Консультация игры развивающие мышление и речь у малышей.
консультация по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Игры развивающие мышление и речь у малышей
За последние 20 лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз. У детей с нарушениями отдельных или всех компонентов речи отмечаются трудности звукопроизношения, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексика - грамматический строй недостаточно сформирован, связная речь не развита. Именно такие дети не усваивают в полном объеме общеобразовательную программу данного детского сада и в дальнейшем, в процессе обучение в школе, испытывают серьезные трудности.
Речь для ребенка- регулятор его поведения: он слушает старших, т.е выполняет их указания в словесной форме. Для успешного речевого развития ребенка раннего возраста необходима не только полноценная речевая среда, но и организация предметно-развивающей среды, т.к ведущей деятельностью малыша становиться предметная.
Задачи:
1.Создать условия, способствующие проявлению положительных эмоций и развитию речевых навыков.
2.Расширять сенсорный опыт и активизировать его в речи.
3.Сформировать навык ситуативно-делового общения с окружающими.
4.Обспечить развивающую деятельность.
Для решения этих задач в развивающую среду я внесла: куклы по цветам, лабиринт(форма и цвет), одетые куклы по сезону, картинки- половинки, картинкам(времена года, дом. животные, овощи, фрукты), мячи(большие и маленькие) и т.д.
Наличие этих игровых материалов помогало расширять сенсорный опыт и развивать речь детей. Особое значение в своей работе я отвадила развивающим играм.
Развитие ребенка идет по нескольким направлениям. Это и отработка артикуляции, и расширения активного словаря, и развитие связной речи, т.е умение выразить свою мысль словами, и формированию речевого мышления.
Например на отработку артикуляции и уточнения произношения трудных для малышей звуков я использую игры «Чудесный сундучок»,»Мешочек впусти». Причем акцент я делаю на инонациональной выразительности речи, которая как правила страдает у малышей. Следующие игры («Зайчик и мишка», «Где спрятался зайка») направлены на развития пространственных
Представлений ребенка и на усвоения их словесного обозначения. В увлекательных сюжетных ситуаций, дети усваивают значения основных предметов и наречий обозначающих пространственное отклонения предметов( близко, впереди, сзади, напротив, рядом), и сразу их закрепляют. Это обогащает словарь ребенка и развивает его пространственные представления. В большинстве игр слова связаны с движением, и действием(реальным или воображаемым).В играх «День рождения куклы», «Где мы побывали, что мы повидали?» связь речи и движения является основной развитие мышления ребенка, словесное выражения своих действий способствуют их осознанию и пониманию, а движения и воображаемые действия наполняют слова конкретным содержанием. В некоторых играх дети учатся выделять назначения (функцию) предмета. В начале этому способствует сюжетная, воображаемая ситуация и действия с предметом («День рождения мишки»), в дальнейшем дети учатся формировать назначения предметов с помощью слов. Для развития мышления ребенка очень важно не только выделение существенных признаков предмета, но и синтезирование их в едином представлении. Для этого я использую игры: «Парные картинки» они сами по опорным вопросам которые я им задаю перечисляют признаки изображаемого предмета, т.е производить элементарный анализ и синтез. Рассуждая и обмениваясь впечатлениям дети усваивают единство или различие предметов. Игра учит их рассуждать и делать выводы. Таким образом игры обеспечивают органическую связь между мышлением и речью, которая взаимообагощяет важнейшие психические процессы и способствует познавательному развитию ребенка.
По результатам диагностики можно увидеть стойкую положительную динамику роста. Диагностика показала, что дети накопили чувственный опыт, практически научились обследовать окружающую их в группе предметную среду. Они сделали качественный скачок в своем психическом развитие. У них сформировались такие познавательные процессы как непроизвольное внимание, предметное восприятие, значительно активизировалась активная речь. В процессе действия с предметами малыши накопили практический опыт, обширный словарный запас. Речь стала не только средством общения с взрослым в различных ситуаций, но и средством познания окружающего мира. У детей стало активно развиваться мышление, воображение, появился интерес к содержательной стороне общения и влияниям окружающего мира, они научились различать цвета, и использовать сопоставления объектов. Например, накладывание объектов друг на друга ( в случае ознакомления с формой); прикладывания их друг к другу с уравниванием по одной линии ( при знакомстве с величиной); и наконец, прикладывание вплотную (при распознания цвета). Они познали свойства окружающего предметного мира (твердый -мягкий, легкий- тяжелый, гладкий -шершавый). Игра является универсальным способом сенсорного развития малышей, позволяя интегрировать решение специфических задач по сенсорики в процессе физического, умственного, нравственного психического развития детей, создавая атмосферу успешности, формируя позитивное отношение к процессу познания.
Задачи на будущее на мой взгляд состоит в том , чтобы не только педагог давал знания ребенку, но и родители помогали, проводя занятия дома .Чтобы они были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут, или во время прогулки задавая вопросы, о том что они видят. Почаще играют с детьми в различные игры (сюжетные, настольные, со словами и геометрическими материалом), но и педагог в свою очередь проводит индивидуальные работы с родителями давая им различные консультации, советуя в какие игры нужно и можно играть и т.д. Ведь знания полученные в первые годы жизни, никогда не исчезнут из памяти.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад для детей раннего возраста №168
Консультация для родителей
Игры развивающие мышление и речь у малышей
Составил: Лебедева Е.В
Март
2013 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/11/picture-417833-1394551853.jpg)
Игра, развивающая мышление "Чудесный сундучок"
Игра построена на сюрпризах, которые дети получают из чудесного сундучка. Свойственные малышам любопытство, желание поскорее узнать, какая игрушка кому приготовлена, и радость при её получении обеспеч...
Игры, развивающие мышление детей от 1,5 до 2 лет
Материалы для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/05/picture-545020-1417782362.jpg)
Речь как инструмент мышления, соотношение мышления и речи. Техника и приёмы общения
Данный материал составлен на основании книги Р.С.Немова "Общие основы психологии" (книга первая, стр. 323,519)....
Игры, развивающие мышление для детей 3 лет.
Мышление ребенка 3-х лет непосредственно связано с восприятием -он мыслит, устанавливает связи между воспринимаемыми предметами и действует с ними. Среди всех психических процессов главная роль ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/17/picture-711083-1447777677.jpg)
Методическая разработка для педагогов-психологов ДОУ, воспитателей ясельной группы и родителей: «Вызывание речи, насыщение словарного запаса, развитие мышления, внимания, памяти у малышей 2-3-х лет». Цикл из 20-ти развивающих занятий.
Одной из наиболее часто встречающихся проблем, с которыми обращаются родители в Центр психолого-медико-социального сопровождения, является задержка речевого развития у малыша 2-3 лет. Ребенок говорит ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/11/picture-1471190-1683799119.jpg)
Взаимосвязь речи и мышления, их роль в развитии личности ребёнка. Игровые технологии как средство развития мышления и речи дошкольников.
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...