Добрые рассказы Веселого Алфавита
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Серкунова Клара Рауфовна

Представленные вниманию родителей и педагогов серия рассказов о девочке Алёнке, ее маме и папе помогут закрепить у детей  понятия «Звук», «Буква», «Слово», «Предложение», «Рассказ» и т. д. Далее рассказы располагаются в соответствии с буквами алфавита.  Занимательные рассказы научат детей выделять из текста слова на заданный звук, а так же сформировать связную монологическую  речь детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrye_rasskazy_veselogo_alfavita_adaptirovan.docx470.66 КБ

Предварительный просмотр:

БУКВЕННЫЕ СКАЗКИ

Составитель:

Учитель-логопед  Серкунова Клара Рауфовна

https://vse-frazi.ru/wp-content/uploads/2017/09/2.jpg

Добрые рассказы  Веселого  Алфавита!

Представленные вниманию родителей и педагогов серия рассказов о девочке Алёнке, ее маме и папе помогут закрепить у детей  понятия «Звук», «Буква», «Слово», «Предложение», «Рассказ» и т. д. Далее рассказы располагаются в соответствии с буквами алфавита.  Занимательные рассказы научат детей выделять из текста слова на заданный звук, а так же сформировать связную монологическую  речь детей. Устная монологическая речь бывает двух типов: пересказ и рассказ. В первую очередь необходимо упражнять детей  в пересказывании.

Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети учатся владеть живым родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы на предложенный сюжет. Детей дошкольного возраста обучить пересказу короткого рассказа целесообразно в форме ответов на вопросы и с опорой на картинки (рисунки).

Пересказ - полезное упражнение, так как ребёнок запоминает слова и выражения, учится целостности формы, композиции.

Рассказ - более сложный вид связной речи. Высшей его формой является самостоятельное творческое рассказывание. Связность речи - это и связность мыслей. Чтобы хорошо рассказывать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, устанавливать причинно-следственные отношения между предметами и явлениями. Здесь отчетливо прослеживается связь речевого и умственного развития ребёнка.

Сказки и рассказы представлены в этом сборнике  на все буквы алфавита. Задания на выделение слов на заданный звук помогут в развитии фонематического слуха.

Ребёнок, отвечая по тексту на вопросы взрослого, рассматривая картинки (рисунок) к данному тексту, научится правильно составлять предложения.

Рисунки, нарисованные детьми после прослушивания рассказов, возможно использовать для самостоятельного сочинительства детьми новых историй. Помогите детям развить воображение, проведите время, раскрашивая рисунки вместе.  Почувствуйте себя счастливыми от общения с детьми!

                                                Учитель-логопед Серкунова К. Р.     27.04.2022

Алёнка и аист

Алёнка сидела у моря и ела апельсин. Она смотрела на алый закат. По небу летела белая птица. Это был аист. Он приземлился около Алёнки. В клюве аист держал красивый камень. Это был агат. Аист подарил агат Алёнке. Девочка погладила птицу по голове и угостила апельсином. Аист кивнул головой, взмахнул большими крыльями и улетел.

Бумажная бабочка

Алёнка сидела за столом и что-то мастерила. На столе лежали ножницы, клей и много разноцветной бумаги. В комнату вошла мама и спросила:

— Что делаешь, дочка?

— Бумажную бабочку! — ответила девочка.

— Да, за окном белый снег, а у нас будет жить твоя бабочка, — сказала мама и ушла в магазин за батоном и баранками.

А когда вернулась, то увидела на окне большую яркую бабочку.

Алёнка с удовольствием выпила чаю с баранками, а потом сделала ещё одну бабочку.

— Эти большие бумажные бабочки принесли нам в дом лето и хорошее настроение! — воскликнула мама и поцеловала Алёнку.

Ворона

Алёнка купила в магазине вафли и шла домой. По дороге она встретила Васю. Ребята сели на лавочку и стали есть вафли. Вдруг к ним подлетела ворона. Она ходила около детей и поглядывала на них своими чёрными глазами. Вася отломил кусочек вафли и бросил вороне. Птица схватила угощение и улетела в своё гнездо, где её ждали воронята.

Гномик и голубая гусеница

Алёнка собирала в лесу голубику. Одну ягодку клала в рот, а другую — в маленькое лукошко. Голубики на полянке было много. Устала Алёнка и присела на пенёк отдохнуть. Вдруг трава зашевелилась, и на полянку вышел маленький лесной гномик. На ладошке у него сидела голубая гусеница.

— Хотите голубики? — спросила Алёнка.

— Я люблю ягоды, а вот она ещё не пробовала, — ответил гномик.

Девочка угостила гномика и голубую гусеницу голубикой. Гусеница переползла на руку Алёнке и с удовольствием лакомилась ягодами.

Даша

Весь день шёл проливной дождь. К вечеру Алёнка заскучала. Вдруг в дверь кто-то позвонил. Алёнка открыла её и увидела Дашу. Даша была одета в плащ-дождевик. Девочка зашла в дом и протянула Алёнке деревянного дракончика.

— Это тебе подарок! Я уеду на дачу, а дракончик будет с тобой! — сказала Даша.

Алёнка поблагодарила за игрушку и проводила подружку на кухню. Там Алёнка напоила Дашу горячим чаем и угостила шоколадным драже. После чаепития девочки играли с деревянным дракончиком. В девять часов за Дашей пришла мама, и они уехали на дачу.

Енот и ехидна

Вся семьяАлёнки поехала в город Евпатория. Этот город находится у Чёрного моря. В Евпатории живёт дядя Егор. Алёнка подружилась с дочкой дяди Егора Евой. Они вместе проводили много времени. Когда девочки гуляли по зоопарку, они увидели енота. Он ел спелую сладкую ежевику. Енот испугался и спрятался за ель. За деревом сидела ехидна. Ева заметила забавное животное и решила дома нарисовать ехидну.

Ёжик и ёлка

Алёнка с папой посадили на даче маленькую ёлочку. Однажды утром под деревцем Алёнка нашла ёжика. Зверёк задумчиво смотрел на ёлку.

— Почему у ёлки зелёные иголки, а у меня серые? — спросил ёжик.

— Ёлка — дерево, а ты — животное, — ответила Алёнка.

Девочка предложила зверьку молока. Ёжик с удовольствием лакал из блюдца. Он и не заметил, что за ним наблюдала ёлочка. Она смотрела на ёжика зелёными глазами и улыбалась. Работаем с текстом и картинками

Жёлтая жаба

Около пруда жила жёлтая жаба. Она любила пить чай с печеньем. Жёлтая жаба пригласила гостей и накрыла стол к чаепитию. Среди гостей был жук в чёрном жакете. Он принёс желе и веточку жасмина. Пришла и Алёнка. Девочка принесла печенье в жестяной коробке. Гости играли и делали из желудей смешные фигурки. Друзья пили чай и сочиняли стихи. Жук посвятил жёлтой жабе такие строки: Я, жук-жучок, Сшил себе колпачок И пришёл к жёлтой жабе На вкусный чаёк.

Забавный заяц

В зелёном лесу жил забавный заяц. На круглой полянке он выращивал землянику. Ягоды любили все жители леса. В один из солнечных дней в лес пришла Алёнка. Забавный заяц встретил девочку и показал земляничную поляну. Алёнка попробовала спелую ягодку и сказала:

— Очень вкусно! Жаль, что со мной нет бабушки, она любит земляничку.

Забавный заяц собрал Алёнке большую корзину земляники и передал привет бабушке. А дома бабушка Зина сварила из угощения вкусное земляничное варенье.

Искатели ирисок

Алёнка с Иринкой играли во дворе в искателей клада.

И вот когда подружки копали под ивой, их позвала мама:

— Девочки, идите обедать. На десерт у нас инжир.

— А как же наша игра? — огорчилась Иринка.

— Будете искать клад дома, — сказала мама.

После обеда мама дала девочкам карту. На ней было показано место нахождения клада. Подружки быстро нашли тайник. В нём были вкусные молочные ириски. Девочки вышли во двор и угостили ирисками своих друзей.

Йогурт для йога

— Я сегодня по телевизору видела йога! — сказала Алёнка.

— А кто это? И где он живет? — спросила Иринка.

— Это человек. А живет он в Индии. Йог может очень долго обходиться без еды и спать на гвоздях, — объяснила Алёнка.

— Бедный, но он должен что-то есть! Давай ему отошлём посылку из разных йогуртов, — предложила Иринка.

Девочки стали доставать из холодильника и складывать в картонную коробку разные йогурты. И малиновый йогурт, и черничный, и ананасовый, и персиковый были сложены в посылку.

— А давай ему ещё и йод положим, вдруг он поранится об гвозди, — сказала Алёнка.

Но тут с работы вернулась мама и объяснила, почему не надо отправлять йогурты йогу.

А вы догадались?

Коробка с карандашами

У Алёнки есть старший брат Костя. Он оканчивает школу и хочет выучиться на капитана корабля. Костя любит делать сестрёнке сюрпризы. Вот и сегодня брат вручил Алёнке яркую красную коробку. Там были новые цветные карандаши. Девочка очень обрадовалась подарку. Она нарисовала для Кости красивый корабль, отплывающий от берега. А на берегу Алёнка нарисовала себя, она махала белым платком. Косте понравился рисунок.

Лучик

Лучик солнца заглянул в комнату к Алёнке.

— Ах, ты ещё спишь! А на улице так прекрасно! Ну, я тебя разбужу, — сказал Лучик.

Он забрался на подушку и стал щекотать листочком липы Алёнку. Девочка проснулась и хотела поймать Лучика. Но он спрыгнул с подоконника в сад. Алёнка побежала за ним. В саду девочка увидела, что расцвела её любимая лиловая лилия. А под цветком играют в догонялки Лучик и маленький лягушонок.

Мишка

Алёнка играла со своим плюшевым медвежонком на крыльце дачного домика. Она кормила его малиной: ягодку — мишке, ягодку — себе. Мимо забора пробегали ребята. Они позвали Алёнку гулять. Девочка посадила медвежонка на крыльцо и сказала:

— Жди меня здесь и никуда не уходи.    

Алёнка взяла разноцветный мяч и вышла к ребятам. Дети перекидывали мячик и смеялись. После игры Маринка угостила друзей душистым мёдом. Когда Алёнка вернулась домой, на крыльце её ждал медвежонок.

— Молодец, дождался! — похвалила Алёнка мишку.

Носки для носорога

Однажды носорог пожаловался Алёнке, что у него мёрзнут ноги.

— Я дам тебе свои жёлтые тёплые носочки, — сказала девочка.

— Спасибо, но ты спасёшь только две мои ноги, а ещё две будут мёрзнуть, — огорчился носорог.

— Подожди немного, и я свяжу тебе ещё пару носков, — утешила носорога Алёнка.

Через три дня четырёхногий друг разгуливал в ярких тёплых носках. Правда, жёлтой шерсти у Алёнки не нашлось, поэтому вторая пара носков была голубая. А носорогу разноцветные подарки пришлись по душе. Он очень гордился подарком и был счастлив.

Облачный ослик

Алёнке было грустно. Она лежала на лужайке в высокой траве и смотрела в небо. По небу плыли белые облака. Девочка стала всматриваться в контуры облаков. Вот проплыл огромный слон с хоботом, похожим на шланг. Алёнка увидела кастрюлю, из которой выглядывал окунь. Окуня хотел схватить ослик. Девочка засмеялась, уж очень забавный был облачный ослик с длинными ушами. Алёнка долго смотрела на облака и провожала взглядом тающего в вышине ослика. А когда небо стало чистым, она с радостью побежала домой.

Пирожные из Петербурга

Однажды папа Алёнки уехал в большой город Петербург. Там он строил большой паром и не приезжал домой несколько месяцев. Алёнка писала папе письма, а он ей отвечал. И вот настал день приезда всей строительной бригады. Алёнка с мамой встречали папу на перроне вокзала. Папа вышел из вагона поезда и протянул дочке белую коробку, перевязанную красной лентой.

— Это тебе подарок за долгое ожидание, — сказал папа и расцеловал Алёнку.

Дома вся семья пила чай с восхитительными пирожными из Петербурга.

Ремонт радуги

— Радуга сломалась! — кричали все вокруг.

Алёнка выглянула в окно и увидела сломанную радугу. Два конца дуги были на земле, а вот в небе не было разноцветного моста.

— Как же ходить по радуге, если в вышине дырка? — изумилась девочка.

Действительно, переходить по радуге на другой берег речки стало невозможно. А как было здорово пробежаться по цветному высокому мосту!

— Надо срочно починить наш волшебный мост, — решила Алёнка.

Она взяла семь красок и побежала к радуге. Дядя Рома на своей пожарной лестнице поднял Алёнку прямо к недостающему фрагменту небесного моста. Девочка старательно соединила разноцветные дуги красками. И радуга засверкала всеми семью цветами! Вот это была радость!

Солнечное сено

Алёнка летом гостила в селе у дедушки Севы. Начался сенокос, и все жители села вышли в поле. Мужчины взяли косы и большими взмахами косили траву. Дедушка Сева тоже работал.

— Зачем так много травы? — спросила Алёнка.

— Так коровки всю зиму кушать хотят, — ответил дедушка.

Чтобы трава просохла, её ворошили вилами. Солнце высушило сено, и оно стало золотистым. Скошенную и подсушенную траву сложили в стога.

— А сено-то солнечное! — воскликнула удивлённо Алёнка.

Девочка с дедом выбрали самые золотистые соломинки и смастерили куклу. Теперь соломенная куколка напоминает Алёнке о солнечных днях.

Театральный таракан

Алёнка с тётей Таней в выходной день пошли в театр. Вот раскрылся занавес, и начался спектакль. Вдруг на подлокотнике кресла Алёнка увидела таракана. Она хотела закричать, но таракан прошептал:

— Пожалуйста, не кричи! Я тоже хочу посмотреть спектакль, а меня пугаются и прогоняют.

— Хорошо, давай смотреть вместе. Героиня исполняет красивый танец, — ответила девочка.

Когда спектакль закончился, Алёнка махнула на прощание таракану рукой и улыбнулась.

— Кому это ты так загадочно улыбаешься? — спросила тётя Таня.

Но девочка в ответ лишь звонко рассмеялась

Урюк и «ушки»

Алёнка с мамой шла в универсам за покупками. По дороге они встретили Ульяну и пригласили её прогуляться до магазина.

— Нам нужно купить уксус, укроп, урюк и «ушки», — сказала мама девочкам.

— Чьи ушки мы будем покупать? — удивилась Ульяна.

— Ничьи уши мы покупать не будем, а «ушки» — это вкусное печенье из слоёного теста, — засмеялась Алёнка.

— Это печенье только в этом магазине продаётся, — улыбнулась мама.

— А урюк — это что? — спросила Ульяна.

— Урюк — это сушёный абрикос с косточкой, очень нужен для компота, — объяснила мама.

Когда были куплены все продукты, Алёнка пригласила подружку к себе домой. Мама сварила девочкам компот из урюка и поставила на стол тарелку с необычным печеньем.

— Удивительно вкусные «ушки»! — воскликнула, смеясь, Ульяна.

Франция

Папа подарил Алёнке и маме путёвку во Францию. В аэропорту их встречала молодая девушка с необычным именем Фанни. Она проводила туристок до большого красивого отеля. Там их угостили сладкими фруктами и показали интересный фильм о столице Франции Париже. Целую неделю мама и дочка посещали музеи, любовались дворцами и делали фотографии. Алёнка подружилась с Фанни, которая сопровождала их на экскурсиях. Девушка подарила Алёнке фонарик с изображением Эйфелевой башни и коробочку конфет в фиолетовых фантиках. В самолёте мама с дочкой лакомились конфетами, которые были такие же фиолетовые, как и их фантики. Когда Алёнка вернулась домой, она воскликнула:

— Мы фантастически провели время!

Харчо

Алёнка сидела на коврике и играла со своим домашним хорьком. Зверёк ловил маленький мячик и перекатывал его лапками. Мама позвала Алёнку обедать, налила в тарелку суп и сказала:

— Сегодня у нас на обед харчо.

— А что такое харчо? — спросила Алёнка.

— Это густой мясной суп с большим количеством разной зелени и ароматными приправами. Его готовят на Кавказе, — объяснила мама.

Девочка попробовала ароматный суп и попросила хлеба.

— И хлеб у нас сегодня кавказский. Свежий лаваш очень вкусен с харчо, — сказала мама.

Алёнка ела и хвалила необычные кушанья. А по радио передавали песни кавказского хора. Вот так совпадение!

Цирк

Как интересно было в цирке! Под самым куполом выступали воздушные гимнасты. Жонглёры подбрасывали разноцветные блестящие шары. Смешные клоуны с красными носами показывали забавные шутки. Но больше всего Алёнке понравилась дрессированная цапля. Птица вышла к зрителям с цветком в клюве. А на голове у неё был чёрный цилиндр. Птица крыльями сняла перед зрителями цилиндр и грациозно станцевала. Пока публика хлопала цапле, на арену выбежали цыплята. За цыплятами гордо вышагивал петух. Цыплята прыгали через обручи, а петух хлопал крыльями и громко кукарекал. Алёнка весело смеялась. Девочке очень понравилось в цирке!

Чайки

Девочки с мамами отдыхали этим летом на Чёрном море. У дома, в котором жили Алёнка с мамой, был большой сад с фруктовыми деревьями. Уже созрела черешня, и мама собирала урожай в корзинку. Алёнка кормила в саду черепашку, которую ей подарил папа. Черепаха подросла и привыкла к девочке. Сейчас она ела из рук Алёнки сочный лист капусты. Мимо дома проходила Иринка.

— Я иду кормить чаек! — крикнула подружка.

Алёнка посадила черепаху в специальный домик и побежала к берегу моря. На пляже уже ждала Иринка, она держала в руках хлеб. Девочки крошили хлеб и подбрасывали маленькие кусочки в воздух. Чайки на лету хватали угощение. Когда хлеб закончился, птицы стали ловить в море рыбку. Одна чайка поймала большую рыбу, не удержала её, выпустила и пронзительно закричала.

— Это она от огорчения, — сказала Алёнка.

— А нам пора домой пить чай, чтоб не огорчаться, — засмеялась Иринка.

Девочки по дороге домой сочинили стихотворение, которое очень понравилось их мамам.

Чаек мы с утра кормили, Хлеб они гурьбой ловили. Рыбку чайка захотела, От подружек улетела. Чайка рыбку не поймала, От обиды закричала.

Шарманщик

Субботним вечером Алёнка и папа играли в шахматы. Вдруг с улицы донеслась странная музыка. Мелодию дополняло тихое поскрипывание.

— Это шарманщик крутит свою шарманку, — сказал папа.

Алёнка выглянула в окно и увидела уличного музыканта в смешных штиблетах. Шарманщик накинул на шею длинный цветной шарф, а на голову надел белую шляпу. Он крутил ручку у большого разноцветного ящика, и оттуда доносилась мелодия. Музыкант скоро ушёл, а Алёнка смастерила из шишек фигуру шарманщика.

— Какой забавный музыкант получился, только инструмента у него нет, — заметил папа.

Девочка взяла спичечный коробок, и папа помог сделать из него шарманку.

И теперь фигурка уличного музыканта украшает полку с книгами.

Щенок Щерик

Щенок Щерик — игривый и ласковый пёсик, он любимец Алёнки. Девочка часто забавляется с ним. Щерик любит играть с большой деревянной щёткой. Ему нравится тереться щекой о колючие щетинки и грызть деревянную ручку щётки. Девочка часто смеётся, когда наблюдает за щенком. Однажды папа и Алёнка взяли Щерика на рыбалку. Пёсик купался в речке, фыркал и смешно стряхивал с себя воду. А когда папа поймал большую щуку, щенок рычал и норовил схватить рыбу за хвост. Щуку папа поместил в ведро, а Щерик лаял и крутился рядом. Вдруг он затих. Папа обернулся и увидел, что из ведра торчат две головы: щучья и щенячья. Алёнка вытащила пёсика из ведра. Щенок испугался и жалобно скулил. Больше Щерика на рыбалку не берут, пусть подрастёт и поумнеет.

История про рЫжую мЫшку

— Как жалко, что в русском языке нет слов на «Ы», — сказала Алёнка своему старшему брату Косте.

— Действительно, слов, начинающихся на «Ы», нет, но зато много слов, в которых есть этот звук. Попробуй их вспомнить и сочини с ними сказку, — предложил брат.Алёнка ходила по комнате, что-то бормотала, улыбалась и наконец сказала:

— Готово! Слушай! Сказка про мышку!

«Жила-была на свете рыжая мышка. Больше всего она любила сыр. Однажды гуляла мышка по крыше и увидела, что на рынке, около её дома, рысь продаёт сыр. Рыжая мышь спустилась с крыши, надела лыжи и пошла за лакомством. На рынке она обменяла мыло на сыр и тут же отгрызла большой кусок. А дома рыжая мышь спрятала остаток сыра в дырку».

— Молодец! Хорошая история получилась, — засмеялся Костя.

Эльфы

Алёнку пригласили на танцевальный фестиваль к эльфам на зелёную поляну. Девочка увидела большую эстраду, украшенную флажками и шариками. Перед началом фестиваля гномы передали эстафетный факел, и Алёнка зажгла огонь в фестивальной чаше. Эльфы выступали в разноцветных курточках со своими эмблемами. По лесу распространилось эхо от красивой музыки. Посмотреть на танцы эльфов собрались все жители леса. А в конце выступления на эстраду выпорхнули элегантные бабочки, они исполнили заключительный танец. На закрытие фестиваля гномы вынесли большие колокольчики, наполненные душистым нектаром, и угощали этим лакомством всех гостей.

Юбилей

У Алёнкиной мамы есть подруга Юля. Ещё в школе они сидели за одной партой. И вот Юля пригласила маму с Алёнкой на дачу на свой юбилей. Было тепло, светило солнце, и Алёнка кружилась на лужайке, как юла. Все гости хотели порадовать подругу и пришли с подарками. Сестра Юнна преподнесла ей ювелирные украшения — золотые серьги и колечко. Алёнка и мама подарили Юле нарядную юбку.

Они написали юмористическое стихотворение: Юля юбочку надела И куда-то ключик дела. Она везде его искала, А кармашек не видала. Вот кармашек потайной, В нём и ключик золотой.

Яхта ящериц

Алёнка на завтрак съела яйцо и выпила ягодный компот. Девочка побежала к морю, чтобы позагорать под ярким солнцем и искупаться в тёплой воде. Вдруг к берегу подплыла белоснежная яхта. На яхте сидела крупная ящерица. Она была капитаном. На шее у неё красовался янтарь.

— Какой красивый пляж! Мы здесь причалим и отдохнём, — сказала она.

Ящерица бросила якорь, и яхта встала у берега. Маленькие ящерицы спустились с судна и расположились на пляже. Они собирались позавтракать наливными яблоками. Алёнка, чтобы не спугнуть необычных пассажиров белой яхты, тихо ушла домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАССКАЗ В. ОСЕЕВОЙ «СТОРОЖ». ПЕСНЯ «ЕСЛИ ДОБРЫЙ ТЫ» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского)

Цели: продолжить работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; развивать воображение, слух и голос.Материалы и оборудование: иллюстрации к рассказу В. Осеевой «Сторож»....

Составление рассказа по серии сюжетных картинок Н. Радлова «Как по лестнице ледяшке я добрался до фуражки»

Развивать связную монологическую речь, совершенствование умения объединять отдельные логические эпизоды в единое целое....

«Талант добрый и веселый» ( По творчеству С. В. Михалкова)

Литературная викторина (подготовительная группа)...

Проект "Веселые буквы алфавита"

Нарушения устной речи у дошкольников - одна из самых актуальных для обучения проблема.  Для  дальнейшего получения знаний  важна мотивация учебной деятельности.Все это подтолкнуло к соз...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для подготовительной группы "Составление рассказа «Веселое настроение»"

Конспект разработан для 6-7 лет. На занятии воспитатель помогает детям активизировать употребление прилагательных, развивает речь детей, воспитывает интерес к составлению рассказа, дружеские отношения...