Конспект открытого занятия в подготовительной группе по речевому развитию. Тема: «Морские обитатели. Аквариум».
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по речевому развитию.

Тема: «Морские обитатели. Аквариум».

Составила: воспитатель МАДОУ № 101 ЮзееваЕ.В.

 

Цель: Развивать связную речь детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений.

Интеграция:

Познавательное развитие: Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде. Формировать навык полных ответов на вопросы. Развивать память, логическое мышление.

Речевое развитие: Расширять словарный запас детей, развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Развивать слуховое и зрительное внимание. Учить составлять предложения с помощью мнемо карт. Развивать умение составлять не большой описательный рассказ по картинке.

Худ. - Эстет. Развитие: Развивать фантазию, творческое воображение.

Физическое развитие: Обеспечить необходимую двигательную активность в течении занятия.

Социально - Коммуникативное развитие: Воспитывать интерес к занятиям. Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу. Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации. Воспитывать дружеские отношения между детьми, привычку заниматься сообща.

 

Этапы

Содержание

Оборудование

Организация

 

Организационный момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здравствуйте ребята.

Психологический настрой:

Для начала встанем в круг

Сколько радости вокруг

Дружно за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь

Вы готовы поиграть,

Можем смело начинать?

В: Скажите, какого цвета на глобусе больше?

В: А что обозначает голубой цвет на глобусе?

В: Так какой мы с вами сделаем вывод?

В: Молодцы. А я пришла к вам сегодня не с пустыми руками. Ребята, посмотрите, что у меня в коробочке?

В: Правильно! Возьмите по одной ракушке, и рассмотрите её приложите к уху.

Мозговой штурм (вопросы - ответы).

В: Что вы слышите?

В: А что такое море? А какое оно?

 

В: Ребята, а море обитаемо?

В: А каких морских обитателей вы знаете?

В: Ребята, а как вам кажется, ракушки – морские обитатели?

В: Ну, конечно! Морские ракушки – это твердые наружные оболочки очень живучих улиток, которые обитают в морях и океанах в различной среде и на различной глубине. Их можно найти на морском берегу пустыми, без мягкого тела, которое когда – то обитало в этой оболочке.

Затем воспитатель предлагает им положить их в коробочку и продолжить беседу.

В: Ребята, сегодня у нас с вами не простой день, а самое настоящее увлекательное путешествие, причем не простое, а «подводное»!

Я знаю волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно, сказать их нужно дружно и громко. Как только мы их произнесем, тут же перенесемся в подводный мир, закрываем глазки.

В: Детский сад наш изменился,

В океан он превратился,

Мы отправимся гулять,

Дно морское изучать

 

В: Открыли глаза, ну вот ребята мы перенеслись с вами в подводный мир, и сейчас мы посмотрим, как живут его обитатели.

 

В: Мы с вами посмотрели, как живут подводные обитатели, а теперь я предлагаю занять места на песчаном дне и продолжить нашу беседу.

Ребята, отгадайте загадки:

Глазастая, зубастая.

Хвостом виляет,

В океане промышляет. (Акула).

****

У коряг, травой поросших,

Там, где пенится река,

Я люблю ловить рыбешек,

На два уса-червяка. (Сом)

****

И на дне морском глубоком,

И у самых берегов

Я всегда электротоком

Отгоняю прочь врага. (Электрический скат)

****

По морям всю жизнь скитаюсь,

Но бывает, что тайком

По земле передвигаюсь

По-змеиному, ползком. (Угорь)

****

Средь морей и океанов

За сто верст я чую запах,

В море день и ночь верчусь.

И, как гончая собака,

По следам добычи мчусь. (Акула)

****

Никогда мне страх неведом,

Смело дам отпор врагу.

Острым носом, как торпедой,

Танкер я пробить могу. (Рыба-меч)

****

Я живу на дне морском,

Вам, конечно, всем знаком!

У меня есть восемь ног,

А зовусь я -……(Осьминог)

****

Физкультурная минутка.

Рыбки плавали, ныряли.

В чистой, свеженькой воде.

 

То сожмутся, разожмутся,

 

То зароются в песке.

 

В: Ребята, внимание! Кажется, к нам подплывает акула, посмотрите,  что она нам принесла?

Задание: Мнемо – карты. Надо составить предложение. Одна картинка обозначает одно слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В: Молодцы.

Задание: Морской Царь прислал нам картинки морских обитателей и попросил, описать картинку не показывая другим так, чтобы ребятам было понятно о каком морском обитателе идёт речь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Ребята, какие вы  молодцы.

Посмотрите, какой-то конверт. Написано от Морского Царя. Посмотрим что внутри? Дети открывают конверт, достают разрезанную картинку, складывают её на столе, и видят картинку аквариума.

В:- Почему все так замечательно видно?

В:- Внимательно посмотрите внутрь аквариума. Постарайтесь запомнить все, что в нем есть, и для чего оно нужно?

 - На дне аквариума лежат камни. Для чего они?

В: - В аквариуме растут водоросли. Для чего?

В: - Кто является жителями аквариума на нашей картинке?

В: - Теперь посмотрите на  аквариум и перечислите все, что находится в аквариуме: предмет и действие.

Воспитатель: - А вы знаете, что рыбы, как и люди, имеют свой характер?

 

Игра: «Назови наоборот»

Одни рыбы бывают быстрыми, а другие –

Одни добрые, а другие -

Одни веселые, а другие -

Одни вероломные, а другие -

Одни смелые, а другие –

Одни маленькие, а другие –

Одни яркие, а другие –

Одни длинные, а другие –

Одни плоские, а другие –

Одни полосатые, а другие –

 

 

 

 

 

 

 

 

Глобус

 

 

 

 

 

 

Морские ракушки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звучит фрагмент музыки (Волшебное превращение). Трек № 1

 

 

 

 

Видеофильм - 5 минут «Обитатели подводного мира».

 

 

 

 

 

Текст с загадками

 

 

Картинка с акулой

 

 

 

 

Картинка сома

 

 

 

Картинка Электрического ската

 

 

 

 

 

Картинка Угоря

 

 

 

 

Картинка Акулы

 

 

 

 

Картинка Рыба-меч

 

 

 

Картинка Осьминога

 

 

Выполняем движения

Повторить 2 раза.

 

 

 

 

Слайд № 1 Акула

 

 

 

Мнемо – карты

 

Карточка № 1

Карточка № 2

Карточка № 3

Карточка № 4

 

Карточка № 5

Карточка № 6

Карточка № 7

Карточка № 8

 

Слайд № 2 Морской Царь

 

Картинка осьминога,

Картинка рыба пела,

 

Картинка рыба молот,

 

Картинка акулы,

 

 

Картинка электрического ската.

Картинка морского ежа.

Слайд № 2 Морской Царь

Маленький столик

Конверт, внутри разрезанная картинка аквариума с рыбками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети заходят в зал, встают в круг с воспитателем.

 

 

Дети берутся за руки

Улыбаются друг другу

 

Дети: Да

Отвечают на вопросы.

Дети: Голубого

 

Д: Воду.

 

Д: Воды на Земле больше чем суши.

 

 

Д: Ракушки!

Дети берут по ракушке, рассматривают их.

Дети прикладывают ракушки к уху

Д: Шум моря!

Д: Море – это когда много воды. Оно соленое, глубокое и т. д.

Дети: Да!

Дети: Моллюски, водоросли, акулы, киты, дельфины, осьминоги  и т. д.

Дети: Да!

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети складывают ракушки обратно в коробочку.

 

 

 

 

 

Дети стоят в кругу и закрывают глаза

 

 

 

 

 

Дети открывают глаза

 

 

 

Дети садятся полукругом перед экраном

 

 

 

 

Дети меняют своё расположение на ковре, и садятся, кто как хочет в хаотичном порядке.

 

 

Дети отгадывают загадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети стоят в кругу

Ладони горизонтально поставлены друг к другу.

Дети делают движения руками из стороны в сторону, вверх-вниз.

Сжимают пальчики в замок и разжимают их.

Круговые движения руками перед собой

 

 

 

 

Дети садятся на ковёр и составляют предложения по картинкам.

У осьминога много щупалец.

У рака острые клешни.

Рыба ест червяка.

У золотой рыбки красные плавники и хвост.

Черепаха ест водоросли.

У акулы острые зубы.

Морской ёж весь в иголках.

Медуза обжигает руку.

 

Дети выходят по одному, встают перед ребятами и описывают морских обитателей.

Этот морской обитатель имеет круглую голову, много щупалец с присосками.

Этот морской обитатель может своим длинным носом повредить корабль, порвать сети.

Этот морской обитатель имеет длинное туловище, с большими плавниками, может своей головой ударять корабли.

Этот морской обитатель имеет длинное туловище, хищный, имеет много острых зубов, большой верхний плавник.

Этот морской обитатель имеет плоское тело, с длинным тонким хвостом, он электрический.

Этот морской обитатель круглый и весь в иголках.

 

 

 

Дети садятся на ковер вокруг столика, и собирают картинку.

 

Отвечают на вопросы.

Д: - Потому что аквариум прозрачный.

 

Д:- Рыбки в них зарываются.

-Камни лежат для того, чтобы рыбки не пугались своего отражения.

Д: - Они выделяют кислород.

-Водоросли служат кормом для рыб.

Д: - Главными жителями аквариума являются золотые рыбки.

 

Д: - Рыбки плавают, водоросли растут, камни лежат.

 

Д: - Да.

Дети сидят в кругу называют антонимы, поднимая руку для ответа.

-  медленными.

-  злые;

-  грустные;

-  дружелюбные;

–  трусливые,

–  большие,

–  тусклые (чёрные),

–  короткие,

–  круглые,

–  однотонные.

 

 

Основная часть

Заключительный момент

В: Что ж, мои маленькие рыбки! Мы с вами замечательно провели время в подводном мире и нам пора возвращаться в детский сад. Для этого я произнесу волшебные слова, а вы будьте внимательны и выполняйте движения.

Нужно вам закрыть глаза.  Сделать два больших прыжка, вверх.

Руки вытянуть вперед,

А затем наоборот.

Как рыбешки покружиться

Чтоб в саду нам очутиться.

Звучит музыка « Волшебное превращение»

 

 

 

В: Ну вот, мы в детском саду. Ребята, где мы с вами были?

В: А каких обитателей подводного мира мы с вами видели?

В: Молодцы! Морскому Царю понравились ваши ответы, и он прислал вот эту коробочку, давайте посмотрим что в ней?

В: До новых встреч!

 

 

 

 

 

 

Выполняем движения

 

 

 

 

Звучит фрагмент музыки (Волшебное превращение). Трек № 1

 

 

 

 

Угощение конфеты

 

 

 

Дети стоят в кругу.

 

 

 

 

 

Дети закрывают глаза

Делают два больших прыжка, вверх.

Вытягивают руки вперед.

Прячут руки за спиной.

Кружатся вокруг себя.

 

Дети открывают глаза.

 

 

 

 

Ответы детей. В подводном мире! И т.д.

 

Ответы детей: перечисляют.

 

Дети угощаются конфетами.

 

 

Дети уходят в группу.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие "Морские обитатели"30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по речевому развитию.

Тема: «Морские обитатели. Аквариум».

Составила: воспитатель МАДОУ № 101 ЮзееваЕ.В.

Цель: Развивать связную речь детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений.

Интеграция:

Познавательное развитие: Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде. Формировать навык полных ответов на вопросы. Развивать память, логическое мышление.

Речевое развитие: Расширять словарный запас детей, развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Развивать слуховое и зрительное внимание. Учить составлять предложения с помощью мнемо карт. Развивать умение составлять не большой описательный рассказ по картинке.

Худ. - Эстет. Развитие: Развивать фантазию, творческое воображение.

Физическое развитие: Обеспечить необходимую двигательную активность в течении занятия.

Социально - Коммуникативное развитие: Воспитывать интерес к занятиям. Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу. Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации. Воспитывать дружеские отношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Этапы

Содержание

Оборудование

Организация

Организационный момент

Здравствуйте ребята.

Психологический настрой:

Для начала встанем в круг

Сколько радости вокруг

Дружно за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь

Вы готовы поиграть,

Можем смело начинать?

В: Скажите, какого цвета на глобусе больше?

В: А что обозначает голубой цвет на глобусе?

В: Так какой мы с вами сделаем вывод?

В: Молодцы. А я пришла к вам сегодня не с пустыми руками. Ребята, посмотрите, что у меня в коробочке?

В: Правильно! Возьмите по одной ракушке, и рассмотрите её приложите к уху.

Мозговой штурм (вопросы - ответы).

В: Что вы слышите?

В: А что такое море? А какое оно?

В: Ребята, а море обитаемо?

В: А каких морских обитателей вы знаете?

В: Ребята, а как вам кажется, ракушки – морские обитатели?

В: Ну, конечно! Морские ракушки – это твердые наружные оболочки очень живучих улиток, которые обитают в морях и океанах в различной среде и на различной глубине. Их можно найти на морском берегу пустыми, без мягкого тела, которое когда – то обитало в этой оболочке.

Затем воспитатель предлагает им положить их в коробочку и продолжить беседу.

В: Ребята, сегодня у нас с вами не простой день, а самое настоящее увлекательное путешествие, причем не простое, а «подводное»!

Я знаю волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно, сказать их нужно дружно и громко. Как только мы их произнесем, тут же перенесемся в подводный мир, закрываем глазки.

В: Детский сад наш изменился,

В океан он превратился,

Мы отправимся гулять,

Дно морское изучать

В: Открыли глаза, ну вот ребята мы перенеслись с вами в подводный мир, и сейчас мы посмотрим, как живут его обитатели.

В: Мы с вами посмотрели, как живут подводные обитатели, а теперь я предлагаю занять места на песчаном дне и продолжить нашу беседу.

Ребята, отгадайте загадки:

Глазастая, зубастая.

Хвостом виляет,

В океане промышляет. (Акула).

****

У коряг, травой поросших,

Там, где пенится река,

Я люблю ловить рыбешек,

На два уса-червяка. (Сом)

****

И на дне морском глубоком,

И у самых берегов

Я всегда электротоком

Отгоняю прочь врага. (Электрический скат)

****

По морям всю жизнь скитаюсь,

Но бывает, что тайком

По земле передвигаюсь

По-змеиному, ползком. (Угорь)

****

Средь морей и океанов

За сто верст я чую запах,

В море день и ночь верчусь.

И, как гончая собака,

По следам добычи мчусь. (Акула)

****

Никогда мне страх неведом,

Смело дам отпор врагу.

Острым носом, как торпедой,

Танкер я пробить могу. (Рыба-меч)

****

Я живу на дне морском,

Вам, конечно, всем знаком!

У меня есть восемь ног,

А зовусь я -……(Осьминог)

****

Физкультурная минутка.

Рыбки плавали, ныряли.

В чистой, свеженькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке. 

В: Ребята, внимание! Кажется, к нам подплывает акула, посмотрите,  что она нам принесла?

Задание: Мнемо – карты. Надо составить предложение. Одна картинка обозначает одно слово.

В: Молодцы.

Задание: Морской Царь прислал нам картинки морских обитателей и попросил, описать картинку не показывая другим так, чтобы ребятам было понятно о каком морском обитателе идёт речь.

Воспитатель: Ребята, какие вы  молодцы.

Посмотрите, какой-то конверт. Написано от Морского Царя. Посмотрим что внутри? Дети открывают конверт, достают разрезанную картинку, складывают её на столе, и видят картинку аквариума.

В:- Почему все так замечательно видно?

В:- Внимательно посмотрите внутрь аквариума. Постарайтесь запомнить все, что в нем есть, и для чего оно нужно?

 - На дне аквариума лежат камни. Для чего они?

В: - В аквариуме растут водоросли. Для чего?

В: - Кто является жителями аквариума на нашей картинке?

В: - Теперь посмотрите на  аквариум и перечислите все, что находится в аквариуме: предмет и действие.

Воспитатель: - А вы знаете, что рыбы, как и люди, имеют свой характер?

Игра: «Назови наоборот»

Одни рыбы бывают быстрыми, а другие –

Одни добрые, а другие -

Одни веселые, а другие -

Одни вероломные, а другие -

Одни смелые, а другие –

Одни маленькие, а другие –

Одни яркие, а другие –

Одни длинные, а другие –

Одни плоские, а другие –

Одни полосатые, а другие –

Глобус

Морские ракушки

Звучит фрагмент музыки (Волшебное превращение). Трек № 1

Видеофильм - 5 минут «Обитатели подводного мира».

Текст с загадками

Картинка с акулой

Картинка сома

Картинка Электрического ската

Картинка Угоря

Картинка Акулы

Картинка Рыба-меч

Картинка Осьминога

Выполняем движения

Повторить 2 раза.

Слайд № 1 Акула

Мнемо – карты

Карточка № 1

Карточка № 2

Карточка № 3

Карточка № 4

Карточка № 5

Карточка № 6

Карточка № 7

Карточка № 8

Слайд № 2 Морской Царь

Картинка осьминога,

Картинка рыба пела,

Картинка рыба молот,

Картинка акулы,

Картинка электрического ската.

Картинка морского ежа.

Слайд № 2 Морской Царь

Маленький столик

Конверт, внутри разрезанная картинка аквариума с рыбками.

Дети заходят в зал, встают в круг с воспитателем.

Дети берутся за руки

Улыбаются друг другу

Дети: Да

Отвечают на вопросы.

Дети: Голубого

Д: Воду.

Д: Воды на Земле больше чем суши.

Д: Ракушки!

Дети берут по ракушке, рассматривают их.

Дети прикладывают ракушки к уху

Д: Шум моря!

Д: Море – это когда много воды. Оно соленое, глубокое и т. д.

Дети: Да!

Дети: Моллюски, водоросли, акулы, киты, дельфины, осьминоги  и т. д.

Дети: Да!

Дети складывают ракушки обратно в коробочку.

Дети стоят в кругу и закрывают глаза

Дети открывают глаза

Дети садятся полукругом перед экраном

Дети меняют своё расположение на ковре, и садятся, кто как хочет в хаотичном порядке.

Дети отгадывают загадки

Дети стоят в кругу

Ладони горизонтально поставлены друг к другу.

Дети делают движения руками из стороны в сторону, вверх-вниз.

Сжимают пальчики в замок и разжимают их.

Круговые движения руками перед собой

Дети садятся на ковёр и составляют предложения по картинкам.

У осьминога много щупалец.

У рака острые клешни.

Рыба ест червяка.

У золотой рыбки красные плавники и хвост.

Черепаха ест водоросли.

У акулы острые зубы.

Морской ёж весь в иголках.

Медуза обжигает руку.

Дети выходят по одному, встают перед ребятами и описывают морских обитателей.

Этот морской обитатель имеет круглую голову, много щупалец с присосками.

Этот морской обитатель может своим длинным носом повредить корабль, порвать сети.

Этот морской обитатель имеет длинное туловище, с большими плавниками, может своей головой ударять корабли.

Этот морской обитатель имеет длинное туловище, хищный, имеет много острых зубов, большой верхний плавник.

Этот морской обитатель имеет плоское тело, с длинным тонким хвостом, он электрический.

Этот морской обитатель круглый и весь в иголках.

Дети садятся на ковер вокруг столика, и собирают картинку.

Отвечают на вопросы.

Д: - Потому что аквариум прозрачный.

Д:- Рыбки в них зарываются.

-Камни лежат для того, чтобы рыбки не пугались своего отражения.

Д: - Они выделяют кислород.

-Водоросли служат кормом для рыб.

Д: - Главными жителями аквариума являются золотые рыбки.

Д: - Рыбки плавают, водоросли растут, камни лежат.

Д: - Да.

Дети сидят в кругу называют антонимы, поднимая руку для ответа.

-  медленными.

-  злые;

-  грустные;

-  дружелюбные;

–  трусливые,

–  большие,

–  тусклые (чёрные),

–  короткие,

–  круглые,

–  однотонные.

Основная часть

Заключительный момент

В: Что ж, мои маленькие рыбки! Мы с вами замечательно провели время в подводном мире и нам пора возвращаться в детский сад. Для этого я произнесу волшебные слова, а вы будьте внимательны и выполняйте движения.

Нужно вам закрыть глаза.  Сделать два больших прыжка, вверх.

Руки вытянуть вперед,

А затем наоборот.

Как рыбешки покружиться

Чтоб в саду нам очутиться.

Звучит музыка « Волшебное превращение»

В: Ну вот, мы в детском саду. Ребята, где мы с вами были?

В: А каких обитателей подводного мира мы с вами видели?

В: Молодцы! Морскому Царю понравились ваши ответы, и он прислал вот эту коробочку, давайте посмотрим что в ней?

В: До новых встреч!

Выполняем движения

Звучит фрагмент музыки (Волшебное превращение). Трек № 1

Угощение конфеты

Дети стоят в кругу.

Дети закрывают глаза

Делают два больших прыжка, вверх.

Вытягивают руки вперед.

Прячут руки за спиной.

Кружатся вокруг себя.

Дети открывают глаза.

Ответы детей. В подводном мире! И т.д.

Ответы детей: перечисляют.

Дети угощаются конфетами.

Дети уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной группе. Художественное творчество (аппликация). Тема: Новогодняя елочка.

Интеграция образовательных областей:«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».Виды детской деятельности:Игровая, коммуникативная, восп...

Конспект открытого занятия в младшей группе по речевому развитию «Составление рассказа о солнышке по картинкам»

Конспект открытого занятия в младшей группе по речевому развитию«Составление рассказа о солнышке по картинкам»...

Конспект открытого занятия в старшей группе по речевому развитию на тему: «Чтение произведения Н. Н. Носова «На горке»»

Конспект открытого занятия в старшей группе по речевому развитию на тему: «Чтение произведения Н. Н. Носова «На горке»»...

Конспект проведения занятия в подготовительной группе по речевому развитию Тема: «Местоимение»

Местоимение- это одна из самостоятельных частей речи русского языка.Особенность этой части речи состоит в том, что местоимение не называет предмет, признак или количество, а лишь указывает на них. В и...

Конспект открытого занятия в старшей группе по речевому развитию «Путешествие в страну сказок»

Развивать желание импровизировать сюжеты знакомых детям сказок, используя средства выразительности: мимику, жесты, движения.Развивать связную речь детей, интонационную выразительность, силу голоса, зр...