Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на начало года «Осенний урожай»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ефимова Елена Викторовна

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на начало года «Осенний урожай»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 18»

_____________________________________________________________________________

141300 г. Сергиев Посад, ул. Школьная, д.3а,тел./ф. 8(496) 549-02-04

электронная почта: dssp18@mail.ru

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на начало года

«Осенний урожай»

                                                                                               Подготовила и провела:

                                                                воспитатель

                                                                I квалификационной категории

                                                                Ефимова Е.В.

Тема: Осенний урожай

Цели:

Уточнить представления детей об овощах.

Учить составлять описательные рассказы об овощах.

Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе; упражнять в образовании прилагательных от существительных,  существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Продолжать учить отвечать полными ответами.

Задачи:

Развивающие - развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление,  координацию речи с движением,  внимание, память.

Воспитательные - воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Словарная работа:

Обогащение словаря: корнеплод, овощехранилище, консервируют.

Активизация словаря: названия овощей, растущих в огородах; помидор,  салат, щи, борщ, пюре; огородные, белокочанная,  сочная, ароматная, бордовая, хрустящая, сладкая, горькая, длинные, вкусная, овальная; заготавливать, консервировать, солить, тушить, жарить, варить,  мариновать, запекать, печь.

Воспитатель: 

- Здравствуйте, ребята, к нам сегодня пришли гости! Давайте с ними поздороваемся.

Утреннее приветствие

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Вступительное слово педагога. Сюрпризный момент.

Воспитатель: - Дети, посмотрите, кто это пришел?

Предполагаемый ответ детей: Ежик

Воспитатель: - Правильно это ежик. Посмотрите, ребята, какой он грустный. Он шел на помощь своим друзьям ежам собирать урожай и заблудился.

Воспитатель: - Ребята, а где живет ежик?

Предполагаемый ответ детей: в лесу.

Воспитатель: - Нам надо проводить ежика в лес и помочь собрать для него урожай.

Воспитатель: - Скажите, в какое время года собирают урожай?

Предполагаемый ответ детей: Осень.

Воспитатель: - Какой урожай собирают осенью?

Предполагаемый ответ детей: Фрукты, овощи, ягоды, грибы.

Воспитатель: - Сегодня мы с вами будем говорить о дарах осени и должны будем заглянуть на огород – и помочь ежику и его друзьям собрать урожай. Вы готовы? Тогда в путь.

Предполагаемый ответ детей: Да.

Воспитатель:- Чтобы лучше все собрать, нужно пальчики размять. 

(Раздаю мячи-ежи)

Пальчиковая гимнастика «Ежик» (катание резинового шарика в ладонях)

- Катится колючий ежик,

Нет ни головы не ножек

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно, да, да, да

Упражнение «Назови овощи»

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, мы с вами попали на огород. Ребята, что растет на огороде?

Предполагаемый ответ детей: овощи.

А прежде чем мы начнем собирать овощи, нужно нам вспомнить - Как убирают овощи? Подберите слова-действия. Речевое упражнение «Убираем овощи».

Воспитатель:

 Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

Предполагаемый ответ детей: Лук.

Воспитатель: - Правильно. Лук. А лук как убирают?

Предполагаемый ответ детей: срезают.

Воспитатель: - Пекут меня и варят

Едят меня и очень хвалят.

Предполагаемый ответ детей: Картофель.

Воспитатель: - Правильно. Картофель. А картофель как убирают?

Предполагаемый ответ детей: выкапывают.

Воспитатель: Где зимою было пусто, Летом выросла … (капуста).

Предполагаемый ответ детей: Капуста.

Воспитатель: - Правильно. Капуста. Капусту как убирают?

Предполагаемый ответ детей: срезают.

Воспитатель: Этот овощ вот уж диво,
Круглый, вкусный и красивый,
Приготовим с ним обед,
Запеканку, винегрет,
Цвет у яств совсем не блёклый,
Главная на кухне…(свёкла)

Предполагаемый ответ детей: Свекла.

Воспитатель: - Правильно. Свекла. Как убирают свеклу?

Предполагаемый ответ детей: выдергивают, а большую - выкапывают.

 Воспитатель:

- Длинный, зеленый,

Добрый, соленый,

Вкусный и сырой.

Кто он такой?

Предполагаемый ответ детей: Огурец.

Воспитатель: - Правильно. Как убирают огурцы?

Предполагаемый ответ детей: срывают.

Воспитатель: - Он бывает, детки, разный –

Зеленый, жёлтый или красный.

Бывает жгучим, бывает сладким.

Предполагаемый ответ детей: Перец.

Воспитатель: - Перец.

Предполагаемый ответ детей: срывают.

Воспитатель: 

- Сидит девица в темнице,

А коса на улице.

Предполагаемый ответ детей: Морковь.

Воспитатель: - Морковь. Как убирают морковь?

Предполагаемый ответ детей: выдергивают, а большую выкапывают.

Воспитатель: - Как назвать одним словом морковь, капусту, перец, лук? Предполагаемый ответ детей: Это овощи.

Воспитатель: назовите пожалуйста овощи, которые растут на земле (кабачки, перец, помидоры, баклажаны, капуста)

Воспитатель: Как называют овощи, которые созревают в земле? (…корнеплоды).– Скажите хором – «корнеплоды». (Повторяют по
одному несколько раз.)

Перечислите, какие корнеплоды люди выкапывают
из земли осенью. 
(…картофель, морковь, лук, чеснок)

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА  «ЕЖИК»

1.Ежик добрый, не колючий

2. Посмотри вокруг получше

1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом

2 – поворот головы влево – выдох через слегка открытые губы.

Воспитатель: - Мы собрали овощи в корзину, как нам сохранить все овощи на зиму? (Овощи на зиму солят, маринуют, консервируют)

Где хранятся зимой заготовки и овощи? (…в овощехранилище)
(Показать картинку)

– Повторите хором слово «овощехранилище».
 (Повторяют по одному несколько раз).

Молодцы ребята! Справились с заданием.

Воспитатель: Здесь всех овощей по одному, а ежику надо много, чтобы всем лесным жителям хватило.

Тыква – тыквы

Патиссон - патиссоны

кабачок - кабачки

баклажан - баклажаны

огурец - огурцы

помидор – помидоры

перец - перцы

Воспитатель: Вы хорошо потрудились. А теперь мы немножко отдохнем и разомнемся.

Физкультминутка  «Урожай»

– Молодцы! Вы мне очень помогли. А сейчас настало время собрать урожай.
Встаньте в круг.

В огород пойдем, урожай соберем (маршируют)

 Мы морковки натаскаем (носят)

 И картошки накопаем (копают)

Срежем мы кочан капусты (срезают)

Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками 3 раза.)
Щавеля нарвем немножко (
рвут).

 И вернёмся по дорожке (маршируют)

Воспитатель:- Расскажите про овощи по плану: форма, размер, цвет, вкус. Подберите слова - признаки, ответив на вопрос какой, какая, какие?

Воспитатель:- Тыква, какая?

Предполагаемый ответ детей: желтая, большая, круглая, сладкая, растет на грядке, из тыквы можно приготовить тыквенный сок .

Воспитатель:- Морковь, какая?

Предполагаемый ответ детей: оранжевая, крупная, сладкая, гладкая, из моркови можно приготовить морковный сок.

Воспитатель:- Огурец, какой?

Предполагаемый ответ детей: зеленый, маленький, овальный, сладкий, растет на грядке, из огурца можно приготовить огуречный сок.

Игра «Назови ласково»

– Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы называете этот овощ ласково и бросаете мне мяч обратно.

Огурец — огурчик

помидор — помидорчик

картофель — картошечка

баклажан — баклажанчик

перец — перчик

тыква — тыковка

редис — редисочка

морковь — морковка (морковочка)

свекла — свеколка

лук— лучок

репа — репка (репочка)

чеснок — чесночок

капуста — капусточка

патиссон - патиссончик

Воспитатель:- Мы с вами хорошо потрудились.

Подведение итогов

Воспитатель:-Назови, какие дары осени мы сегодня собирали для ежика? Огурец, капуста, морковка – это …

Предполагаемый ответ детей: овощи.

Воспитатель:- Скажите, какие новые слова вы услышали на занятии. (Корнеплод, овощехранилище, мариновать,  солить консервировать)  

– Так какие же овощи называются корнеплодами? (Овощи,  которые зреют в земле…)
Молодцы ребята! Ежик вас благодарит за помощь. Но ему уже пора возвращаться домой. Теперь у ежика есть большой запас на всю зиму.

За помощь ежик дарит вам корзину с фруктами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Прощание с осенью»

Описание материала: конспект занятия   для детей старшей группы (5-6 лет.) по теме Прощание с осенью  »...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Осенний Этюд"

Открытое занятие по развитию речи проводилось с детьми 5 лет с общим недоразвитием речи  (первый год обучения). Основная цель- закрепление изученного материала об осени, развитие связной речи дет...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Куда спряталась осень»

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Куда спряталась осень»...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе ТНР «Осенний ветерок». Заучивание стихотворения

Задачи: - выучить с детьми стихотворение;- совершенствовать связную речь, творческое воображение;- развивать слуховое внимание, познавательную активность;- обогащать пассивный и задействовать акт...