Консультация игры развивающие мышление и речь у малышей.
консультация по развитию речи (младшая группа)

Лебедева Екатерина Владимировна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_razvivayushchie_myshlenie_i_rech_u_malyshey.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Игры развивающие мышление и речь у малышей

За последние 20 лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз. У детей с нарушениями отдельных или всех компонентов речи отмечаются трудности звукопроизношения, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексика - грамматический  строй недостаточно сформирован, связная речь не развита. Именно такие дети не усваивают  в полном объеме общеобразовательную программу данного детского сада и в дальнейшем, в процессе обучение в школе, испытывают серьезные трудности.

Речь для ребенка- регулятор его поведения: он слушает старших, т.е выполняет их указания  в словесной форме. Для успешного речевого развития ребенка раннего возраста необходима не только полноценная речевая среда, но и  организация предметно-развивающей среды, т.к ведущей деятельностью малыша становиться предметная.

  Задачи:

1.Создать условия, способствующие проявлению положительных эмоций и развитию речевых навыков.

2.Расширять сенсорный опыт и активизировать его в речи.

3.Сформировать навык ситуативно-делового общения с окружающими.

4.Обспечить развивающую деятельность.

Для решения этих задач в развивающую среду я внесла: куклы по цветам, лабиринт(форма и цвет), одетые куклы по сезону, картинки- половинки, картинкам(времена года, дом. животные, овощи, фрукты), мячи(большие и маленькие) и т.д.

Наличие этих  игровых материалов помогало расширять сенсорный опыт и развивать речь детей. Особое значение в своей работе я отвадила развивающим играм.

Развитие ребенка идет по нескольким направлениям. Это  и отработка артикуляции, и расширения активного словаря, и развитие связной речи, т.е умение выразить свою мысль словами, и формированию речевого мышления.

Например на отработку артикуляции и уточнения произношения трудных для малышей звуков я использую игры «Чудесный сундучок»,»Мешочек впусти». Причем акцент я делаю на инонациональной выразительности речи, которая как правила страдает у малышей. Следующие игры («Зайчик и мишка», «Где спрятался зайка») направлены на развития  пространственных

Представлений ребенка и на усвоения  их словесного обозначения. В увлекательных сюжетных ситуаций, дети усваивают значения  основных предметов и наречий обозначающих пространственное отклонения предметов( близко, впереди, сзади, напротив, рядом), и сразу их закрепляют. Это обогащает словарь ребенка и развивает его пространственные представления. В большинстве игр слова связаны с движением, и действием(реальным или воображаемым).В играх  «День рождения куклы», «Где мы побывали, что мы повидали?» связь речи и движения  является основной развитие мышления ребенка, словесное выражения своих действий способствуют их осознанию и пониманию, а движения и воображаемые действия наполняют слова  конкретным содержанием. В некоторых играх дети учатся  выделять назначения (функцию) предмета. В начале этому способствует сюжетная, воображаемая ситуация и действия с предметом («День рождения мишки»), в дальнейшем дети учатся формировать назначения предметов с помощью слов. Для развития мышления ребенка очень важно не только выделение существенных признаков предмета, но и синтезирование их в едином представлении. Для этого я использую игры: «Парные картинки» они сами по опорным вопросам которые я им задаю  перечисляют признаки изображаемого предмета, т.е производить элементарный анализ и синтез. Рассуждая и обмениваясь впечатлениям  дети усваивают единство или различие предметов. Игра учит их рассуждать  и делать выводы. Таким образом игры обеспечивают органическую связь между мышлением  и речью, которая взаимообагощяет важнейшие психические процессы и способствует  познавательному развитию ребенка.

По результатам диагностики можно увидеть стойкую положительную динамику роста. Диагностика показала, что дети накопили чувственный опыт, практически научились обследовать окружающую их в группе предметную среду. Они сделали качественный скачок в своем психическом развитие. У них сформировались такие познавательные процессы как непроизвольное внимание,   предметное восприятие, значительно активизировалась активная речь. В процессе действия с предметами малыши накопили практический опыт, обширный словарный запас. Речь стала не только средством общения  с взрослым в различных ситуаций, но и средством познания окружающего мира. У детей стало активно развиваться мышление, воображение, появился интерес к содержательной стороне общения и влияниям окружающего мира, они научились различать цвета, и использовать сопоставления объектов. Например, накладывание объектов друг на друга ( в случае ознакомления с формой); прикладывания их друг к другу с уравниванием по одной линии ( при знакомстве с величиной); и наконец, прикладывание  вплотную (при распознания цвета). Они познали свойства окружающего предметного мира (твердый -мягкий, легкий- тяжелый, гладкий -шершавый). Игра является универсальным способом сенсорного развития малышей, позволяя интегрировать решение специфических задач по сенсорики в процессе физического, умственного, нравственного психического развития детей, создавая атмосферу успешности, формируя позитивное отношение к процессу познания.

 

 Задачи на будущее на мой взгляд состоит в том , чтобы не только педагог давал знания ребенку, но и родители помогали, проводя занятия дома .Чтобы они были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут, или во время прогулки задавая вопросы, о том что они видят. Почаще играют с детьми в различные игры (сюжетные, настольные, со словами и геометрическими материалом), но и педагог в свою очередь проводит индивидуальные работы с родителями  давая им различные консультации, советуя в какие игры нужно и можно играть и т.д. Ведь знания полученные в первые годы  жизни, никогда не исчезнут из памяти.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад для детей раннего возраста №168

Консультация для родителей

Игры развивающие мышление и речь у малышей

Составил: Лебедева Е.В

Март

2013 год

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра, развивающая мышление "Чудесный сундучок"

Игра построена на сюрпризах, которые дети получают из чудесного сундучка. Свойственные малышам любопытство, желание поскорее узнать, какая игрушка кому приготовлена, и радость при её получении обеспеч...

Речь как инструмент мышления, соотношение мышления и речи. Техника и приёмы общения

Данный материал составлен на основании книги Р.С.Немова "Общие основы психологии" (книга первая, стр. 323,519)....

Методическая разработка для педагогов-психологов ДОУ, воспитателей ясельной группы и родителей: «Вызывание речи, насыщение словарного запаса, развитие мышления, внимания, памяти у малышей 2-3-х лет». Цикл из 20-ти развивающих занятий.

Одной из наиболее часто встречающихся проблем, с которыми обращаются родители в Центр психолого-медико-социального сопровождения, является задержка речевого развития у малыша 2-3 лет. Ребенок говорит ...

Взаимосвязь речи и мышления, их роль в развитии личности ребёнка. Игровые технологии как средство развития мышления и речи дошкольников.

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...