Конспект проведения занятия в подготовительной группе по речевому развитию Тема: «Местоимение»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Местоимение- это одна из самостоятельных частей речи русского языка.Особенность этой части речи состоит в том, что местоимение не называет предмет, признак или количество, а лишь указывает на них. В игровой форме дети учатся правильно согласовывать местоимения мой, моя с существительными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект проведения занятия в подготовительной группе

по речевому развитию

Тема: «Местоимение»

Воспитатель:

Первой категории

Лынова Н.В.

2022г.

Цель: упражнение в употреблении притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ.

Задачи:

-Формировать умение детей согласовывать местоимения мой, моя с существительными в роде

-Подбирать местоимению существительные с соответствующей родовой принадлежность и по заданному обобщению

-Развивать умение исправлять ошибки в согласовании

-Закрепить согласование существительных с прилагательными

Оборудование: шапка и шарф; картинка с изображением мальчика, игрушки (лисичка, Буратино, мишка, кукла); изображение вагончиков поезда

Ход занятия

Что такое местоимение?

Местоимение – это одна из самостоятельных частей речи русского языка. Особенность этой части речи состоит в том, что местоимение не называет предмет (как существительное), признак (как прилагательное) или количество (как числительное), а лишь указывает на них.

Местоимение я, ты, вы, они, кто – указывают на одушевленные предметы, а местоимение что- на неодушевленные

Местоимения, которые указывают на признак предмета: мой, твой, какой, любой, другой, весь, некий, ничей и пр.

Местоимения, указывающие на количество – столько, сколько, несколько, сколько – нибудь, нисколько.

1. Воспитатель.

Показывает детям шапку, и шарф, принадлежащий одному из ребят, спрашивает:

- Ребят, чей это шарф?

Дети: «мой шарф»

- А чья это шапка?

Дети: «Моя шапка»

- Шапка и шарф принадлежат одному ребенку, но он по-разному сказал про них: мой шарф, моя шапка.

-Скажите правильно и четко со словами мой, или моя про ту одежду, которую я покажу

(Подходит к детям и указывает на свитер, кофту, рубашку, футболку и т.д.)

Дети произносят: «Мой свитер», «Моя рубашка»,

2. Воспитатель

        Выставляет на наборном полотне картинку с изображенем мальчика и говорит.

-Этого мальчика зовут редким именем Глеб, наверное, потому что так, как он, дети поступают редко.

Глеб к игрушкам побежал,
Все их он в кучу собрал:

-Мой, медведь, моя машинка,

Мячик мой, мой Буратино!

Никому я их не дам!

-Ну сиди, играй в них сам!

Про какие игрушки Глеб говорил мой, про какие моя?

Дети: Мой медведь, мой Буратино, мячик мой, моя машина.

Правильно ребята, я думаю, что вы так не поступаете как Глеб, игрушки на разбрасываете, играете вместе, дружно.

3. Воспитатель (Презентация ЭОР картинки)

- Посмотрите, какой красивый поезд у нас есть. Давайте отправим наши игрушки в путешествие на поезде. Выберите картинку и поместите в вагон.

- Нужно сказать какая игрушка, в каком вагоне поедет. Например, «Мой мишка в красном вагоне»

Дети: «Моя кукла в зеленом вагоне», «Мой самолет в желтом вагоне» и т.д.

- Давайте поиграем в игру «Кто едет в поезде?» Скажи и изобрази.

Игра «Кто едет в поезде?»

Паровоз, паровоз, новенький блестящий

Он вагоны повез будто настоящий

Кто едет в поезде?

Дети, называют и изображают по очереди «Мой мишка, моя кукла, мой самолет, моя машина» и т.д.

4. Воспитатель. (на доске полотно картинки с изображением комнаты, в которой находится мебель и другие предметы)

- Ребята, подумайте и скажите, про какие из этих предметов можно сказать моя?

Дети: «Моя кукла», «моя кроватка», «моя полка» и т.д.

-А про какие предметы можно сказать мой?

Дети: «Мой телевизор, мой самолет, мой стол, мой стул, мой шкаф» и т.д.

- Стол, стул, шкаф как можно назвать одним словом? Самолет, мишка, кукла как назовем одним словом? Чашка, тарелка, чайник?

Дети: Мебель, посуда, одежда

5. Воспитатель (Достает игрушку «Лисичку»)

- Посмотрите в гости к нам пришла «Лисичка», что-то хочет нам сказать.

(Лисичка стучит по столу рукой и говорит)

- Этот стол теперь моя,
- И хозяин тоже я!

-Успокойся лисичка! Ты неправильно говоришь. Ребята, кто исправит ошибку?

Дети: - Этот стол и твой и мой и сидим мы здесь с тобой

(Лисичка стучит по столу рукой и говорит)

- Мой кроватка, мой подушка,

Спальня мой и мой игрушка!

Ребята помогите лисичке исправьте его ошибку как правильно нужно говорить?

Дети: - И кроватка там твоя, и подушка там твоя

И твои под этой спинкой наволочка и простынка.

Только спальня не твоя, спальня общая!

-Ты поняла Лисичка как правильно и красиво нужно говорить

(дети прощаются с незнайкой, он «уходит»)

6. Динамическая пауза – ребята повторяйте все за мной!

Мой мячик весело скачет, (дети подпрыгивают)

Моя машина едет на вершину (имитирует вращение руля)

Мой мишка совсем малышка (приседание)

Моя кошка поспит немножко (наклон головы набок, руки под щеку)

7. Итог.

- Ребята про что мы сегодня говорили? В какие игры мы играли? Чему научили Лисичку?

Хорошо отвечал сегодня…, внимательный был…, ни разу не ошибся…, на все вопрос … ответил правильно.

-Вы сегодня, хорошо выполняли задания, все были умничками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения занятия в подготовительной группе На тему «Здоровый образ жизни»

Конспект проведения занятия в подготовительной группе На тему «Здоровый образ жизни»...

Конспект проведения занятия в подготовительной группе "Путешествие во Вселенной"

В рамках проведения всероссийского урока по астрономии мной предложен конспект занятия в подготовительной группе. Носит познавательный характер, проводится в форме интерактивного урока , расширяет кру...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по речевому развитию. Тема: «Морские обитатели. Аквариум».

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по речевому развитию.Тема: «Морские обитатели. Аквариум».Составила: воспитатель МАДОУ № 101 ЮзееваЕ.В. Цель: Развивать связную реч...

Конспект проведения занятия в подготовительной группе "Свойства снега"

Цель: систематизировать и расширить представления детей о неживой природе.Задачи:Образовательная: закреплять знания откуда идет снег, где рождается снег, о свойствах снега: легкий, белый, мокрый, холо...