конспект "Обучение грамоте"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Кран Кристина Дмитриевна

Конспект

открытого занятия по подготовке к обучению грамоте

в подготовительной группе № 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Воспитатель:

                               Кран К.Д.

 

 

 

 

 

 

Новосибирск

2021

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Радуга детства»

Конспект

открытого занятия по подготовке к обучению грамоте

в подготовительной группе № 9

                                                                                   Воспитатель:

                               Кран К.Д.

Новосибирск

2021

Конспект НОД по обучению грамоте: «Звук А, буква А.»

(подготовительная группа)

Программное содержание: уточнение артикуляции звука; закрепление навыков четкого произношения звука [а]; ознакомление с буквой «А»; развитие речевого дыхания, внимания, фонематического слуха и фонематического восприятия; вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.

Ход НОД:

Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас на занятии присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся!

Дети: Здравствуйте!

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Правило поведения на занятии.

 - Раз, два, три, четыре, пять

 Будем мы сейчас опять

 Смотреть, слушать, размышлять,

 Но друг другу не мешать.

 Внятно, четко говорить,

 Не вертеться, не шалить.

Воспитатель:

Слушай, думай, не зевай

Полными ответами на вопросы отвечай!

Воспитатель: Ребята, назовите времена года.

Дети: «Осень, зима, весна, лето.»

Воспитатель: Сколько месяцев длится каждое время года?

Дети: «Каждое время года длится три месяца.»

Воспитатель: Перечислите летние месяцы

Дети: «Летние месяцы –это июнь, июль, август»

Воспитатель: Назовите последний летний месяц.

Дети: «Последний летний месяц – август»

Воспитатель: - На какой звук начинается название последнего летнего месяца?

 Дети: «Название последнего летнего месяца начинается на звук [А] –август»

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Формулирование темы занятия.

Воспитатель:

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Воспитатель: Что собирают люди в августе?

Дети: Люди собирают урожай плодов

Воспитатель: Что за плоды собирают осенью люди?

Дети: Это овощи и фрукты.

Воспитатель:

И везёт автомашина:

Арбузы, Апельсины,

Ананасы. Вот Айва…

Всё, что есть на букву

Дети: (договаривают) А

Знакомство со звуком А.

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем знакомиться со звуком А и буквой А.

 Покажите, как девочка укачивает куклу: А – А – А. Так, а когда врач нам смотрит горлышко, какой звук он просит произнести? А – А – А.

Уточнение артикуляции.

В.: А теперь посмотрите, как я произнесу звук А.

— губки в спокойном состоянии;

— ротик открыт широко;

— язычок спокойно лежит во рту;

— горлышко «работает».

В.: Произнесите звук А. У всех работает горлышко? Положите руку на горлышко, следите за тем, чтобы оно работало!

В.: Так, молодцы!

Воспитатель:

«Воздух свободно идёт через рот,

нет преграды разной.

Голос звучит, голос поёт

Звук называется - гласный!

В.:  Звук А – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды.

Упражнения в произнесении звука А.

Игра «Длинный – короткий»

В.: У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длину полоску, то вам нужно долго пропеть звук А, а если покажу короткую – коротко.

Игра «Эхо»

В.: Ребята, а вы когда-нибудь слышали про эхо? Чаще всего оно живет в лесу и в горах, но его никто никогда не видел, его можно только услышать. Эхо всегда в точности повторяет то, что слышит. Давайте с вами поиграем в одну игру. Где каждый из вас по очереди будет эхо. Я буду говорить громко, а эхо будет повторять тихо. Всем понятно? Начнем!

Аист, Аня, Алик, Апельсин, Арбуз…

Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук»

В.: Так, дети, вам нужно будет поймать звук А. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. Арбуз, аист, стол, банка, Валя, стул, парта, дом, зима, горка, карандаш, ручка, нож.

Физкультминутка (2 раза)

Гриша шел — шел - шел,                                                   (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел.                                                              (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок,                                                                           (Наклоны вперед.)
Два - грибок,                                                                        (Наклоны вперед.)
Три - грибок,                                                                        (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок.                                                     (Хлопаем в ладоши.)

Работа с демонстрируемым материалом

Воспитатель вызывает 2 ребенка (мальчика и девочку). В.: Ребята, давайте картинки, в которых звук А стоит в начале слова, подарим мальчику (имя ребенка), а в которых звук А стоит в середине слова и в конце слова, подарим девочке (имя).

Знакомство с буквой А.

В.: Ребята, посмотрите, что у меня нарисовано. Это буква А, ребята, запомните, звук А на письме обозначается буквой А.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)

В.: Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

В.: Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.

В.: Сейчас я дам вам задание и вам нужно будет обвести по точкам букву А. Но прежде чем вы приступите к работе, сделаем гимнастику для глаз.

Ночь. Темно на улице

Надо нам зажмуриться

1,2,3,4,5

Можно глазки открывать

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем

1,2,3,4,5

Открываем их опять.

Игра «Кто внимательный?». Запомните слова со звуком [а], которые встретятся вам в сказке Г. Юдина «Почему А первая?». ПОЧЕМУ А ПЕРВАЯ?

В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита? - Долой самозванку А! - кричали гласные буквы. - Да здравствует «Абракадабра» (т. е. неразбериха). - Что же это делается, а? - шипели шипящие. - Букву, с которой начинаются ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-штучки. - Все правильно, - молча думали согласные буквы, - ведь недаром самые вкусные вещи - арбуз, апельсин, абрикос, ананас - начинаются на А. Но громче всех кричала буква Я.  - Я не понимаю, почему все же первая А не Я?! - А потому, - сказала молчавшая до сих пор А, - что самое первое слово малыша начинается на А. - Это какое же такое слово? - не унималась Я. - Агу, - сказала А - и, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди! - Так! - сказал твердый знак. (Ответы - слова со звуком [а].)

Подведение итога НОД.

В.:  Ребята, какой звук изучали сегодня на занятии? Какой это звук? А какую букву? Много нового и интересного узнали сегодня на занятии. На следующем занятии познакомимся с новым звукои и буквой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

занятие по обучению грамоте "Посылка от феи Грамоты"

Итоговое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».

-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...