ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Мамедова Полина Аркадьевна
Трудно недооценить воспитывающую и развивающую роль театра и игры с их возможностями в развитии речи дошкольников. Ведущей деятельностью детей, как известно, является игра, внутри которой в основном и происходит развитие ребенка. Усвоение ребёнком знаний, формирование умений, развитие способностей происходит только при его активной заинтересованности в деятельности. Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игре он развивается, расширяет представления об окружающем мире, формирует навыки общения со взрослыми и сверстниками. И поэтому игра очень органично вплетается в структуру любой образовательной программы для детей дошкольного возраста, находит живой отклик и способствует проявлению активного интереса к предмету со стороны детей. Из огромного разнообразия всевозможных игр я бы на особое место выделила театрализованную игру или игру с элементами театрализации. Согласно толковому словарю Ушакова, театрализация — это «...приспособление чего-нибудь для театра, придание чему-нибудь театральных свойств». В данном случае, театрализация — это использование средств театра для решения педагогических задач в ходе образовательного процесса. Театрализованная игра в огромном разнообразии своих форм раскрывает широкие возможности перед педагогом и нужно не бояться их использовать. Она не только развивает речь, внимание, память ребёнка, но и повышает его образовательный уровень, уровень двигательной активности, формирует его личностные качества. Опять же, в условиях интеллектуализации обучения и воспитания, происходит обеднение эмоциональной сферы детей, а театрализованные игры как раз расширяют и обогащают эту сферу. Участие в подобных занятиях способствует формированию у ребёнка эмоциональной отзывчивости, самостоятельности и инициативности, вызывает и поддерживает эмоционально-положительное отношение к образовательному процессу в целом. Театрализованные игры помогают педагогу устанавливать более тесные контакты с родителями, вовлекая их в творческий процесс. Родители участвуют в изготовлении атрибутов костюмов, помогают детям в заучивании литературного материала, участвуют в праздничных занятиях. По основному виду деятельности театрализованные игры можно разделить на несколько групп. 1. Речевые игры. 2. Пластические игры. 3. Игры на развитие координации. 4. Игры на развитие внимания и памяти. 5. Игры на развитие эмоциональной сферы. 6. Ролевые игры. Речевые игры способствуют активизации органов устной речи, развивают чистоту произношения ребёнка, совершенствуют интонационную окраску речи, способствуют развитию умения пользоваться выразительными средствами голоса. Это могут быть речевые разминки-звукоподражания, не требующие предварительной подготовки ребёнка, которые можно использовать вначале любого занятия. Они позволяют собрать внимание ребёнка и создать свободную эмоциональную атмосферу. Важно, чтобы дети действовали заинтересованно, осознанно и эмоционально. Пластические игры способствуют развитию крупной и мелкой моторики, выразительности движений. Дети, в зависимости от возраста, могут копировать движения педагога или импровизировать, подражая движениям животных, изображая явления природы, различные виды деятельности людей (рисуем воображаемую картину, играем в снежки, строим дом, едем на машине и др.) и прочее. Помимо всего такие яркие эмоциональные упражнения способствуют лучшему запоминанию материала. Обычные пальчиковые игры можно превратить в интересные пластические этюды. Игры на развитие координации помогают ребёнку научиться ориентироваться в основных пространственных направлениях, координировать собственные действия, слаженно двигаться в группе других детей, развивают внимание. В таких играх ребята выполняют движения в заданных направлениях, на определённой части пространства помещения. Например, игра в «стеклянном» лесу, где играющие не должны в ходе перемещений задевать друг друга или какие-либо предметы (деревья), иначе те «разобьются». Игры на развитие внимания и памяти помогают детям быстро сосредоточиться на материале занятия, развивают внимание, память и наблюдательность. Такие игры могут носить подвижный характер, когда дети выполняют определённые действия по сигналу. Игры на развитие эмоциональной сферы развивают нравственно-коммуникативные качества личности, способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё, учат сопереживанию. Это могут быть этюдные упражнения, где дети с помощью мимики, поз, жестов передают настроение или характер героя. В таких упражнениях основной акцент делается на положительных эмоциях. Сюда же относятся эмоциональный пересказ и декламация. Педагог должен сам продемонстрировать детям вариант исполнения произведения. Во время чтения или декламации, он сам «играет» персонажей, используя интонационную, эмоциональную окраску речи. Литературный материал для данных упражнений должен быть понятен детям, эмоционален, доступен для разыгрывания. Ролевые игры могут включать в себя все вышеперечисленные группы упражнений в комплексе. Игры проводятся с использованием элементов костюмов, реквизита, масок, театральных кукол и простых игрушек и способствуют развитию творческого воображения, фантазии, коммуникативности. Вместе с родителями дети могут подготовить маски, реквизит, элементы костюмов и декораций. Например, к первому марта, Всероссийскому дню кошек, готовится игровое занятие «Кошкин дом». Ребята и педагоги готовятся к этому дню: элементы костюмов, литературный и изобразительный материал, дидактические пособия, реквизит. И на весь день мы становимся «кошками». Все занятия дня посвящены кошкам: читаем рассказы и стихи, разыгрываем этюды или постановки, решаем задачи, рисуем и т. д. Аналогично проводится день сказок. Таким образом, можно констатировать следующее. Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannye_igry.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Мамедова Полина Аркадьевна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №52 Колпинского района

Санкт-Петербурга

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ: РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Трудно недооценить воспитывающую и развивающую роль театра и игры с их возможностями в развитии речи дошкольников. Ведущей деятельностью детей, как известно, является игра, внутри которой в основном и происходит развитие ребенка.

Усвоение ребёнком знаний, формирование умений, развитие способностей происходит только при его активной заинтересованности в деятельности. Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игре он развивается,  расширяет представления об окружающем мире, формирует навыки общения со взрослыми и сверстниками. И поэтому игра очень органично вплетается в структуру любой образовательной программы для детей дошкольного возраста, находит живой отклик и способствует проявлению активного интереса к предмету со стороны детей.

Из огромного разнообразия всевозможных игр я бы на особое место выделила театрализованную игру или игру с элементами театрализации.

Согласно толковому словарю Ушакова, театрализация — это «...приспособление чего-нибудь для театра, придание чему-нибудь театральных свойств». В данном случае, театрализация — это использование средств театра для решения педагогических задач в ходе образовательного процесса.

Театрализованная игра в огромном разнообразии своих форм  раскрывает широкие возможности перед педагогом и нужно не бояться их использовать. Она не только развивает речь, внимание, память ребёнка, но и повышает его образовательный уровень, уровень двигательной активности, формирует его личностные качества. Опять же, в условиях интеллектуализации обучения и воспитания, происходит обеднение эмоциональной сферы детей, а театрализованные игры как раз расширяют и обогащают эту сферу. Участие в подобных занятиях способствует формированию у  ребёнка эмоциональной отзывчивости, самостоятельности и инициативности, вызывает и поддерживает эмоционально-положительное отношение к образовательному процессу в целом.

Театрализованные игры помогают педагогу устанавливать более тесные контакты с родителями, вовлекая их в творческий процесс. Родители участвуют в изготовлении атрибутов костюмов, помогают детям в заучивании литературного материала, участвуют в праздничных занятиях.

По основному виду деятельности театрализованные игры можно разделить на несколько групп.

  1. Речевые игры.
  2. Пластические игры.
  3. Игры на развитие координации.
  4. Игры на развитие внимания и памяти.
  5. Игры на развитие эмоциональной сферы.
  6. Ролевые игры.

Речевые игры способствуют активизации органов устной речи, развивают чистоту произношения ребёнка, совершенствуют интонационную окраску речи, способствуют развитию умения пользоваться выразительными средствами голоса.   Это могут быть речевые разминки-звукоподражания, не требующие предварительной подготовки ребёнка, которые можно использовать вначале любого занятия. Они позволяют собрать внимание ребёнка и создать свободную эмоциональную атмосферу. Важно, чтобы дети действовали заинтересованно, осознанно и эмоционально.

Пластические игры способствуют развитию крупной и мелкой моторики, выразительности движений. Дети, в зависимости от возраста, могут копировать движения педагога или импровизировать, подражая движениям животных, изображая явления природы, различные виды деятельности людей (рисуем воображаемую картину, играем в снежки, строим дом, едем на машине и др.) и прочее. Помимо всего такие яркие эмоциональные упражнения способствуют лучшему запоминанию материала. Обычные пальчиковые игры можно превратить в интересные пластические этюды. Игры на развитие координации помогают ребёнку научиться ориентироваться в основных пространственных направлениях, координировать собственные действия, слаженно двигаться в группе других детей, развивают внимание. В таких играх ребята выполняют движения в заданных направлениях, на определённой части пространства помещения. Например, игра в «стеклянном» лесу, где играющие не должны в ходе перемещений задевать друг друга или какие-либо предметы (деревья), иначе те «разобьются».

Игры на развитие внимания и памяти помогают детям быстро сосредоточиться на материале занятия, развивают внимание, память и наблюдательность. Такие игры могут носить подвижный характер, когда дети выполняют определённые действия по сигналу. Игры на развитие эмоциональной сферы  развивают нравственно-коммуникативные качества личности, способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё, учат сопереживанию. Это могут быть этюдные упражнения, где дети с помощью мимики, поз, жестов передают настроение или характер героя. В таких упражнениях основной акцент делается на положительных эмоциях.  Сюда же относятся эмоциональный пересказ и декламация. Педагог должен сам продемонстрировать детям вариант исполнения произведения. Во время чтения или декламации, он сам «играет» персонажей, используя интонационную, эмоциональную окраску речи. Литературный материал для данных упражнений должен быть понятен детям, эмоционален, доступен для разыгрывания.  

Ролевые игры  могут включать в себя все вышеперечисленные группы упражнений в комплексе. Игры проводятся с использованием элементов костюмов, реквизита, масок, театральных кукол  и простых игрушек и способствуют развитию творческого воображения, фантазии, коммуникативности. Вместе с родителями дети могут подготовить маски, реквизит, элементы костюмов и декораций. Например, к первому марта, Всероссийскому дню кошек, готовится игровое занятие «Кошкин дом». Ребята и педагоги готовятся к этому дню: элементы костюмов, литературный и изобразительный материал, дидактические пособия, реквизит. И на весь день мы становимся «кошками». Все занятия дня посвящены кошкам: читаем рассказы и стихи, разыгрываем этюды или постановки, решаем задачи, рисуем и т. д. Аналогично проводится день сказок.

        Таким образом, можно констатировать следующее. Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Сюжетно-ролевая игра и её роль в развитии речи дошкольника"

В наш детский сад поступают дети из разных учреждений не только с речевыми  нарушениями, но и соматически ослабленные  психологически незрелые. С неразвитой общей и мелкой моторикой, с неуст...

программа самообразования "Театрализованные игры, как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников"

Программа написана с целью повышение уровня профессиональной компетентности в области формирования и совершенствования коммуникативных навыков и умений у детей  средствами театрализованной д...

Статья: Театрализованные игры и их влияние на развитие речи дошкольников.

Дошкольный возраст - это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на дет...

Театрализованные игры и их роль в развитии мелкой моторики детей

Одним из методов развития мелкой моторики является театр. Есть различные театры, которые способствуют развитию мелкой моторики. Благодаря которым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движе...

Логоритмика и ее роль в развитии речи дошкольника

Что же такое логоритмика? Ее актуальность, цели и задачи. Что включают в себя логоритмические занятия....