Развитие речи детей дошкольного возраста с ОВЗ
статья по развитию речи

Работая над развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ, можно добиться определённых результатов - формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Статья. Развитие речи детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством использования пальчиковых игр в образовательной деятельности

У детей с ОВЗ имеются некоторые наиболее значимые особенности и одна из них это нарушение различных сторон речи.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. Эти выводы не случайны. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.

Пальчиковые игры, которые я применяю в своей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, разнообразны по своему содержанию, и делятся на несколько видов:

1) игры с предметами;

2) активные игры со стихотворным сопровождением;

3) игры манипуляции;

4пальчиковые кинезиологические игры;

5) игры с элементами самомассажа кистей и пальцев рук;

6) игры с музыкальным сопровождением.

Рассмотрим каждый из них:

1. Пальчиковые игры с предметами.

Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности, стимулируют речевую активность.

Сюда относятся:

а) Пальчиковые игры с карандашом (желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь) - «Горка»«Утюжок»«Мотор».

б) Игры с палочками, где детям предлагается выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания: выполнить узор после выкладывания его взрослым; по образцу; по словесной инструкции;

в) Игры с прищепками – начинать нужно с более простых упражнений, сначала дети учатся разжимая прищепки, снимать их с жёсткой основы – облетели лепестки у цветочка, собираем травку для коровы и только после освоения этих умений переходим к обучению прикрепления прищепок к чему-либо.

г) Игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, где можно использовать такие варианты заданий:

• нанизывание на нитку необходимое количество бусин, по образцу, по словесной инструкции. Чем меньше возраст детей, тем крупнее должны быть бусины, а чтобы это было не простое нанизывание – делайте бусы, ожерелья, браслеты, вместо бусин можно использовать кольца от пирамидки;

• выкладывание из мозаики разнообразных рисунков;

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

• сортировка или перекладывание предметов (крупы, камешки, бусин, мозаики) из одной ёмкости в другую;

• сухой бассейн, в качестве наполнителя используется фасоль или горох (игра «В поисках клада» ребенок опускает руки в сухой бассейн и ищет там спрятанный предмет)

• складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; работа с рамками вкладышами, игры-шнуровки.

2. Следующий вид – активные игры со стихотворным сопровождением.

Это игры, которые побуждают детей к творчеству, в стихотворной форме они запоминаются быстрее. Дети выполняют движения соответственно тексту. Здесь, наряду с мелкой моторикой развивается общая моторика и координация движений.

3. Очень нравятся детям игры манипуляции.

Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

Например: «Мы делили апельсин»«Пальчик-мальчик, где ты был?» и др.

«Рисуем на ладошке» (можно на спине, это может быть геометрическая фигура, солнышко, дождик, цифра, затем меняемся. На начальном этапе детям предлагаются карточки – подсказки и дети выбирают подходящий рисунок.

4. Кинезиологические игры или «гимнастика для мозга», позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.

• Упражнение «Кулак-ладонь» - сначала делается одновременное сжимание и разжимание ладоней, затем попеременное. По мере усвоения можно усложнить, добавить ещё одно движение «Ладонь, кулак, ребро».

• «Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. (сначала медленно, затем быстрее, упражнение отрабатывается поочерёдно на каждой руке, затем обеими.

• «Ухо-нос» - левой рукой дотрагиваемся за кончик носа, а правой рукой-за противоположное ухо и чередуем положение рук.

• "Симметричные рисунки" - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки ( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д., главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).

5. Пальчиковые игры с элементами самомассажа кистей и пальцев рук.

В данных играх используются традиционные для массажа движения: разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

• «Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.

• «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

Для более эффективного самомассажа кисти руки используются массажные валики и мячи, грецкий орех, шестигранный карандаш.

6Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.

В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить их наиболее эффективно. У детей увеличивается словарный запаса, улучшается скоординированность движений, вырабатывается реакция.

Например«У жирафа пятна, пятна…»«У оленя дом большой»«Птицы-пальчики»  и др.

Материал для работы с детьми беру из различных источников, в том числе интернет ресурсов. Очень интересно работать с методическим пособием Татьяны Ткаченко: «Развиваем мелкую моторику и речь». В данном пособии задания для тренировки пальчиковых движений объединены забавными текстами-рифмовками. Тексты составлены так, чтобы количество пальчиковых движений постепенно увеличивались, возрастала и сложность их выполнения. Для дошкольников с нарушениями речи, общей моторики, другими проблемами развития такие упражнения незаменимы. Сначала мы рассматриваем сюжет рисунка, отрабатываем каждое движение, превращая пальчики в тот или иной объект, затем разыгрываем сюжет в сочетании с текстом.

Во время занятий, учитываются индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям. При повторном проведении игры дети начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста в НОД - развитие речи. Программа педагога.

Развитие речи детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности - развитие речи. Данна программа направлена на реализацию задач по образовательной области "Коммуникация" в соо...

Консультация по развитию речи на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста" (памятка для родителей).

Речь как  исторически сложившая форма общения развивается в дошкольном возрасте. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка....

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

Статья: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» (развитие речи, младшая группа)

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...

Конспект педагогического совета по развитию речи - «Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста»

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подх...