Конспект НОД "Путешествие по зимнему лесу"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

В конспекте представлен материал в форме прогулки по зимнему лесу для детей старшего дошкольного возраста,направленный на развитие общих речевых навыков и обогащение словаря с использованием развивающей предметно -пространственной среды В.В.Воскобовича "Фиолетовый лес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Пукане» комбинированного вида города Ядрин Чувашской Республики

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»

(раздел «Развитие речи») в группе старшего дошкольного возраста

«Путешествие по зимнему лесу»

Разработал:

воспитатель

1 квалификационной категории

Ловыгина Н.В.

г.  Ядрин 2022г.

Цель: способствовать формированию у детей самостоятельного мышления, развитию воображения и познавательной активности.
Задачи:
Образовательные:

-расширять и систематизировать знания детей о зиме;

-формировать умение отвечать на вопросы, подбирать родственные (однокоренные) слова;

-упражнять в согласовании существительного с глаголом, с прилагательным,

-формировать звуковую культуру речи.
Развивающие:
-развивать познавательный интерес, любознательность,  логическое мышление,  память, внимание, координацию движения;
-развивать навыки словообразования, упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением;
-активизировать словарь детей.
Воспитательные:
-Воспитывать у детей интерес к природе и бережное отношение к ней.
- Воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников.
Материал и оборудование: сундучок, конверты с заданиями, снежок из ватных дисков, снежинки,«Фиолетовый лес», иллюстрации зимующих птиц, животных, рыб, иллюстрации со спортивным инвентарем, мяч.

Ход НОД.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы  улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе.Ребята поздороваемся с нашими гостями и подарим им свои улыбки.

Воспитатель:Сегодня к нам в гости из Фиолетового леса пришел Луч Владыка. Он рассказал, что в Фиолетовый лес прилетела злая колдунья, порвала  шаль, которую связала зима, чтобы укрыть все живое в лесу и разметала снежинки по свету. Плохо стало в лесу, холодно.Луч Владыка приглашает нас в Фиолетовый лес, помочь собрать все снежинки с разорванной шали. И начнем свой путь мы вот с этой с тропинки.

Физкультминутка

На дворе у нас мороз( хлопают себя ладонями по плечам )и чтобы носик не замерз,   
Надо ножками потопать
(топают ногами)
И ладошками похлопать(хлопают руками)
А вокруг лежат сугробы ( потягивания — руки в стороны)
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,поднимаем выше ноги
(ходьба на месте с высоким подниманием колен)
Мы идем, идем, идем( Ходьба на месте)
И к Лучуприходим в дом ( дети садятся на свои места)

Воспитатель: Ребята, мы дошли до необычных деревьев.Что  же искать? На что обратить внимание? А что это здесь стоит?Вот он волшебный сундучок! 

Воспитатель: Чтобы открыть его мы должны проговорить заклинание Фиолетового леса «Кохли,  Охли,  Желе, Зеле. Геле, Силе, Фи,чок» – открывайся, сундучок! Давайте вместе!

Дети: «Кохли, Охли, Желе,Зеле.Геле,Силе,Фи,чок» – открывайся, сундучок!

 (воспитатель заглядывает в сундучок).
Воспитатель: Ребята, здесь лежит письмо и оно от злой колдуньи(читает письмо)

«Я узнала, что вы хотите помочь Лучу Владыке. Снежинки находятся в конвертах, они заколдованы. Чтобы собрать снежинки вам нужно выполнить мои задания. Если выполните задание правильно, конверт откроется»

Воспитатель:  Ребята, давайте сразу откроем конверт (пытается открыть конверт). Нет, не открывается, нужно выполнять задание.

Воспитатель: Первое задание словесная игра «Подбери слово» 

(Ксуществительному нужно подобрать прилагательное)

зима какая? (холодная, снежная, бесснежная, морозная, долгая, вьюжная, мягкая, суровая, русская..)

снег какой? (пушистый, мягкий, липкий, белый, искристый, сверкающий, чистый, грязный, рыхлый, холодный, тающий..)

снежинки какие? (легкие, резные, холодные, маленькие, красивые, лёгкие, первые, белые серебряные, редкие, ажурные, пушистые, искрящие, летящие, тающие, волшебные..)

лёд какой? (толстый, скользкий, хрупкий, гладкий, холодный, тонкий..)

погода какая? (плохая, хорошая, сырая, холодная, безветренная, безоблачная, благоприятная, великолепная, зимняя, ветреная, вьюжная, морозная..)

Воспитатель: С первым заданием мы справились.  Молодцы!Открываем конверт. В нем первая снежинка. Прикрепим ее на пространство Фиолетового леса.

Воспитатель:Чтобы продолжить, нужно отгадать загадки, которые находятся во втором конверте.

Воспитатель:Зима не дописала стихотворение, давайте ей поможем и подскажем нужные слова:
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю… снег
С неба всё скользят пушинки - серебристые… снежинки
На деревья, на лужок, опускается… снежок
Вот веселье для ребят - все сильнее… снегопад
Все бегут в перегонки, все хотят играть в… снежки
Словно в белый пуховик, нарядился… снеговик
Рядом – снежная фигурка, это девочка… снегурка
На деревьях, посмотри, с красной грудкой… снегири
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… снег
Воспитатель:Какие слова вы добавляли?
На какое слово они все похожи? Правильно, это родственные слова.
Воспитатель: И с этим заданием мы справились. Открываем конверт, там снежинка.

Воспитатель:Заглянем в сундучок. Что это? Снежок , а на нем задание. Послушайте, что колдунья пишет. «Хочу узнать, сможете ли вы, назвать слова, которые любит зима ласково.

Игра«Назови ласково то, что любит Зима».
Воспитатель:Ребята, я буду кидать вам снежок, называя слово, а вы мне будете его возвращать, называя это слово ласково.

Зима – зимушка, холод –холодок, мороз –морозец, снег –снежок, лёд –ледок, ветер –ветерок, шапка –шапочка, шарф –шарфик, валенки –валеночки, санки –саночки, шуба –шубка, снеговик –снеговичок, льдина – льдинка.

Воспитатель: Выполнили и это задание. Вот, снежинка. Устали? Сейчас отдохнем.

Физкультминутка «Зимой». (Импровизация движений)

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Воспитатель:Молодцы! Нас ждет новое задание. Называется оно «Лесная фотостудия».

ВФиолетовом лесу живет очень много животных, но и они все спрятались от злой колдуньи. Только,влесной фотостудии остались негативы от фотографий. Нам нужно узнать животного по его тени.

(Воспитатель выставляет на доску листы с силуэтами животных, дети отгадывают и иллюстрацию с этим животным выставляют на Фиолетовый лес)

Воспитатель: Но не только звери живут в Фиолетовом лесу, есть там и птицы.Как вы думаете, какие это птицы? Назовите их(Синички, воробьи, вороны, галки, снегири, дятлы)Акак их можно назвать одним словом?(зимующие) Птицам холодно и голодно в лесу, они прилетают к нам за помощью. Какой?

Дети: За кормом. Мы насыпаем его в кормушки.

(Воспитатель выставляет иллюстрации с изображением птиц на пространство Фиолетового леса)

Воспитатель: Еще в Фиолетовом лесу есть большое озеро. Подумайте и скажите, кто может обитать в этом озере?(рыбы, лягушки, тритоны) А что происходит зимой с озером?(замерзает, покрывается льдом).Как выживают обитатели озера подо льдом?(лягушки и тритоны спят, а рыбы плавают очень медленно.А чтобы они не задохнулись во льду люди делают лунки, через которые в воду поступает кислород).

(Воспитатель выставляет иллюстрации обитателей озера на пространство Фиолетового леса)

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились. Нашли еще три снежинки.Но нас ждет еще одно испытание.

Воспитатель: Кто из вас любит зиму?

Воспитатель: В какие игры можно играть зимой на улице?

Дети: Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т. д.

Воспитатель: Правильно! Если в эти игры играют зимой, значит они какие?

Дети: Зимние.

(перед детьми выкладываются карточки на которых изображены:коньки, велосипед, ледянка, лыжи, ролики, скакалка, санки, мяч, снегокат, теннисная ракетка, клюшка с шайбой.)

Воспитатель: А теперь отдохнем и поиграем в игру «Найди предмет для зимнего развлечения»

(дети встают около стульчиков).Я показываю иллюстрации с предметами и если предмет для зимнего развлечения, то вы поднимаете руки вверх, а если для летнего, то приседаете (показ иллюстраций)

Воспитатель:Задание выполнено. Нашли еще одну снежинку. Что осталось в сундучке? Последнее задание. Оно называется «Кто, что делает?»

Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный укусит и защиплет  щечки, то снегопад. Я буду называть природные явления, а вы отвечать на вопрос Что делает?

Метель что делает? (вьется, бушует, воет, метет…)

Ветер что делает? ( дует, воет, сносит…)

Снег что делает? (падает, идет, летит, кружится…)

Дети что делают? ( гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…)

Воспитатель: Вот и подошло наше зимнее путешествие к концу. Мы все снежинки собрали, шаль починили , Фиолетовый лес укрыли теплой шалью и в благодарность за это Луч Владыка прислал нам в подарок альбомы и краски, чтобы вы рисовали красивые картины о зиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "В зимнем лесу"

Конспект НОД "В зимнем лесу" по развитию музыкально - творческих способностей для детей подготовительной группы...

Конспект НОД "Сказки зимнего леса"

Итоговое мероприятие по теме "Здравствуй, гостья зима!"...

Конспект НОД "В зимнем лесу"

Конспект НОД в младшей группе ДОУ с использованием игровой технологии, знакомит с жизнью диких животных зимой....

Конспект занятия "В зимнем лесу"

Занятие в подготовительной группе по русскому языку на тему "В зимнем лесу"...

Конспект занятия « В зимнем лесу »

·         воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям животного мира....

Конспект занятия: «Тайны зимнего леса» (обучение детей нетрадиционной технике рисования)

Конспект занятия: «Тайны зимнего леса» (обучение детей нетрадиционной технике рисования : рисование методом тычка (жесткой полусухой кистью) и мятой бумагой.)...

Конспект ООД "В зимнем лесу"для детей 6-7 лет

Цель: вовлечение детей в творческий процесс  по рисованию зимнего пейзажа нетрадиционной техникой рисования – тканью.Образовательные:Уточнить представления детей о пейзаже как жанре жи...