«Речевое развитие дошкольников. Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте».
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Речевое развитие дошкольников. Обучение грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_doshkolnikov.docx13.94 КБ

Предварительный просмотр:

 «Речевое развитие дошкольников. Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте».

                                                                         

Из всех образовательных областей – речевое развитие наиболее актуально в дошкольном возрасте.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка в дальнейшем и его успешного обучения в школе.

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты:

1.Овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

2.Обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного запаса дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы);

3.Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (Наша связная речь состоит из 2-х частей – диалога и монолога. Строительным материалом для нее является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения);

4.Развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);

5.Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга престала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения – слушания, книга должна стать спутником детей).

6.Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте – это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения);

7.Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи, ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).

Средний дошкольный возраст, 5-й год жизни, является периодом наиболее восприимчивым к звуковой стороне речи.

Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких звуков.

Они получают знания о слоговом строении слова, о словесном ударении.

Используют схемы звукового состава и специальные условные значки для обозначения звуков.

        Гласный                 твердый согласный                   мягкий согласный

В подготовительной к школе группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, учатся грамотно записывать слова и предложения (печатать в тетради).

Организуя обучение детей необходимо учитывать такие психологические особенности, как быстрая утомляемость, ослабление внимания, потеря интереса, стремление к игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

Основная цель данного доклада - раскрытие пробемы речевого развития дошкольников. В материале показана взаимосвязь различных форм и видов детской деятельности, которая в конечном итоге направлена на р...

Методические рекомендации по организации процесса обучения грамоте старших дошкольников.

Методические рекомендации по организации процесса обучения грамоте старших дошкольников.Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ре...

Методика обследования речевого развития дошкольников в период обучения грамоте

Методика оценки развития воспитанников по обучению грамоте была разработана на основе критериев, предложенных О.С.Ушаковой, С.М.Струниной и Т.П.Сальниковой....

Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ЗПР

представлены основные направления работы дефектолога по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ЗПР: развитие связной речи, подготовка к чтению, подготовка к письму...

Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития дошкольников. Обучение грамоте детей дошкольного возраста – залог успешной адаптации в ОО

Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития дошкольников. Обучение грамоте детей дошкольного возраста – залог успешной адаптации в ОО...