«Речевое развитие дошкольников. Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте».
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Речевое развитие дошкольников. Обучение грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_doshkolnikov.docx13.94 КБ

Предварительный просмотр:

 «Речевое развитие дошкольников. Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте».

                                                                         

Из всех образовательных областей – речевое развитие наиболее актуально в дошкольном возрасте.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка в дальнейшем и его успешного обучения в школе.

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты:

1.Овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

2.Обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного запаса дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы);

3.Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (Наша связная речь состоит из 2-х частей – диалога и монолога. Строительным материалом для нее является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения);

4.Развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);

5.Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга престала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения – слушания, книга должна стать спутником детей).

6.Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте – это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения);

7.Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи, ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).

Средний дошкольный возраст, 5-й год жизни, является периодом наиболее восприимчивым к звуковой стороне речи.

Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких звуков.

Они получают знания о слоговом строении слова, о словесном ударении.

Используют схемы звукового состава и специальные условные значки для обозначения звуков.

        Гласный                 твердый согласный                   мягкий согласный

В подготовительной к школе группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, учатся грамотно записывать слова и предложения (печатать в тетради).

Организуя обучение детей необходимо учитывать такие психологические особенности, как быстрая утомляемость, ослабление внимания, потеря интереса, стремление к игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

Основная цель данного доклада - раскрытие пробемы речевого развития дошкольников. В материале показана взаимосвязь различных форм и видов детской деятельности, которая в конечном итоге направлена на р...

Доклад по теме: «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...

Методические рекомендации по организации процесса обучения грамоте старших дошкольников.

Методические рекомендации по организации процесса обучения грамоте старших дошкольников.Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ре...

Методика обследования речевого развития дошкольников в период обучения грамоте

Методика оценки развития воспитанников по обучению грамоте была разработана на основе критериев, предложенных О.С.Ушаковой, С.М.Струниной и Т.П.Сальниковой....

Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ЗПР

представлены основные направления работы дефектолога по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ЗПР: развитие связной речи, подготовка к чтению, подготовка к письму...