиями. («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»). При необходимости текст можно адаптировать. Текст произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушка. Проведению игры-театрализации должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру-театрализацию «Колобок», провожу дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, учу изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение.

            Театральная деятельность способствует не только развитию умственной деятельности, но и тесно связана с совершенствованием речи: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность

Опыт работы по вовлечению в театрализованную деятельность детей раннего возраста. Как приобщить ребенка  ск миру театра и игры с раннего возраста, с первых дней пребывания в детском саду. Работа ...

Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность.

Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность....

"Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность".

Театр – это волшебный край,в котором ребёнок радуется, играя,А в игре он познаёт мир....

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...

Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность

Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность...