Роль рассказывания в речи дошкольника
статья по развитию речи

Лисянская Надежда Васильевна

Статья о роли рассказывания в дошкольном детстве

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль рассказывания в речевом развитии детей дошкольного возраста

Подготовила:

старший воспитатель

 I квалификационной категории

Лисянская Н.В.  

С каждым годом уровень речевого развития многих дошкольников не соответствует возрастной норме и наше учреждение не исключение. Данная проблема вызывает серьезные опасения не только у нас, педагогов, но и у родителей.

Почему же современные дошкольники отстают в речевом развитии, почему говорят все меньше и хуже.

Снижение уровня речевого развития детей это комплексная проблема, которая имеет множество причин:

  • Потеря связи между детьми и взрослыми, то есть отчуждение взрослых от детей, лишение их традиционных способов общения, таких как: традиции рассказывания сказок, семейных историй, совместных игр, семейных праздников и традиций, общения во время совместной трапезы и др.
  • Развивающиеся электронные средства информации и коммуникации ведут к трансформации языковой личности в современном мире. В связи с этим происходит смена восприятия картины мира, ценностных ориентиров, привычной коммуникативной модели человека.

Доля живого языкового общения в современном мире стремительно сокращается. Даже взрослые теряют способность грамотно выражать свои мысли, недооценивают роль живого слова в развитии и воспитании ребенка. На смену живому общению приходит телевидение, гаджеты и компьютеры.

Как же часто родители вступают в общение с ребенком? Как часто дети слышат живую речь: наполненную, полноценную диалогическую и монологическую речь взрослого? Живая речь взрослых свелась к критическому минимуму в общении с детьми. Возникает в тот момент, когда взрослый озвучивает замечания, указания, инструкции по отношению к ребенку.

Общение взрослых и детей чаще ограничивается бытовыми темами, по содержанию кратковременна, формальна и поверхностна. Родители говорят с детьми очень мало, еще реже что-либо рассказывают. Даже в детских садах монологи, обращенные к детям становятся редкостью и используются лишь на специально организованных занятиях по развитию речи как образцы рассуждения, описания и повествования. Живое слово вытесняется чтением книг, просмотром презентаций, обучающих мультфильмов, телепередач и т.п.

Современные дети намного больше проводят времени перед экраном телевизора, компьютера, телефона нежели в общении со взрослыми. Это приводит к тому, что главном органом для восприятия являются глаза, а не уши. Отсюда возникают существенные проблемы с тем, что дети не воспринимают обращенную к ним речь, не умеют слушать. Естественно, что слушать легче, именно поэтому дети отдают предпочтение визуальному восприятию.

Отсюда и возникает главная проблема, речь с экрана телевизора (планшета, телефона, ноутбука) не является для дошкольника ни средством, ни стимулом его речевого развития. Только в непосредственном общении со взрослым речь ребенка имеет полноценное речевое развитие, в которое он включен всецело: и мыслями, и чувствами. Вовлечение ребенка в доверительное, личностно значимое, неформальное общение – главная задача родителей и педагогов.

Именно поэтому хочется акцентировать внимание на продуктивный, но подзабытый метод работы воспитателя с детьми – рассказывание.

Рассказывание – это не только трансляция имеющихся знаний и опыта, культурных ценностей и традиций, но и доступное для детей развлечение, заполнение досуга.

Огромное значение рассказыванию придавал Ф.Фребель, а также отечественные педагоги, такие как А.С.Симонович, Е.Н.Водовозова.

Особенностями народной педагогики и семейного воспитания прошлого века являлось то, что как таковых занятий по развитию речи не осуществлялось. Речевое развитие детей было непрерывным, в течение всего времени пребывания в детском саду, в непосредственном общении со взрослыми в различных видах деятельности, благодаря разговорам, беседам, рассказыванию, чтению книг и т.д.

Огромный вклад в развитие методики рассказывания детям дошкольного возраста внесли такие ученые как Н.Е.Румянцев, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, М.К.Боголюбская и др.

Рассказывание было включено в контекст всей воспитательно-образовательной работы, для более целенаправленной и организованной работы, в детских садах были введены «часы рассказов», а позже – занятия по живому слову (беседа, художественное чтение, разговор, рассказывание).

Рассказ воспитателя, вызывающий интерес маленьких слушателей и учитывающий их индивидуальные реакции в процессе восприятия звучащего текста, вызывают живой эмоциональный отклик, развивает воображение и мысли ребенка, доставляет радость, стимулирует их речевую деятельность и словесное творчество.

Рассказывание воздействует на детей сильнее, чем чтение книги. М.Х.Светинская, Н.Е.Румянцева, Е.И.Тихеева и др. говорили о значении и ведущей роли живого слова на этапе дошкольного детства. Вместе с тем книга не исключалась из жизни дошкольника, в том числе и в речевом развитии. Но, чем меньше ребенок, тем большую роль в его жизни должно занимать живое слово близкого человека. Увы, но на сегодняшний день значение и роль живого слова в развитии и воспитании детей дошкольного возраста современными взрослыми не осознается.

Ранее, овладение искусством художественного чтения и рассказывания рассматривалось как профессиональная обязанность каждого воспитателя. Сегодня же этим никто серьезно не занимается. В новых социокультурных условиях ни само рассказывание, ни методика рассказывания детям дошкольного возраста оказались не востребованы. Оно заменяется беседами, чтением книг, звуковыми и экранными медиа.

Опыт отечественной народной и научной педагогики, семейного воспитания дошкольников свидетельствуют, что роль рассказывания в жизни общества, семьи, развитии и воспитании подрастающего поколения огромна. Эти традиции и опыт нуждаются в возрождении, изучении и внедрении в сложившуюся систему работы по развитию речи детей дошкольного возраста и уровня их речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Сюжетно-ролевая игра и её роль в развитии речи дошкольника"

В наш детский сад поступают дети из разных учреждений не только с речевыми  нарушениями, но и соматически ослабленные  психологически незрелые. С неразвитой общей и мелкой моторикой, с неуст...

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Трудно недооценить воспитывающую и развивающую роль театра и игры с их возможностями в развитии речи дошкольников. Ведущей деятельностью детей, как известно, является игра, внутри которой в основном и...

Логоритмика и ее роль в развитии речи дошкольника

Что же такое логоритмика? Ее актуальность, цели и задачи. Что включают в себя логоритмические занятия....

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...

Музыкальные занятия и их роль в развитии речи дошкольников

Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех ...