Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития дошкольников. Обучение грамоте детей дошкольного возраста – залог успешной адаптации в ОО
консультация по развитию речи

Донец Светлана Леонидовна

Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития дошкольников. Обучение грамоте детей дошкольного возраста – залог успешной адаптации в ОО

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для педагогов: «Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития дошкольников. Обучение грамоте детей дошкольного возраста – залог успешной адаптации в ОО» План: 1.Выступление педагогов начальной школы. 2.Выступление (Федоренко М.В.) 3. Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии. (Новикова Е.М.) 4.Методы и приёмы (Донец С.Л.) 5.Презентация УМК по речевому развитию в ДОУ (Соболева Т.М., Базарова М.А.)

Слайд 2

Нормы В первый год жизни ребенок осваивает звуки М, Мь , Н, Нь , П, Пь , Б, Бь , К, Кь , Г, Гь . К 2 годам он должен четко произносить гласные звуки: А, О, У, И и согласные: Д, Дь , Т, Ть , В, Вь , Ф, Фь . К 3 годам ребёнок осваивает звуки Ы, Э, Х, Хь , Ль, Й С 3 до 4 лет постепенно исчезает смягчение твердых согласных звуков (в норме в этот период ребёнок перестаёт говорить « неть » и произносит четко – «нет»). Ребенок осваивает йотированные звуки например, в словах «юбка», «юг», «ямка», а также появляются свистящие и шипящие С, Сь , З, Зь , Ц К 4,5 ребенок начинает произносить Ш, Ж, Щ, Ч До 5,5 лет появляется твердый звук Л, Р. А до 6 лет заканчивается формирование звукопроизношения и появляется последний звук Рь .

Слайд 3

Дети должны соединить предмет и изображение той гласной, которая есть в слове. Задание: Соединить букву с изображением.

Слайд 4

Технологии, методы и приемы

Слайд 5

Технологии Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются следующие технологии: Технология «Азбука общения» Л.Н. Шипицыной Технология «Развитие диалогического общения» А.Г. Арушановой «Обучение составлению творческих рассказов» Технология ТРИЗ Моделирование Мнемотехника Технологии обучения образной речи: Технология обучения детей составлению сравнений Технология обучения составлению метафор Технология обучения составлению загадок Технология синквейна Артикуляционная и пальчиковая гимнастика Логоритмика Минидраматизации , инсценировки. Ребусы.

Слайд 6

П особие, предложенное Д.Б. Элькониным Пособие представляет собой картонку с прорезными в ней четырьмя «окошками», в которые вставляются полоски плотной бумаги с вертикально написанными гласными или согласными буквами; гласные изображены красным цветом, согласные — черным. На одной полоске даны все известные детям гласные буквы, а полоска с согласными буквами заполняется по мере ознакомления с ними детей.

Слайд 7

Правила фонетического разбора слова в ДОУ Произнести и послушать слово . При этом слово должно быть произнесено в соответствии с орфоэпическими нормами. Разделить слово на слоги . Можно использовать любой удобный способ. Найти ударный слог . От этого иногда зависит лексическое значение слова. Чтобы поставить ударение, нужно «ударить» слово или «позвать» его. Выделить (протянуть) первый звук в слове, назвать его и охарактеризовать . Детей нужно научить звук «протянуть», искусственно удлинить его. Выделить второй звук в слове , назвать и охарактеризовать его, обозначить фишкой (и так со всеми звуками). Прочитать по фишкам слово целиком . Ответить на вопросы : сколько всего звуков в слове, сколько гласных звуков, сколько согласных, сколько слогов?

Слайд 8

Лента букв Красным цветом обозначены гласные буквы. Йотированные гласные (Е, Ё, Ю, Я). В верхней строке располагаются буквы, обозначающие звонкие согласные звуки Согласные звуки бывают твердыми и мягкими. На ленте букв всегда мягкие согласные звуки подкрашены зеленым цветом, а твердые — синим. Если же согласный звук может быть и твердым, и мягким, то ячейка раскрашена по диагонали и зеленым, и синим цветами. Есть парные согласные по звонкости глухости. Мягкий и твердый знаки звуков не обозначают. Они на ленте букв располагаются в самом конце и не окрашены.

Слайд 9

Составление схем слова

Слайд 10

Дидактическое пособие «Кольца (круги) Луллия » в речевом развитии

Слайд 11

Знаки препинания и пробелы в ребусе не учитываются. Ребус читается слева направо, сверху вниз. Названия изображённых предметов читаются в именительном падеже. Несколько одинаковых предметов на одном изображении читаются во множественном числе. Если предмет на рисунке перевернут, то его название читают справа налево. Если слева (внизу) от рисунка стоят запятые (одна или несколько), то отбрасываются первые буквы слова (по количеству запятых). Если справа (сверху) от рисунка стоят перевёрнутые запятые (одна или несколько), то отбрасываются буквы в конце слова. Если возле рисунка изображена зачёркнутая буква, то её необходимо исключить из названия предмета. Если возле рисунка изображена зачёркнутая цифра, то необходимо исключить из названия предмета букву с таким порядковым номером. Нейросеть Ребусы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Особенности обучения грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психическо...

Методическая разработка на тему: «Обучение грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием наглядно-дидактического пособия «Город звуков и букв».

В данной статье представлено авторское наглядно-дидактическое пособие "Город звуков и букв", которое используется для закрепления у детей характеристик звуков и букв русского языка, для разв...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

Обмен опытом обучения и воспитания детей с нарушением речи, посредством демонстрации методов и приемов работы при активном участие педагогов...

«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста – залог успешного будущего»

Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение - процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.Профессионал...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

Обмен опытом обучения и воспитания детей с нарушением речи, посредством демонстрации методов и приемов работы при активном участие педагогов...

Семинар "Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Программы Нищевой Н.В. по подготовке к обучению грамоте дошкольников

Семинар для воспитателей ДОУ. Посвящен обзору программ Н.В. Нищевой по обучению грамоте и основным правилам обучения грамоте дошкольников....