КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Путешествие в весенний лес» в старшей группе для детей с нарушениями речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ильясова Дильбар Рамизовна

систематизировать знания детей  о сезонных изменениях в природе с использованием различных приемов развития мелкой моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: систематизировать знания детей  о сезонных изменениях в природе с использованием различных приемов развития мелкой моторики.

Задачи:

 - закреплять с детьми характерные признаки весны; продолжать упражнять в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи, знакомить детей литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами и загадками);

  • развивать разговорную, связную речь детей, внимание, память;
  • корригировать общую координацию движений и мелкую моторику рук! эмоциональную сферу детей, развивая воображения и творческие способности;
  • воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе, доброжелательное! друг к другу, умение коллективно работать.

Методы и приемы:

Словесный: выразительное чтение стихотворения,

прослушивание аудиозаписи, загадывание загадки;

Практический: работа со счетными палочками,

дидактическая игра «Угадай звуки леса», дидактическое упражнение «Определите на ощупь», подвижная игра «Лесная поляна»;

Наглядный: пальчиковая гимнастика «Сорока», игровое упражнение «Клубок»,

упражнение на развитие мелкой моторики «Солнышко», упражнение на развитие мелкой моторики «Половодье», работа с панно «Весенний лес», игрушка - бибабо «Лесовичок».

Предварительная работа:

  • беседы с детьми о весне;
  • разучивание пальчиковых, речевых игр и упражнений;
  • отгадывание загадок;
  • разучивание стихотворения Ю. Андрианова «Мой друг скворец»;
  • создание игровых ситуаций и упражнений на развитие воображения детей;
  • рисунки детей весенней тематики;
  • работа по созданию панно «Весенний лес».

Материалы и оборудование: письмо; цветные клубочки; фонограмма (звуки леса, пеш птиц); ширмы; панно «Весенний лес»; прищепки; счетные палочки; игрушка - биба( «Лесовичок», тазик с водой; ведерки; губки; салфетки; веточки; три мешочка.

Активизаиия словаря: весенний, таинственный, сказочный, волшебный, чудесный,

дремучий, скворечник, земляничное варенье.

Место проведения: музыкальный зал.

Ход занятия

В-ль: - Ребята, сегодня утром я увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Мне стало очень интересно, что она хочет сообщить? Я подошла к окну и увидела это письмо. А вам интересно узнать, что там?

Дети: Да.

В-ль: Давайте прочитаем, что- же там написано. Может кто-то из вас желает прочитать?

Читают письмо.

Собирайтесь скорее

 В необычный поход.

Ждут вас тайны лесные,

Вдаль тропинка зовет.

В-ль: Очень интересно! Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами!

Дети : Да!

В-ль: Прежде чем отправиться, давайте в благодарность для сороки покажем пальчиковую игру.

Пальчиковая гимнастика «Сорока»

В-ль:        В лес по сказочной тропинке

Попадем мы прямиком.

Но пройти ее придется Нам, ребятушки, с клубком!

Звучит музыка. Дети берут по клубку и проходят по «тропинке», сматывая попутно руками клубок.

В-ль: Кто сможет описать свой путь по сказочной тропинке? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили: вы действительно шли по лесу.

Дети делятся впечатлениями

В-ль: - Вот мы с вами и в лесу!

В-ль: В какой лес мы с вами пришли?

Дети: - Весенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный.

В-ль: - Какое время года здесь изображено.

На мольберте вывешены иллюстрации о весне.

Дети: - Весна!

В-ль: - Почему вы так решили? Я вижу, что здесь в лесу лежит снег. Поэтому я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?

Дети доказывают, что на иллюстрациях изображена весна, называют весенние признаки.

В-ль: Вот теперь я действительно вижу везде улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (Солнце)

А давайте, чтобы солнце грело нас еще больше, мы все с вами добавим ему лучиков.

Дети добавляют лучи-прищепки к заготовке из картона.

Звучит звукозапись «голоса птиц».

В-ль: - Слышите, как красиво запели птицы в весеннем лесу? Как вы думаете, какая птица открывает весну?

Ответы детей.

В-ль: Правильно, грач. А вы знаете, что грача называют доктором земли?

Дети: Да.

В-ль: За что их так называют?

Дети: Потому что грачи едят вредных насекомых.

В-ль: Правильно. А сейчас послушайте загадку еще про одного весеннего певца.

На шесте - дворец,

Во дворе - певец,

А зовут его        (Скворец)

Как называется домик у скворца?

Дети: Скворечник.

В-ль: Кто строит скворечник - люди или птицы?

Дети: Люди.

В-ль: Давайте, и мы с вами построим уютные домики для скворцов. Согласны?

Дети выкладывают скворечники из счетных палочек на столе.

В-ль: Ребята, а кто-нибудь из вас знает стихотворение про скворца?

Дети: Да.

Ребенок читает стихотворение.

В-ль: - Молодцы, ребята! А сейчас я приглашаю вас на солнечную поляну отдохнуть.

Физминутка.

Мы к лесной полянке вышли Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки

Через ветви и пенечки, (ходьба с высоко поднятыми ногами)

К речки быстрой мы спустились, (шагают на месте)

Наклонились и умылись (наклоны вперед)

Раз, два, три, четыре

Вот как славно освежились (встряхиваем руками)

Вдруг мы видим из куста

Выпал птенчик из гнезда (присели)

Тихо птенчика берем

И назад его кладем (выпрямиться, потянуться) /

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса

Мы лисицу обхитрим

На носочках побежим, (бег на носочках)

Снова мы идем по лесу (шагаем)

А вокруг так интересно (потягивание, руки в стороны)

Отдохнуть пора дружок:

Мы присядем на пенек.

Дети садятся

В-ль: - А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес?

За ширмой воспитатель с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы: надламывает толстые и тонкие ветки, в тазик с водой капает воду, переливает воду из одного стакана в другой, включает мелодию «голоса птиц», стучит молоточком по дереву. Затем предлагает детям высказаться, что бы это могло быть.

Ответы детей: заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.

В-ль: - Молодцы! Вы все правильно отгадали.

За ширмой появляется кукла - Лесовичок.

Лесовичок: - Вы зачем пришли? Ветки ломать, мусор бросать, костер разжигать?

В-ль: - Нет, что ты, Лесовичок! Мы пришли весенним лесом любоваться!

Лесовичок: - Да, а вы добрые ребята?

Дети: - Да!

Лесовичок: - Тогда помогите мне, пожалуйста! Нынче в лесу столько много воды стало, ну прямо половодье целое! У бедных мышат норку затопило, прятаться им от лисы негде. Как им помочь? Ума не приложу! Может быть, вы знаете как?

В-ль: Дети, как мы можем помочь маленьким мышатам?

Ответы детей.

В небольшом и неглубоком тазу на горке камушек сидят мышата. Таз наполнен наполовину водой. Дети губкой выкачивают воду из тазика каждый в свое ведерко.

Лесовичок: Ай, да молодцы, ребята! Вы действительно не только добрые, но и находчивые. Вот вам за помощь три волшебных мешочка.

Дети: Спасибо.

Лесовичок: Ну, прощайте, ребята! Мне по своим делам пора!

В-ль: Ребята, вам хочется узнать, что находится в волшебных мешочках?

Дети: Да.

В-ль: Чтобы узнать, что там лежит вам необходимо определить на ощупь. Согласны?

Дети: Да.

Дети на ощупь отгадывают, что лежит в мешках.

В-ль: - В первом мешочке - листья малины, смородины. Если заварить их вместо чая, нет лучшего лекарства от простуды. В другом мешочке - земля. В эту землю мы посадим семена и вырастим рассаду для нашего участка. Ну а содержимое третьего подарка мы с вами определим на вкус. Закройте глаза, я угощу вас. Какое оно на вкус? Кислое? Горькое? Твердое?

Дети: - Сладкое! Мягкое! Это варенье!

В-ль: А какое это варенье?

Дети: Из лесных ягод. Земляничное.

В-ль: - Молодцы! Теперь пора отправиться назад в детский сад.

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное)по образовательной области: «Речевое развитие» на тему:«Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе

Конспект  непосредственно образовательной деятельности(интегрированное)по образовательной области:«Речевое развитие»на тему:«Путешествие в страну Красивой речи»в старшей г...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с нарушениями зрения "Путешествие в страну Знаний"

laquo;Путешествие в Страну Знаний» Цель: формирование предпосылок учебной деятельности Задачи:Продолжать учить детей разгадывать ребусы;Закреплять умения детей задавать вопросы , сужающие ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе ДОУ.

Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей г...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе ДОУ.

Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей г...