Консультация игры развивающие мышление и речь у малышей.
консультация по развитию речи (младшая группа)

Лебедева Екатерина Владимировна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_razvivayushchie_myshlenie_i_rech_u_malyshey.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Игры развивающие мышление и речь у малышей

За последние 20 лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз. У детей с нарушениями отдельных или всех компонентов речи отмечаются трудности звукопроизношения, словарный запас отстает от возрастной нормы, лексика - грамматический  строй недостаточно сформирован, связная речь не развита. Именно такие дети не усваивают  в полном объеме общеобразовательную программу данного детского сада и в дальнейшем, в процессе обучение в школе, испытывают серьезные трудности.

Речь для ребенка- регулятор его поведения: он слушает старших, т.е выполняет их указания  в словесной форме. Для успешного речевого развития ребенка раннего возраста необходима не только полноценная речевая среда, но и  организация предметно-развивающей среды, т.к ведущей деятельностью малыша становиться предметная.

  Задачи:

1.Создать условия, способствующие проявлению положительных эмоций и развитию речевых навыков.

2.Расширять сенсорный опыт и активизировать его в речи.

3.Сформировать навык ситуативно-делового общения с окружающими.

4.Обспечить развивающую деятельность.

Для решения этих задач в развивающую среду я внесла: куклы по цветам, лабиринт(форма и цвет), одетые куклы по сезону, картинки- половинки, картинкам(времена года, дом. животные, овощи, фрукты), мячи(большие и маленькие) и т.д.

Наличие этих  игровых материалов помогало расширять сенсорный опыт и развивать речь детей. Особое значение в своей работе я отвадила развивающим играм.

Развитие ребенка идет по нескольким направлениям. Это  и отработка артикуляции, и расширения активного словаря, и развитие связной речи, т.е умение выразить свою мысль словами, и формированию речевого мышления.

Например на отработку артикуляции и уточнения произношения трудных для малышей звуков я использую игры «Чудесный сундучок»,»Мешочек впусти». Причем акцент я делаю на инонациональной выразительности речи, которая как правила страдает у малышей. Следующие игры («Зайчик и мишка», «Где спрятался зайка») направлены на развития  пространственных

Представлений ребенка и на усвоения  их словесного обозначения. В увлекательных сюжетных ситуаций, дети усваивают значения  основных предметов и наречий обозначающих пространственное отклонения предметов( близко, впереди, сзади, напротив, рядом), и сразу их закрепляют. Это обогащает словарь ребенка и развивает его пространственные представления. В большинстве игр слова связаны с движением, и действием(реальным или воображаемым).В играх  «День рождения куклы», «Где мы побывали, что мы повидали?» связь речи и движения  является основной развитие мышления ребенка, словесное выражения своих действий способствуют их осознанию и пониманию, а движения и воображаемые действия наполняют слова  конкретным содержанием. В некоторых играх дети учатся  выделять назначения (функцию) предмета. В начале этому способствует сюжетная, воображаемая ситуация и действия с предметом («День рождения мишки»), в дальнейшем дети учатся формировать назначения предметов с помощью слов. Для развития мышления ребенка очень важно не только выделение существенных признаков предмета, но и синтезирование их в едином представлении. Для этого я использую игры: «Парные картинки» они сами по опорным вопросам которые я им задаю  перечисляют признаки изображаемого предмета, т.е производить элементарный анализ и синтез. Рассуждая и обмениваясь впечатлениям  дети усваивают единство или различие предметов. Игра учит их рассуждать  и делать выводы. Таким образом игры обеспечивают органическую связь между мышлением  и речью, которая взаимообагощяет важнейшие психические процессы и способствует  познавательному развитию ребенка.

По результатам диагностики можно увидеть стойкую положительную динамику роста. Диагностика показала, что дети накопили чувственный опыт, практически научились обследовать окружающую их в группе предметную среду. Они сделали качественный скачок в своем психическом развитие. У них сформировались такие познавательные процессы как непроизвольное внимание,   предметное восприятие, значительно активизировалась активная речь. В процессе действия с предметами малыши накопили практический опыт, обширный словарный запас. Речь стала не только средством общения  с взрослым в различных ситуаций, но и средством познания окружающего мира. У детей стало активно развиваться мышление, воображение, появился интерес к содержательной стороне общения и влияниям окружающего мира, они научились различать цвета, и использовать сопоставления объектов. Например, накладывание объектов друг на друга ( в случае ознакомления с формой); прикладывания их друг к другу с уравниванием по одной линии ( при знакомстве с величиной); и наконец, прикладывание  вплотную (при распознания цвета). Они познали свойства окружающего предметного мира (твердый -мягкий, легкий- тяжелый, гладкий -шершавый). Игра является универсальным способом сенсорного развития малышей, позволяя интегрировать решение специфических задач по сенсорики в процессе физического, умственного, нравственного психического развития детей, создавая атмосферу успешности, формируя позитивное отношение к процессу познания.

 

 Задачи на будущее на мой взгляд состоит в том , чтобы не только педагог давал знания ребенку, но и родители помогали, проводя занятия дома .Чтобы они были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут, или во время прогулки задавая вопросы, о том что они видят. Почаще играют с детьми в различные игры (сюжетные, настольные, со словами и геометрическими материалом), но и педагог в свою очередь проводит индивидуальные работы с родителями  давая им различные консультации, советуя в какие игры нужно и можно играть и т.д. Ведь знания полученные в первые годы  жизни, никогда не исчезнут из памяти.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад для детей раннего возраста №168

Консультация для родителей

Игры развивающие мышление и речь у малышей

Составил: Лебедева Е.В

Март

2013 год

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра, развивающая мышление "Чудесный сундучок"

Игра построена на сюрпризах, которые дети получают из чудесного сундучка. Свойственные малышам любопытство, желание поскорее узнать, какая игрушка кому приготовлена, и радость при её получении обеспеч...

Речь как инструмент мышления, соотношение мышления и речи. Техника и приёмы общения

Данный материал составлен на основании книги Р.С.Немова "Общие основы психологии" (книга первая, стр. 323,519)....

Игры развивающее мышление

Предлагаю Вашему вниманию несколько игр для детей средней группы...

Игры, развивающие мышление для детей 3 лет.

Мышление ребенка 3-х лет непосредственно связано с восприятием -он  мыслит, устанавливает связи между воспринимаемыми предметами и действует с ними. Среди всех психических процессов главная роль ...

Методическая разработка для педагогов-психологов ДОУ, воспитателей ясельной группы и родителей: «Вызывание речи, насыщение словарного запаса, развитие мышления, внимания, памяти у малышей 2-3-х лет». Цикл из 20-ти развивающих занятий.

Одной из наиболее часто встречающихся проблем, с которыми обращаются родители в Центр психолого-медико-социального сопровождения, является задержка речевого развития у малыша 2-3 лет. Ребенок говорит ...

Взаимосвязь речи и мышления, их роль в развитии личности ребёнка. Игровые технологии как средство развития мышления и речи дошкольников.

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...