КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Зимующие птицы» в старшей группе для детей с нарушениями речи
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ильясова Дильбар Рамизовна

Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, роли человека в жизни зимующих птиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход занятия

Вос-ль: Я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка,

И полоска шарфика, (синица)

Грудка ярче, чем заря

У кого? (У снегиря.)

Кто присел на толстый сук

И стучит: «тук-тук-тук-тук» (дятел)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах.

А зовут ее... (ворона)

На мольберт выставляются картинки - отгадки.

Вос-ль: Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?

Ответы детей.

Вос-ль: А какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Вос-ль: Каких зимующих птиц вы знаете еще?

Ответы детей.

Вос-ль: Почему их называют зимующими?

Дети: Потому что с наступлением холодов они не улетают на юг, остаются зимовать в наших краях.

Вос-ль: Как вы думаете, почему они не улетают?

Дети: Потому что могут добывать себе корм, они питаются не только насекомыми, но и семенами, зернышками, семечками, ягодами, пищевыми отходами.

Вос-ль: А какие птицы прилетают к нам только зимовать?

Дети: Синицы и снегири.

Вос-ль: Молодцы. А вот ворона птица с секретом - она на самом деле и зимующая и перелетная. Как наступает осень, молодые птицы улетают в теплые страны, а на их место прилетают другие с севера. Её еще называют кочующая птица. Давайте повторим все вместе.

Дети хором, затем по одному повторяют слово кочующая

Вос-ль: Теперь изобразите птичью стайку, взмахните крыльями и летите в свои гнезда.

ты какую птицу изображал?

ты какую птицу изображала?

ты какую птицу изображала?

Ответы детей

Вос-ль: Дети, скажите, как живется птицам зимой?

Дети: Зимой птицам очень трудно, голодно и холодно.

Вос-ль: Почему вы так думаете?

Дети: Потому что снег укрыл землю, зернышек не найти.

Вос-ль: Расскажите мне, как же птицы переживают зиму.

Ответы детей

Вос-ль: Птицы прилетают, поближе к нашим жилищам и просят у нас помощи.

Вос-ль: А как вы помогаете птицам зимой?

Ответы детей

Вос-ль: Сейчас я покажу вам разные виды корма для птиц, семена и зерна разных растений.

На подносе в прозрачных контейнерах насыпаны семечки подсолнуха, тыквы, арбуза, дыни, пшена

риса.

Вос-ль: Подойдите, посмотрите, семена, каких растений здесь насыпаны?

(арбуза, дыни, подсолнуха, тыквы, пшена, рис.)

Вос-ль: Рассмотрите семена, потрогайте, обследуйте их.

Вос-ль: Опишите семена подсолнуха и тыквы.

Реб.: У подсолнуха семена мелкие и черные, а у тыквы крупные и белые.

Вос-ль: Опишите семена арбуза и дыни.

Реб.: У арбуза семена коричневые и крупные, а у дыни мелкие и белые.

Вос-ль: Опишите зерна тлена и риса.

Реб.: Пшено мелкое, круглое и желтое, а рис крупный, овальный и белый.

Вос-ль: А сейчас мы поиграем в игру «Угадай на ощупь».

Д/игра «Угадай на ощупь»

Вос-ль: Возьмите каждый по мешочку, в этих мешочках насыпан корм для птиц. Определите на ощупь, какой корм у вас в мешочках?

Вос-ль: Скажи, что у тебя в мешочке? Опрашиваю 2-3-х детей.

Вос-ль: Развяжите мешочки и посмотрите, правильно ли вы определили.

Дети развязывают мешочки и называют, что в них.

Вос-ль: Молодцы ребята, а сейчас давайте представим, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей. Сделаем упражнение «Снегири». Я прошу вас говорить правильно и выразительно, а двигаться красиво.

Физминутка

(руками, как крылышками, хлопают себя по бокам)

(руками показывают грудку)

(Делают мелкие потряхивающие движения рук, опущенных вдоль тела).

(.Повороты головой влево, вправо два раза. Бегут по кругу, взмахивая руками).

(Разбегаются по группе, продолжая взмахивать руками).

Вос-ль: Молодцы ребята. Хотите поиграть еще? Дети: Да.

Вос-ль: Только играть мы будем с мячом. Согласны?

Игра с мячом «Назови одним словом ».

В. - Если у сороки белый бок, то она какая? Белобокая.

В. - Если у синицы желтая грудка, то она какая? Желтогрудая.

В. - Если у снегиря красная грудь, он какой? Красногрудый.

  В. - Если у сороки длинный хвост, то она какая? Длиннохвостая.

В. - Если у вороны черное крыло, то она какая? Чернокрылая.

В. - Если у голубя сизое крыло, то он какой? Сизокрылый.

В. - Как подает голос ворона? Кар - кар.

В. - Значит, она что делает? Каркает.

В. - Как подает голос воробей? Чик-чирик.

В. - Что он делает? Чирикает.

Вос-ль: Молодцы дети. Присаживайтесь на свои места.

Дети садятся на стулья.

Вос-ль: Теперь предлагаю, поиграть с пальчиками. Покормим птиц. Соберите пальцы рук в щепоть и подушечкой большого пальца массируйте подушечки остальных пальцев и одновременно будем произносить чистоговорку:

Семь суток сорока старалась, спешила,

Себе сапоги сыромятные сшила,

Сказала со смехом соседка - синица:

Стать самой скрипучей сорока стремится.

Вос-ль: Какой звук в этой чистоговорке вы слышите чаще других звуков?

Дети: Звук «С» и «Сь».

Вос-ль: В названии, каких зимующих птиц встречается звук «С» и «Сь»?

Дети: Снегирь, синица, сорока, сова.

Вос-ль: На каком месте находятся звуки «С» и «Сь» в этих словах?

Дети: В начале слова.

Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»

Вос-ль: Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова:

Синица, снегирь, ворона, голубь.

А теперь произнесите эти слова по очереди, прохлопывая его.

Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этих словах.

Вос-ль: Ребята вы правильно разделили слова на слоги, молодцы, а теперь посмотрите, сколько птиц прилетело на дерево. Давайте про них скажем так:

На дереве много... синиц.

На дереве много... дятлов.

На дереве много... ворон и т. д.

Вос-ль: Молодцы дети, сегодня на прогулке мы будем угощать зимующих птиц их любимыми лакомствами. Согласны?

  • Кому ты дашь кусочки сала?
  • Кого ты угостишь семечками?
  • Кому ты отдашь ягоды?
  • А чем можно угостить сороку?
  • Чем мы угостим голубя?

Ответы детей.

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-образовательной деятельности (КОД) по лексической теме «Зима» в подготовительной группе с тяжелыми нарушениями речи с использованием здоровьесберегающих технологий.

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Зима"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Зима"Задачи:Расширять представления детей о сезонных изменениях в живой и нежив...

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: « Путешествие маленькой Капельки» для детей младшего дошкольного возраста.

Дать представление о круговороте воды в природе. Через игры научить определять физическое состояние воды.1.     Вводная часть – 3 минуты. Настрой детей. Загадывание загадки.2...

Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" на тему "Зима"

Конспект фронтального заняти в средней логопедической группе с ОНР по теме "Зима"....

Конспект непосредственной базовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие"на тему "Путешествие по сказкам" для детей 4-5 лет.

Цель этого занятия :развивать познавательные и речевые умения детей на примере знакомых сказок. Была проведена большая предварительная работа, подготовлен необходимый материал и оборудование. В заняти...