Календарно-тематический план по развитию связной речи на один квартал
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

Календарно-тематический план по развитию связной речи на один квартал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_po_planirovaniyu.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план по развитию связной речи на один квартал.

№ п/п

Сентябрь

1 неделя

«День знаний»

2 неделя

Детский сад «Игрушки»

3 неделя

«Дары осени»

4 неделя

«Птицы осенью»

Понедельник

Беседа «Мы воспитанники старшей группы».

Цель: дать детям возможность испытать гордость, что они теперь старшие дошкольники, развивать умение поддерживать беседу.

Чтение стихотворений А. Барто.

Цель: систематизировать знания о литературном творчестве А. Барто, развивать умение выразительно читать стихи.

Беседа «Что нам осень принесла».

Цель: учить детей формулировать свои ответы, отвечать на вопросы.

Беседа о зимующих и перелетных птицах.

Цель: учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогать им содержательно строить высказывания.

Вторник

Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и рак».

Цель: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, учить использовать слова с противоположным значением.

Занятие 3. Рассказывание на основе личных впечатлений на тему «Наши игрушки».

Цель: учить детей описывать внешний вид игрушек, рассказывать как с ними можно поиграть, учить произносить слова со звуками с и з отчетливо и внятно.

Занятие 5. Пересказ рассказа Н. Камениной «Разве так играют?»

Цель: учить детей пересказывать текст, передавая интонацию при характеристике персонажей, упражнять детей в образовании названий детенышей животных в единственном и множественном числе.

Занятие 7. Составление рассказа по скороговорке.

Цель: учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы, упражнять детей в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах.

Среда

Разгадывание загадок о дошкольных принадлежностях.

Цель: учить разгадывать загадки методом анализа, развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, доказывать и объяснять.

Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства».

Цель: учить следить за развитием сюжета, отвечать на вопросы по содержанию, развивать диалогическую речь детей.

Д/и «Отгадай».

Цель: учить детей описывать фрукты и овощи, выделять существенные, угадываемые признаки.

Просмотр презентации «Зимующие птицы».

Цель: формировать представление о птицах, зимующих рядом с нами, учить различать их по внешнему виду, по следам.

Четверг

Занятие 2. Рассказывание по картинке «Кошка с котятами».

Цель: учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картинке, подвести к рассказыванию событий, предшествующих нарисованному сюжету, учить завершать рассказ.

Занятие 4. Составление короткого рассказа по скороговорке.

Цель: учить детей составлять короткий рассказ по скороговорке, закреплять правильное произношение звуков с и з, учить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении.

Занятие 6. Рассказывание по картинке «Строим дом».

Цель: учить детей составлять сюжетный рассказ по картинке, придумывать события, завершающие изображенное, учить подбирать разные слова при характеристике действий персонажей, активизировать употребление в речи глаголов и прилагательных, закрепление произношения звуков ш и ж.

Занятие 8. Составление короткого рассказа на предложенную тему.

Цель: учить детей составлять короткий рассказ на тему, предложенную воспитателем, учить подбирать слова, сходные по звучанию.

Пятница

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» ситуация «Мы будущие школьники».

Цель: побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, брать на себя определенную роль, действовать и говорить в соответствие с ней, развивать диалогическую речь.

Инсценировка стихотворения А. Барто «Как Вовка стал старшим братом».

Цель: разучить стихотворение по ролям, учить детей следить за действием, четко проговаривать стихотворный текст своей роли.

Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень».

Цель: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.

Подвижно-дидактическая игра «Птичка столовая».

№ п/п

Октябрь

1 неделя

«Неделя здоровья»

2 неделя

«Неделя безопасности»

3 неделя

«Неделя дорожного движения»

4 неделя

«Неделя доброты»

Понедельник

Беседа о правильном питании и пользе витаминов.

Цель: учить детей поддерживать беседу, правильно отвечать на вопросы, дополнять ответы товарищей.

Беседа с детьми о том, как вести себя, если остался один дома.

Цель: выяснить, чем занимаются дети, оставаясь одни, обсудить опасные ситуации, развивать диалогическую речь детей.

Разгадывание загадок о дорожных знаках.

Цель: учить детей логически мыслить, рассуждать и объяснять.

Чтение сказки Сутеева «Мешок яблок».

Цель: учить детей внимательно слушать, давать развернутые ответы, развивать связную речь.

Вторник

Занятие 9. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята».

Цель: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без наводящих вопросов воспитателя, учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Занятие 11. Рассказывание на тему «Наш живой уголок» на основе личного опыта.

Цель: учить детей рассказывать о животных, которые живут у них дома, развивать умение отбирать для рассказа интересное содержание, учить выделять в фразах слово со звуками ч и щ.

Занятие 13. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».

Цель: учить детей передавать содержание литературного текста, развивать умение подбирать определения, активизировать в речи употребление прилагательных.

Занятие 15. Рассказывание по теме «Игры зимой» на основе личного опыта.

Цель: учить детей составлять связный рассказ о своих впечатлениях, не отступая от заданной темы, упражнять в употреблении предлогов с пространственным значением.

Среда

Д/и «Назови части тела».

Цель: закреплять знания о назначении частей тела, учить по действию определять часть тела, называть её в конце строчки рифмованного текста, развивать внимание, речь.

Чтение и инсценировка по книге С. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

Цель: развивать интерес у детей к художественному слову, учить внимательно слушать текст, понимать основную идею сказки, учить выразительно проговаривать текст своей роли.

Сюжетно-ролевая игра «Перекресток».

Цель: вспомнить правила поведения на дорогах, побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик».

Цель: учить детей внимательно следить за событиями, обсудить с детьми поступки главной героини, побуждать детей высказывать свои мысли, подкреплять сказанное доводами.

Четверг

Занятие 10. Рассказывание по картинке «Ежи».

Цель: учить детей составлять рассказ по картинке с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных. Активизировать употребление в речи сложноподчиненных предложений, закрепить правильное произношение звуков ч и щ.

Занятие 12. Составление короткого рассказа по содержанию стихотворения «Обед».

Цель: учить детей составлять короткий рассказ по содержанию стихотворения, а также описательный рассказ о предметах посуды, учить сравнивать различные предметы по материалу, размеру, назначению.

Занятие 14. Рассказывание по картине «Речка замерзла».

Цель: развивать умение детей составлять рассказ по картине, учить при описании события указывать место и время действий.

Занятие 16. Составление коротких рассказов по скороговоркам.

Цель: учить детей составлять самостоятельно короткие рассказы по скороговоркам, учить различать на слух звуки з и ж.

Пятница

Чтение стихотворения Михайлова «Про девочку, которая плохо кушала».

Цель: учить детей внимательно слушать стихотворение, понимать его содержание, отвечать на вопросы по содержанию.

Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные».

Цель: совершенствовать умение детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

Чтение Н. Носов «Автомобиль».

Цель: учить детей следить за событиями рассказа, обсудить с детьми поведение героев, побуждать детей вступать в диалог со сверстниками и воспитателем, учить поддерживать беседу.

Д/и «Добрые слова».

Цель: побуждать детей как можно больше сказать добрых слов своим друзьям, расширять словарный запас детей.

№ п/п

Ноябрь

1 неделя

«День независимости»

2 неделя

«Поздняя осень»

3 неделя

«Моя семья»

4 неделя

«Неделя героев»

Понедельник

Беседа на тему «Негосударственные символы России».

Цель: закрепить знание государственных символов России (флаг, герб, гимн), формировать представление о негосударственных символах России, таких как матрешка, балалайка, береза, лапти. Учить детей поддерживать коллективную беседу.

Чтение стихов об осени.

Цель: определить в каких из них говорится о поздней осени, учить детей логически мыслить, рассуждать, доказывать, внимательно следить за стихотворным текстом.

Беседа «Моя семья».

Цель: развивать представление о значении семьи в жизни ребенка, вызвать интерес к истории семьи, совершенствовать связную речь, воспитывать культуру общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками.

Презентация на тему «Города – герои» с последующей беседой.

Цель: формировать патриотические чувства у дошкольников, гордость за нашу страну, учить детей поддерживать беседу, высказывать свое мнение, развивать связную речь.

Вторник

Занятие 17. Пересказ сказки «Петух и собака». Цель: учить детей выразительно передавать диалог действующих лиц при пересказе сказки без наводящих вопросов воспитателя, учить подбирать определения (прилагательные) и действия (глаголы) к одушевленным существительным.

Занятие 19. Составление описательного рассказа «Зима».

Цель: учить детей при описании событий указывать время действия с использованием разных типов предложений (простых, сложных), закреплять умение подбирать предложения к заданным существительным.

Занятие 21. Пересказ сказки «Лиса и кувшин».

Цель: учить детей рассказывать сказку без наводящих вопросов, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложение с определенными словами, правильно сочетая их по смыслу.

Занятие 23. Рассказывание на тему «Как цыпленок заблудился». Цель: подвести детей к самостоятельному продолжению и завершению рассказа, начатого воспитателем, учить последовательно заменять слова предложения, после замены каждого слова читать какое предложение получилось, закреплять знание детей о слоге.

Среда

Разгадывание загадок на тему «Негосударственные символы России».

Цель: учить детей логично мыслить, рассуждать, строить свои ответы на доводах, развивать связную речь детей.

Чтение стихотворения Бунина «Листопад».

Цель: учить детей, понимать, а затем отвечать на вопросы по содержанию стихотворного текста, развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы.

Чтение стихотворения Е.А. Благиной «Посидим в тишине».

Цель: учить внимательно слушать стихотворный текст, отвечать на вопросы по содержанию, развивать связную речь.

Д/и «Покажи и назови».

Цель: закреплять знания об одежде доспехов русских богатырей, развивать словарь, память, речь детей (игра проводится после рассматривания картины В. Васнецова «Богатыри»).

Четверг

Занятие 18. Рассказывание по картине «Северные олени».

Цель: учить детей составлять сюжетный рассказ по картинке с опорой на имеющиеся у них знания о внешнем виде и жизни северных оленей, активизировать в речи антонимов, закрепить правильное произношение звуков ч и ц.

Занятие 20. Ознакомление с предложением.

Цель: дать представление о последовательности слов в речи, ознакомить с термином «предложение», упражнять детей в произнесении чистоговорок с разной силой голоса.

Занятие 22. Рассказывание по картинке «лошадь с жеребенком».

Цель: учить составлять описательный рассказ по картинке, включать в него наиболее точные слова для обозначения цвета, величины, использовать антонимы, упражнять детей в отчетливом произношении скороговорки.

Занятие 24. Составление рассказа на предложенную тему.

Цель: учить составлять рассказ на предлагаемую тему, уточнить понимание детьми обобщающих понятий, учить сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия.

Пятница

Заучивание стихотворения С. Есенина «Береза».

Цель: учить выразительно читать наизусть стихотворение, развивать умение чувствовать напевность языка, понимать языковые выразительные средства, развивать образную речь.

Д/и «Что где растет».

Цель: учить детей логически мыслить, рассуждать, отвечать на вопросы.

Сюжетно-ролевая игра «Семья». Сюжет «Поможем маме».

Цель: учить действовать в соответствии с сюжетом, обыгрывать взаимосвязанные роли, формировать в ходе игры умение придерживаться сюжета, самостоятельно выполнять игровые действия, вступать в речевой диалог со сверстниками.

Чтение Алексеев «Брестская крепость».

Цель: воспитывать патриотизм у детей, учить внимательно слушать и следить за событиями, отвечать на вопросы по содержанию, поддерживать беседу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию связной речи в свободной деятельности

Развитие связной речи детей дошкольного возраста в свободной деятельности...

Календарно-тематическое планирование занятий по развитию связной речи у детей 6-7 лет.

Развиваем связную речь у детей старшего дошкольного возраста....

Календарно тематическое планирование занятий по развитию связной речи у детей 6-7 лет

№Лексическая темаВиды работСентябрь1ДиагностикаПроводится обследование детей2ДиагностикаПроводится обследование детей3.ДиагностикаПроводится обследование детей4. ОвощиПересказ рассказа «Богатый у...

Перспективный план по развитию связной речи

Перспективный план по развитию связной речи...

Календарно-тематический план по развитию связной речи детей старшей группы на один квартал

Календарно-тематический план по развитию связной речи детей старшей группы на один квартал.Планирование работы по развитию связной речи включено обучение детей пересказу литературных произведений, рас...

Календарно-тематический план по развитию связной речи для старшего дошкольного возраста на период декабрь, январь, февраль.

Календарно-тематический план по развитию связной речи для старшего дошкольного возраста на период декабрь, январь, февраль....

Календарно – тематическое планирование занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе

Календарно – тематическое планирование занятий по развитию связной речив подготовительной к школе периоднеделя Название лексико-тематического циклаМатериал по развитию связной речи и о...