Диагностика
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Радионова Светлана Владимировна

Обследование речевого развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovanie_rech_razvitiya_st_gr.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5—6 ЛЕТ

Результаты обследования фиксируются в Протоколе № 3

(Приложение 3).

I. ОБСЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ

В данном разделе представлен материал, который позволяет провести качественный и количественный анализ словарного состава языка. Для этого используется прием называния предметов, действий и качеств  предметов.

1 Цель: выявить предметный словарь и уровень развития категориального аппарата по темам: «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Транспорт», «Животные».

Описание задания. Ребенку предлагается посмотреть на рисунки (Приложения 6, 12—17, 21, 26), назвать все изображенные на картинке предметы, а затем назвать их одним словом.

2 Цель: выявить умение подбирать действия, характерные для предъявленного предмета.

Описание задания. Ребенок с опорой на картинку (Приложения 21, 26) описывает способы передвижения предметов или животных по вопросам педагога: «Как передвигается автобус? (Едет.) Как передвигается самолет? (Летает.) Как передвигается корабль? (Плавает.) Как передвигается лошадь?

(Скачет.) Как передвигается собака? (Бегает.) Как передвигается дельфин? (Плавает.)»

3 Цель: выявить умение подбирать признаки и качества к предмету.

Описание задания. Ребенку предлагается посмотреть на рисунки (Приложения 14, 15), назвать предметы и сказать, какие они (какая она, какое оно). (Яблоко — круглое, гладкое, сочное, сладкое, желтое, вкусное; морковь — оранжевая, длинная, сладкая, твердая, вкусная; огурец — длинный, овальный, вкусный, зеленый.)

4 Цель: выявить умение употреблять слова с противоположным значением.

Описание задания. Игра «Скажи наоборот». Взрослый говорит фразу, а ребенок должен ее закончить.

— Медведь большой, а заяц... (маленький).

— Медведь смелый, а заяц... (трусливый).

— У кошки хвост длинный, а у котенка... (короткий).

— Дерево высокое, а куст... (низкий).

II. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Словоизменение

1 Цель: выявить умение склонять существительные множественного числа в родительном падеже.

Описание задания. Игра «Чего не стало?». Педагог предлагает ребенку рассмотреть рисунки (Приложение 27), затем прикрывает один рисунок. Ребенок должен назвать, чего не стало. Например, были стулья. Чего не стало? (Не стало стульев.)

2 Цель: выявить умение склонять существительные единственного и множественного числа в дательном падеже.

Описание задания. Ребенку предлагается посмотреть на картинку (Приложение 25), назвать животное и подумать, кому что дать полакомиться: «Скажи, кому дать морковку? (Зайцу, зайчонку.) А если заяц не один, а целая группа, тогда как мы скажем, кому дать морковку? (Зайцам.) Кому дать молоко?(Кошке, котенку, кошкам.) Кому дать травку? (Козе козленку, козам.) Кому дать мышку? (Лисе, лисенку, лисам.)»

3 Цель: выявить умение склонять существительные единственного и множественного числа в винительном падеже.

Описание задания. Ребенку демонстрируются предметные картинки (Приложения 22, 23, 25, 26) по темам «Животные», «Птицы». Дается задание: «Назови, кого ты видишь на картинке. (Я вижу кошку.) А если она не одна, а группа животных, тогда как сказать, кого ты видишь? (Я вижу кошек.)» То же со словами заяц, коза, верблюд, петух, ласточка, воробей и др.

4 Цель: выявить умение склонять существительные единственного числа в творительном падеже.

Описание задания. Ребенку предлагается посмотреть на картинку (Приложения 22, 23), назвать животное (птицу) и сказать, кто чем питается: «Чем питается баран, слон, воробей?» и т. д. (Баран — травой; воробей — зернами, крошками; белка — грибами, орехами и т. д.)

5 Цель: выявить умение склонять существительные единственного числа в предложном падеже.

Описание задания. Ребенку предлагается посмотреть на картинку (Приложения 25, 26), назвать животное и сказать, как его зовут; сказать, о ком заботится Даша. (Даша заботится о кошке.) То же со словами заяц, лиса, коза и т. д.

6 Цель: выявить умение склонять существительные единственного числа.

Описание задания. Ребенку предлагается посмотреть на картинку (Приложение 6), назвать предметы и ответить на вопросы: «Где сидит заяц? (Заяц сидит на машине.) Где лежит кубик? (Кубик лежит под машиной.) Где стоит матрешка? (Матрешка стоит за машиной.)»

7 Цель: выявить умение согласовывать прилагательные с существительными (изменять прилагательные по родам).

Описание задания. Ребенку предлагается посмотреть на картинку (Приложение 15) и назвать цвет каждого предмета (яблоко желтое, банан желтый, груша желтая, лимон желтый).

8 Цель: выявить умение согласовывать существительные с числительными.

Описание задания. Ребенку предлагается рассмотреть картинку (Приложение 28) и пересчитать предметы (одно окно, два окна, три окна, четыре окна, пять окон).

Словообразование

1 Цель: выявить умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Описание задания. Педагог демонстрирует ребенку картинки (Приложение 27): «Я скажу про предмет: „Это стул“. А ты назови этот предмет ласково (стульчик)». То же со словами глаз, ухо, кольцо, дом, дерево, карандаш, окно, ведро, воробей, пчела и т. д.

2 Цель: выявить умение образовывать названия детенышей животных.

Описание задания. Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку (Приложения 22, 23, 25, 26), назвать животное

(заяц) и сказать, как зовут детеныша зайца (зайчонок). То же со словами волк, слон и др.

3 Цель: выявить умение образовывать существительные множественного числа в именительном падеже.

Описание задания. Педагог демонстрирует ребенку картинки (Приложения 11, 27): «Посмотри, это один предмет —мяч. А это группа предметов, их много — это мячи. Давай поиграем с тобой. Я скажу: „Мяч“, а ты скажешь... (мячи)». То же со словами дерево, глаз, пчела, кольцо, дом, ведро, стул, воробей, карандаш и др.

III. ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

В процессе обследования слоговой структуры слова оценивается наличие (отсутствие) сокращения числа слогов, упрощения звукового состава слогов, уподобления слогов, добавления слогов, перестановки слогов и звуков.

Цель: выявить умение воспроизводить слова различно слоговой структуры.

Описание задания. Ребенку предлагается посмотреть на картинку (Приложения 9, 10), назвать, что нарисовано. Ребенок

произносит слова, сложность которых постепенно увеличивается по количеству слогов, стечений согласных звуков и наличию звуков, трудных для произношения.

IV. ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Для обследования состояния фонематического слуха предлагаются задания на слуховое восприятие и повторение слогов, слов. В заданиях используются звуки, оппозиционные по акустическим и артикуляторным признакам, которые предъявляются по признаку парности (твердые — мягкие, звонкие —глухие и т. д.). В результате обследования делается вывод о наличии нарушений дифференциации слов-паронимов: нарушения дифференциации фонем, далеких по способу и месту артикуляции, близких по акустическим признакам.

Обследование фонематического слуха

1 Цель: выявить умение воспроизводить слоговые ряды.

Описание задания. Педагог произносит слоговые ряды и просит ребенка их повторить.

Ба — па — ба,

па — ба — па,

да — та — да,

та — да — та,

га — ка — га,

ка — га — ка,

за — са — за,

са — за — са,

жа — ша — жа,

ша — жа — ша.

2 Цель: выявить умение дифференцировать слова, близкие по звучанию, и правильно их произносить.

Описание задания. Ребенку предлагается рассмотреть парные картинки (Приложения 19, 20): «Сначала покажи, где белка, а потом — где булка. Назови, что ты видишь на картинке?» (Белку — булку.) То же с парами слов бинт — бант, масло — мясо, уточка — удочка, жук — лук, усы — уши.

Обследование фонематического восприятия

Цель: выявить умение выделять ударный гласный звук в начале слова.

Описание задания. Ребенку предлагается послушать слово и определить первый звук: Аня, осы, уши, Ира.

V. ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

1 Цель: выявить умение вести диалог, степень направленности на собеседника.

Описание задания. Ребенку предлагают рассказать о себе по вопросам: «Как тебя зовут? Назови свою фамилию. Сколько

Оценка

1 балл:

диагностики

не принял

принял задание,

(цели)

инструкцию,

не понял цель

задания

2 балла: принял задание, но инструкцию выполнить не может

3балла: принял задание, выполняет с ошибками

4 балла: принял задание, допускает неточности

5 баллов: принял задание, выполняет все инструкции

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5—6 ЛЕТ

ФИ ребенка

Обследование активного словаря

Обследование грамматического строя

Обследование слоговой структуры

Обследование фонематических процессов

Обследование связной речи

Обследование произношения

слуха

восприятия

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

1

2

0

1

Абдуллина Ализа

Агаев Темур

Бугай Лиана

Десятов Алекс

Дроботушенко Ул

Ильин Данил

Каншаева А

Корчебнов Борис

Котвелиева Е

Мордкович Роман

Назарова Алиса

Павлов Демид

Перевощиков Мак

Садилова Моника

Теренкова Вика

Хорошавин Ал

Чабанова Вера

Чабанова Ксения

Чернов Елисей

Щербакова Лиза

Юрков Тимофей

Ямилова Злата

Сидорова Лиза

Итого:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики психологической диагностики: диагностика личностных особенностей ребёнка, диагностика эмоционального состояния, диагностика отношений с окружающими людьми.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, ко...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в  жизни че­ловека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.Диагностика состояния высших психических функций детей предшкольного возраста.

Определение школьной зрелости. Была отобрана методика Марковской “Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей”, методика Керн-Йерасека “Исследование вербального мышле...

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...

Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"

Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских д...