КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Путешествие в весенний лес» в старшей группе для детей с нарушениями речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ильясова Дильбар Рамизовна

систематизировать знания детей  о сезонных изменениях в природе с использованием различных приемов развития мелкой моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: систематизировать знания детей  о сезонных изменениях в природе с использованием различных приемов развития мелкой моторики.

Задачи:

 - закреплять с детьми характерные признаки весны; продолжать упражнять в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи, знакомить детей литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами и загадками);

  • развивать разговорную, связную речь детей, внимание, память;
  • корригировать общую координацию движений и мелкую моторику рук! эмоциональную сферу детей, развивая воображения и творческие способности;
  • воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе, доброжелательное! друг к другу, умение коллективно работать.

Методы и приемы:

Словесный: выразительное чтение стихотворения,

прослушивание аудиозаписи, загадывание загадки;

Практический: работа со счетными палочками,

дидактическая игра «Угадай звуки леса», дидактическое упражнение «Определите на ощупь», подвижная игра «Лесная поляна»;

Наглядный: пальчиковая гимнастика «Сорока», игровое упражнение «Клубок»,

упражнение на развитие мелкой моторики «Солнышко», упражнение на развитие мелкой моторики «Половодье», работа с панно «Весенний лес», игрушка - бибабо «Лесовичок».

Предварительная работа:

  • беседы с детьми о весне;
  • разучивание пальчиковых, речевых игр и упражнений;
  • отгадывание загадок;
  • разучивание стихотворения Ю. Андрианова «Мой друг скворец»;
  • создание игровых ситуаций и упражнений на развитие воображения детей;
  • рисунки детей весенней тематики;
  • работа по созданию панно «Весенний лес».

Материалы и оборудование: письмо; цветные клубочки; фонограмма (звуки леса, пеш птиц); ширмы; панно «Весенний лес»; прищепки; счетные палочки; игрушка - биба( «Лесовичок», тазик с водой; ведерки; губки; салфетки; веточки; три мешочка.

Активизаиия словаря: весенний, таинственный, сказочный, волшебный, чудесный,

дремучий, скворечник, земляничное варенье.

Место проведения: музыкальный зал.

Ход занятия

В-ль: - Ребята, сегодня утром я увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Мне стало очень интересно, что она хочет сообщить? Я подошла к окну и увидела это письмо. А вам интересно узнать, что там?

Дети: Да.

В-ль: Давайте прочитаем, что- же там написано. Может кто-то из вас желает прочитать?

Читают письмо.

Собирайтесь скорее

 В необычный поход.

Ждут вас тайны лесные,

Вдаль тропинка зовет.

В-ль: Очень интересно! Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами!

Дети : Да!

В-ль: Прежде чем отправиться, давайте в благодарность для сороки покажем пальчиковую игру.

Пальчиковая гимнастика «Сорока»

В-ль:        В лес по сказочной тропинке

Попадем мы прямиком.

Но пройти ее придется Нам, ребятушки, с клубком!

Звучит музыка. Дети берут по клубку и проходят по «тропинке», сматывая попутно руками клубок.

В-ль: Кто сможет описать свой путь по сказочной тропинке? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили: вы действительно шли по лесу.

Дети делятся впечатлениями

В-ль: - Вот мы с вами и в лесу!

В-ль: В какой лес мы с вами пришли?

Дети: - Весенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный.

В-ль: - Какое время года здесь изображено.

На мольберте вывешены иллюстрации о весне.

Дети: - Весна!

В-ль: - Почему вы так решили? Я вижу, что здесь в лесу лежит снег. Поэтому я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?

Дети доказывают, что на иллюстрациях изображена весна, называют весенние признаки.

В-ль: Вот теперь я действительно вижу везде улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (Солнце)

А давайте, чтобы солнце грело нас еще больше, мы все с вами добавим ему лучиков.

Дети добавляют лучи-прищепки к заготовке из картона.

Звучит звукозапись «голоса птиц».

В-ль: - Слышите, как красиво запели птицы в весеннем лесу? Как вы думаете, какая птица открывает весну?

Ответы детей.

В-ль: Правильно, грач. А вы знаете, что грача называют доктором земли?

Дети: Да.

В-ль: За что их так называют?

Дети: Потому что грачи едят вредных насекомых.

В-ль: Правильно. А сейчас послушайте загадку еще про одного весеннего певца.

На шесте - дворец,

Во дворе - певец,

А зовут его        (Скворец)

Как называется домик у скворца?

Дети: Скворечник.

В-ль: Кто строит скворечник - люди или птицы?

Дети: Люди.

В-ль: Давайте, и мы с вами построим уютные домики для скворцов. Согласны?

Дети выкладывают скворечники из счетных палочек на столе.

В-ль: Ребята, а кто-нибудь из вас знает стихотворение про скворца?

Дети: Да.

Ребенок читает стихотворение.

В-ль: - Молодцы, ребята! А сейчас я приглашаю вас на солнечную поляну отдохнуть.

Физминутка.

Мы к лесной полянке вышли Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки

Через ветви и пенечки, (ходьба с высоко поднятыми ногами)

К речки быстрой мы спустились, (шагают на месте)

Наклонились и умылись (наклоны вперед)

Раз, два, три, четыре

Вот как славно освежились (встряхиваем руками)

Вдруг мы видим из куста

Выпал птенчик из гнезда (присели)

Тихо птенчика берем

И назад его кладем (выпрямиться, потянуться) /

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса

Мы лисицу обхитрим

На носочках побежим, (бег на носочках)

Снова мы идем по лесу (шагаем)

А вокруг так интересно (потягивание, руки в стороны)

Отдохнуть пора дружок:

Мы присядем на пенек.

Дети садятся

В-ль: - А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес?

За ширмой воспитатель с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы: надламывает толстые и тонкие ветки, в тазик с водой капает воду, переливает воду из одного стакана в другой, включает мелодию «голоса птиц», стучит молоточком по дереву. Затем предлагает детям высказаться, что бы это могло быть.

Ответы детей: заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.

В-ль: - Молодцы! Вы все правильно отгадали.

За ширмой появляется кукла - Лесовичок.

Лесовичок: - Вы зачем пришли? Ветки ломать, мусор бросать, костер разжигать?

В-ль: - Нет, что ты, Лесовичок! Мы пришли весенним лесом любоваться!

Лесовичок: - Да, а вы добрые ребята?

Дети: - Да!

Лесовичок: - Тогда помогите мне, пожалуйста! Нынче в лесу столько много воды стало, ну прямо половодье целое! У бедных мышат норку затопило, прятаться им от лисы негде. Как им помочь? Ума не приложу! Может быть, вы знаете как?

В-ль: Дети, как мы можем помочь маленьким мышатам?

Ответы детей.

В небольшом и неглубоком тазу на горке камушек сидят мышата. Таз наполнен наполовину водой. Дети губкой выкачивают воду из тазика каждый в свое ведерко.

Лесовичок: Ай, да молодцы, ребята! Вы действительно не только добрые, но и находчивые. Вот вам за помощь три волшебных мешочка.

Дети: Спасибо.

Лесовичок: Ну, прощайте, ребята! Мне по своим делам пора!

В-ль: Ребята, вам хочется узнать, что находится в волшебных мешочках?

Дети: Да.

В-ль: Чтобы узнать, что там лежит вам необходимо определить на ощупь. Согласны?

Дети: Да.

Дети на ощупь отгадывают, что лежит в мешках.

В-ль: - В первом мешочке - листья малины, смородины. Если заварить их вместо чая, нет лучшего лекарства от простуды. В другом мешочке - земля. В эту землю мы посадим семена и вырастим рассаду для нашего участка. Ну а содержимое третьего подарка мы с вами определим на вкус. Закройте глаза, я угощу вас. Какое оно на вкус? Кислое? Горькое? Твердое?

Дети: - Сладкое! Мягкое! Это варенье!

В-ль: А какое это варенье?

Дети: Из лесных ягод. Земляничное.

В-ль: - Молодцы! Теперь пора отправиться назад в детский сад.

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект организованной образовательной деятельности для детей второй группы раннего возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему Путешествие по сказке "Колобок"

Конспект организованной образовательной деятельности для детей второй группы раннего возраста по образовательной области "Речевое развитие", на тему Путешествие по сказке "Колобок"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное)по образовательной области: «Речевое развитие» на тему:«Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе

Конспект  непосредственно образовательной деятельности(интегрированное)по образовательной области:«Речевое развитие»на тему:«Путешествие в страну Красивой речи»в старшей г...

Открытое педагогическое мероприятие с детьми по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» в подготовительной группе

Открытое педагогическое мероприятие с детьми подготовительной группы по развитию речи на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с нарушениями зрения "Путешествие в страну Знаний"

laquo;Путешествие в Страну Знаний» Цель: формирование предпосылок учебной деятельности Задачи:Продолжать учить детей разгадывать ребусы;Закреплять умения детей задавать вопросы , сужающие ...