Диагностирование коммуникативных качеств дошкольников
материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа)

Данные методики применяются для диагностирования читательской грамотности детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon usmanova.doc97 КБ
Файл lisina.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Диагностика представлений ребенка о переживаниях сверстника и своих собственных» Журбиной О. А.

Метод: индивидуальная беседа.

Цель: выявление представлений ребенка о состояниях или переживаниях сверстника и своих собственных.  

Процедура проведения: с каждым ребенком проводится индивидуальная беседа. Перед ее началом взрослый знакомится с ребенком и предлагает поговорить с ним, создавая при этом доброжелательную атмосферу общения.  

Для беседы готовится перечень вопросов:

  1. Нравится ли тебе ходить в детский сад, почему? 
  2. Как ты думаешь, есть ли плохие дети в твоей группе? Кто? Почему?
  3. Если ты дашь другу игрушку поиграть и сразу заберешь ее, когда он еще не успел наиграться, как ты думаешь, какое настроение будет у него?
  4. Смог бы ты подарить другу какую-нибудь игрушку насовсем? Как думаешь, какое настроение будет у него, если ты подаришь ему игрушку?
  5. Если твоего друга (сверстника) накажут, как ты думаешь, каково ему будет? Почему?
  6. Когда тебя наказывают, какое у тебя бывает настроение, как ты себя чувствуешь?
  7. Если взрослый хвалит тебя за что-нибудь, какое у тебя бывает настроение?
  8. Если похвалят твоего друга, как ты думаешь, что будет чувствовать он?
  9. Если у твоего друга не получается какое-то дело, как думаешь, какое у него будет настроение? А ты бы смог ему помочь?
  10. Мама пообещала сходить с тобой в выходной день в цирк, а когда наступил выходной, оказалось, что ей надо сделать домашние дела (убраться, постирать и др.) и она не может идти с тобой в цирк. Какое у тебя будет тогда настроение? 

Обработка и интерпретация результатов. 

Высокий уровень – 8–10 баллов. Средний уровень – 5–8 баллов. Низкий уровень – 0–5 баллов.

 

Методика «Наблюдение за проявлениями коммуникативных качеств дошкольников в межличностном общении» О.Е. Смирновой, В.М. Холмогоровой

 Метод: наблюдение.

 Назначение: данная методика является первичным ориентиром в реальной среде детских отношений. Она позволяет дать представление о психологических особенностях и состоянии каждого ребенка в межличностном взаимодействии в естественных для него условиях.

 Инструкция к проведению: наблюдение осуществляется за коммуникативными проявлениями детей в группе, особенностями межличностного взаимодействия между детьми.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПАРАМЕТРОВ 

 

ВЫРАЖЕННОСТЬ

В БАЛЛАХ 

Инициативность:

- отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими;

 

 

0

 

- слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми;

 

1

 

- средняя: ребенок проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым;

 

 

2

- явно проявляющаяся: ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия.

 

 

3

Чувствительность к воздействиям сверстника:

- отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников; 

 

 

0

- слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру;

 

1

- средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников; 

 

2

- высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия. 

 

 

3

Преобладающий эмоциональный фон:

- негативный; 

 

0 

- нейтрально – деловой; 

1

- ситуативный; 

2

- позитивный. 

3

Сумма баллов за все критерии позволяет оценить уровень развития коммуникативных качеств дошкольников:  

0 – 4 балла – низкий уровень развития коммуникативных качеств: отсутствие или слабо выраженная инициативность может говорить о неразвитости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти подход к ним. Отсутствие чувствительности к воздействиям сверстника, своеобразная «коммуникативная глухота» говорит о неспособности видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии межличностных отношений. Преобладает негативный эмоциональный фон (ребенок постоянно раздражается, кричит, оскорбляет сверстников или даже дерется). В таком случае, ребенок требует особого внимания со стороны педагогов и психолога.  

5 – 7 баллов – средний уровень развития коммуникативных качеств: показатели инициативности, чувствительности к воздействиям сверстника говорят о нормальном уровне развития потребности в общении, тем не менее, у детей возможны некоторые комплексы, боязнь, стеснение общения со сверстниками. Эмоциональный фон – нейтрально-деловой или ситуативный. Здесь педагогам и специалистам требуется обратить внимание на эмоционально – личностную сферу ребенка.  

8 – 9 баллов – высокий уровень свидетельствует о повышенном уровне потребности детей к общению со сверстниками. Эмоциональный фон, как правило, преобладает положительный, реже – ситуативный. Если преобладает положительный фон или положительные и отрицательные эмоции по отношению к сверстнику сбалансированы, то это свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к сверстнику.  

 

Методика М.Я. Басова «Схема наблюдения уровня навыков общения у ребенка»

Метод: наблюдение.

Цель: выявить уровень межличностного общения детей старшего дошкольного возраста. Процедура проведения: схема наблюдения включает в себя единицы (критерии) наблюдения, способ и форму описания наблюдаемого явления. В течение некоторого времени (неделя или месяц) экспериментатор ведет за ребенком (детьми) наблюдение, не вмешиваясь в его (их) жизнедеятельность и отмечает преобладающий оценочный критерий каждой единицы наблюдения.  

Единицы (критерии) наблюдения:

  1. Владение пластикой (мимика, жесты, пантомимика).  
  2. Чувствительность к воздействию сверстника.  
  3. Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника.
  4. Характер участия в действиях сверстника.  
  5. Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику.  
  6. Наличие потребности в общении.
  7. Продолжительность общения.  

Обработка результатов. По результатам наблюдения определяется общий уровень навыков общения ребенка по сумме семи диагностируемых критериев: 10 – 14 баллов – высокий уровень навыков общения; 5 – 9 баллов – средний уровень навыков общения; 0 – 4 балла – низкий уровень навыков общения.  

Схема наблюдения уровня навыков общения у ребенка

(по М.Я. Басову) 

 Единицы наблюдения

 

Критерии уровня развития навыков общения

Высокий уровень

(2)

Средний уровень

(1)

Низкий уровень

(0)

1. Владение невербальной пластикой (мимика, жесты, пантомимика)

Характер движений плавный; жесты естественные, выразительные; лицевые мышцы без напряжения, открытый взгляд 

Характер движений импульсивный; жесты выразительны, порывисты; мышечный тонус повышен, преобладающее выражение лица – улыбка 

Движения резкие; жесты хаотичные, не обладают выразительностью

; преобладает «жесткое выражение лица»; «взгляд исподлобья», отсутствует «глазной контакт»

2. Чувствительность к воздействию сверстника 

Высокая чувствительность к воздействию сверстника: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, подхватывая их идеи 

Средняя чувствительность к воздействию сверстника: ребенок в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру. Ребенок не всегда отвечает на предложения сверстника

Чувствительность к воздействию сверстника отсутствует: ребенок не отвечает на предложения 

3. Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника 

Пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника 

Периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника 

Полное отсутствие

интереса к действиям сверстника (не обращает внимания, смотрит по сторонам, занимается своими делами) 

4. Характер участия в действиях сверстника 

Преобладают позитивные оценки действий сверстника (одобряет, дает советы, подсказывает, помогает) 

Нет преобладающей оценки. Зависит от личностного отношения к сверстнику на данный момент времени. Проявляет как негативные оценки действий сверстника (ругает, насмехается), так и позитивные оценки (одобряет, подсказывает, помогает, дает совет) 

Нет оценки действий сверстника 

5. Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику 

Радостное принятие положительной оценки действий сверстника со стороны взрослого и несогласие с отрицательной оценкой 

Согласие, как с

положительными,

так и с

отрицательными оценками взрослого 

Безусловная поддержка порицания и протест в ответ на его поощрение. Ребенок охотно принимает критику взрослого в адрес сверстника, чувствуя свое превосходство перед ним, а успехи сверстника переживает как свое поражение.

6. Наличие потребности в общении 

Нуждается в общении: первый пытается начать разговор и предлагает нужные атрибуты 

В общении нуждается, но участвует в общении по инициативе других. Наблюдает за детьми со стороны, но первый не подходит 

Проявляет безразличие к другим детям, ко всему окружающему, а в некоторых случаях агрессию или слабо выраженная потребность, проявляет пассивную заинтересованность

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ФОРМ ОБЩЕНИЯ (по М. И. Лисиной)

Для использования методики М.И.Лисиной по диагностике форм общения необходимо познакомиться с предлагаемой автором классификацией форм общения и их основных параметров дошкольном возрасте, которая представлена в таблице 3.1.

В   предлагаемой   М. И. Лисиной   методике   исследуются   три формы   общения   за   исключением   ситуативно-личностной,   так к она проявляется лишь у детей раннего возраста (до 6 месяцев).

1. Ситуативно-деловая (СД) форма общения. Для ее изучения организуется игра с участием взрослого. Он предварительно рассказывает, в чем состоит игра, как пользоваться игрушками. Затем ребенок разворачивает свою деятельность. Взрослый наблюдает, оказывает при необходимости помощь: отвечает на вопросы, откликается на предложения ребенка. Здесь общение протекает на фоне практических действий с игрушками.

2.  Внеситуативно-познавательная    (ВП)    форма    общения. С целью изучения  этой формы общения осуществляется чтение обсуждение книг. Книги подбираются соответственно возрасту

детей и имеют познавательный характер (о зверях, машинах...). Взрослый  читает   книжку,   объясняет,   что  нарисовано   на  картинках,   дает  возможность  ребенку сообщить  о  своих  знаниях в соответствующей  области,   подробно  отвечает  на вопросы  ребенка.   Тему   беседы   и   конкретную   книжку   ребенок   выбирает сам из ряда предложенных.

3. Внеситуативно-личностная (ВЛ) форма общения. С детьми проводится беседа на личностные темы. Экспериментатор задает вопросы ребенку о его семье, друзьях, отношениях в группе. Взрослый рассказывает  о  себе,  о поступках разных людей,  оценивает свои достоинства и недостатки, старается быть равноправным и активным участником беседы.

Формы общения и их основные параметры

Формы общения

Параметры форм общения

Время проявления

С кем и где общается ребенок

Вид потребности

Ведущий мотив общения

Средство общения

Продукты общения

1. Ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная)

2 мес. (от 2 до 6 мес.)

Мать, родные, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворяют его первичные потребности

Потребность в доброжелательном внимании взрослого

Личностный: взрослый – это ласковый доброжелательный человек

Экспрессивно-мимические реакции: улыбка, взгляд, мимика

Неспецифическая общая активность. Подготовка к акту хватания

2. Ситуативно-деловая (предметно-действенная)

6 мес. (от 6 мес. До 3 лет)

Совместная деятельность со взрослым в ходе предметной деятельности

Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве

Деловой: взрослый – образец для подражания, эксперт, помощник

Предметно-действенные операции

Развитие предметной деятельности. Подготовка к овладению речью

3. Внеситуативно-познавательная

3 – 4 года (с 3 лет до 5 лет)

Совместная деятельность со взрослыми и самостоятельная деятельность ребенка

Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении

Познавательный: взрослый – источник познания. Партнер по обсуждению причин и связей

Речевые операции

Развитие наглядно-образного мышления и воображения

4. Внеситуативно-личностная

5 – 6 лет (с 5 до 7 лет)

Общение разворачивается на фоне самостоятельной деятельности ребенка

Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении. Ведущая роль – стремление к взаимопомощи и сопереживанию

Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями и умениями

Речь

Накопление морально-нравственных ценностей. Развитие логического мышления. Готовность к обучению. Система мотивов, произвольность поведения

Описание методики

Цельопределение ведущей формы общения ребенка со взрослыми.

Проведение обследования. Диагностика форм общения проводится следующим образом. Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спрашивает, что бы он хотел: поиграть с игрушками (I ситуация); почитать книжку (II ситуация) или поговорить (III ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую предпочел ребенок. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последовательно поиграть, потом почитать, а затем поговорить. Каждая ситуация длится не более 15 мин.

Во время обследования при выборе каждой новой ситуации психолог  (педагог)   заполняет   на  ребенка   отдельный  индивидуальный   лист   протокола.   Таким   образом,   в каждом обследования будет  заполнено три протокола —  на каждую ситуацию.

В случае, если ребенок вновь и вновь выбирает, например, игровую ситуацию, не проявляя интереса к познавательному и личностному общению (это отмечается в протоколе), взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение двум оставшимся ситуациям общения (отмечается в протоколе).

В   протоколах   фиксируются   6   показателей   поведения   детей:

- порядок выбора ситуаций;

- основной объект внимания в первые минуты опыта;

- характер активности по отношению к объекту внимания; I

- уровень комфортности во время эксперимента;

- анализ речевых высказываний детей;

- желательная для ребенка продолжительность деятельности.

Типы   общения   выделяют   по  предпочтению   одной   из   трех ситуаций:

1-я ситуация (совместная игра) — ситуативно-деловое общение;

2-я ситуация (чтение книг) — внеситуативно-познавательное общение;

3-я ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное общение.

Обработка  результатов

При определении ведущей формы общения у детей показатели их действий оцениваются в баллах. Особое внимание уделяете тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми.

Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считаете та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.

Шкала показателей для определения ведущей формы общения ребенка со взрослыми

№ п/п

Показатели поведения

Количество баллов

I

Порядок выбора ситуации:

игры-занятия

чтение книги

беседа на личностные темы

1

2

3

II

Основной объект внимания в первые минуты опыта:

игрушки

книги

взрослый

1

2

3

III

Характер активности по отношению к объекту внимания:

не смотрит

беглый взгляд

приближение

прикосновение

речевые высказывания

0

1

2

3

4

IV

Уровень комфортности во время эксперимента:

напряжен, скован

озабочен

смущен

спокоен

раскован

весел

0

1

2

3

4

5

V

Анализ речевых высказываний детей:

По форме:

ситуативные

внеситуативные

По теме:

несоциальные (животные, игрушки, бытовые вещи, предметы и т.д.)

социальные (я, другие дети, экспериментатор, родители и т.д.)

По функции:

просьбы о помощи

вопросы

высказывания

По содержанию:

констатирующие высказывания

высказывания о принадлежности

оценка мнения

1

2

1

2

1

2

3

1

2

3

VI

Продолжительность деятельности:

минимальная - до 3 мин

средняя -  до  5 мин

максимальная - до 10 мин и более

1

2

3

Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается норма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование социально-коммуникативных качеств дошкольника посредством социально-ориентированных игр в условиях реализации ФГОС ДО»

Формирование социально-коммуникативных качеств дошкольника посредством социально-ориентированных игр в условиях реализации ФГОС ДОДошкольное детство - короткий, но важный, уникальный период жизни чело...

Развитие коммуникативных качеств дошкольников в процессе исследовательской деятельности

Научить ребенка формулировать вопросы для общения и поиска информации, работать в паре и микрогруппе позволяет организация исследовательской деятельности....

План работы по самообразованию на 2018\2021 учебные года. «Развитие коммуникативных качеств дошкольников через татарский фольклор»

Тема самообразования: «Роль детского фольклора в развитии речевой культуры детей на основе ФГОС ДО».Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компет...

Инновационный проект ««Квест - игра » как средство развития социально-коммуникативных качеств дошкольника в образовательном процессе»

         Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это...