Речевые игры
материал по развитию речи (старшая группа)

Екатерина Владимировна Жеребина

Игра «Один – много»

Педагог называет один предмет, а дети – много таких же предметов (апельсин – апельсины).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Речевые игры73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №4» города Аши Челябинской области

Речевые игры.

Составитель:

Воспитатель 

Жеребина Е.В.

Аша

2022

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

Игра «Один – много»

Педагог называет один предмет, а дети – много таких же предметов (апельсин – апельсины).

- мячик, шарик, кукла, кошка, машинка, кубик, стульчик, булочка, лисичка, яблоко, дерево, облако, карандаш, гриб, чашка, тарелка, цветок, ложка, ягода, берёза, птица, белочка, елочка, домик, конфета, окно, стол, стул, медведь, жук, бабочка, помидор, кораблик, заяц, волк, ёж.

«Бывает или нет?»

Педагог произносит фразу. Дети говорят возможно ли это.

  1. Наступил ноябрь. Мы взяли лукошко и пошли в лес за грибами.
  2. На улице темно, светят фонари, а ещё не ночь и время не позднее.
  3. Бежит ёжик вдоль дорожек и скользит по льду.
  4. Мне нравится осенью ходить в лес собирать грибы и землянику.

Игра «Живой – неживой»

(закрепление понятий «одушевлённый – неодушевлённый»)

Педагог показывает детям картинки с изображением живых и неживых предметов, а дети комментируют, например: - Воробей – живой, а камень – неживой, и т.д.

- самолёт, воробей, бабочка, тумбочка, речка, щука, кит, камень, трава, собака, дрова, муха, белка, ёжик, грибок, малина, медведь, радуга, машина, котёнок, кукла, муравей, дом, коса, коза, забор, помидор, лошадь, мышка, подушка, лягушка, яичко, цыплёнок.

«Ответь правильно»

Снег белый или синий?

Лёд твёрдый или мягкий?

Снег капает или идёт?

Зимой бывает снегопад или листопад?

Лёд скользкий или шершавый?

На улице мороз или жара?

Зимой одеваемся тепло или легко?

Снеговика лепят или строят?

На коньках катаются или качаются?

«Найди картинку»

Дети должны найти картинку, название которой начинается со слога «КО»: кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья, кот. При назывании картинки педагог выделяет голосом слог «ко».

«Договори предложение»

(Усвоение слов с противоположным значением)

Апельсин сладкий, а лук … (горький).

Яблоко твёрдое, а слива … (мягкая).

Капуста большая, а картошка … (маленькая).

Чеснок горький, а персик … (сладкий).

Слива маленькая, а апельсин … (большой).

Персик мягкий, а яблоко … (твёрдое).

(Это упражнение проводится с опорой на картинки).

«Ответь правильно»

Весной солнышко греет или морозит?

Снег тает или застывает?

Ручьи текут или стоят?

Травка зеленеет или вянет?

Жучки прячутся или просыпаются?

Дети носят шубы или куртки?

«Кто что делает?»

Педагог выставляет картинки с животными и, задавая вопрос, называет действие; дети находят соответствующие картинки и называют их.

- Кто скачет? (Лошадь)                                 - Кто плавает? (Рыба, тюлень)

- Кто лает? (Собака)                                       - Кто ползает? (Змея)  

- Кто мычит? (Корова)                                    - Кто крякает? (Утка)

- Кто летает? (Птица)                                      - Кто кукарекает? (Петух)

- Кто воет? (Волк)                                             - Кто порхает? (Бабочка)

- Кто бегает? (Олень)                                       - Кто охотится? (Волк, тигр, лев)

- Кто прыгает? (Заяц, белка)                          - Кто фыркает? (Еж)

- Кто крадется? (Лиса, тигр)                           - Кто лакает? (Собака, кошка)

«Бывает – не бывает»

Педагог произносит предложение. Дети находят подходящие по смыслу слова и говорят «бывает», а если слово не подходит – отвечают: «не бывает».

- Снежинка тает, горит, падает, идёт, кружится, ложится, ёжится, вьётся, воет, стучится.

- Лёд трещит, тает, гудит, ломается, горит, бежит, плывёт, говорит, тонет.

- Солнце светит, греет, смеётся, восходит, заходит, печёт, хмурится, дымится.

- Ветер воет, дует, рычит, свистит, ломает, кружит, ревёт, задувает.

- Дождь идёт, капает, моросит, бежит, мочит, стучит, тонет, льёт, поливает.

«Кто кем будет?»

Ежонок будет …(ежом). Лисёнок будет …(лисой). Волчонок будет …(волком). Медвежонок будет …(медведем). Зайчонок будет …(зайцем).  Бельчонок будет …(белкой). Оленёнок будет …(оленем). Щенок будет …(собакой). Котёнок будет …(кошкой). Жеребёнок будет …(лошадью). Телёнок будет …(коровой). Поросёнок будет …(свиньёй). Утёнок будет …(уткой). Гусенок будет …(гусем). Козленок будет …(козой). Цыпленок будет …(курицей). Тигренок будет …(тигром). Слоненок будет …(слоном). Львенок будет …(львом).

«Угадай по описанию»

- Злой, голодный, серый… (волк)

- Трусливый, длинноухий, серый… (заяц)

- Хитрая, ловкая, рыжая… (лиса)

- Рыжая, маленькая, быстрая…(белка)

- Большой, бурый, косолапый… (медведь)

- Полосатый, хищный, злой… (тигр)

- Огромный, добрый, толстый… (слон)

-Маленький, колючий, серый…(ёж)

- Сторожевая, сильная, верная… (собака)

- Ласковая, пушистая, домашняя… (кошка)

- Резвая, сильная, быстрая… (лошадь)

- Смешная, озорная, ловкая… (обезьяна)

- Опасный, мощный, гривастый… (лев)

- Высокий, пятнистый, длинношеий… (жираф)

«Угадай слово по первому слогу»

(С опорой на картинки)

- Печ…(ка), кук…(ла), вил…(ка), ди…(ван), ли…(са), ча…(сы), ут…(ка), до…(мик), со…(ва), бел…(ка), шап…(ка), ку…(бик), сан…(ки), чаш…(ка), ёл…(ка), и т.д.

Упражнение «Наш сад»

Педагог  объясняет детям, что сейчас он прочитает им стихотворение, в котором прозвучат названия фруктов. Воспитатель просит детей быть внимательными и запомнить эти названия. Прослушав стихотворение, дети перечисляют названия фруктов, которые они услышали. Воспитатель выставляет картинки с изображениями этих фруктов и просит детей пересчитать их.

НАШ САД

Прекрасен наш осенний сад.

В нём слива есть и виноград.

На ветках, как игрушки,

И яблоки, и груши.

Плоды мы утром соберём

И всех соседей позовём.

«Найди ошибку»

Педагог читает предложения, а дети исправляют их.

- Руками прыгают, а ногами трогают.

- Глазами нюхают, а носом смотрят.

- Ушами едят, а ртом слушают.

- Ногами хлопают, а руками топают.

«Куда наденем?»

(практическое употребление в речи предлога «НА»)

Рукавицы наденем на … (руки).

Шарф наденем на … (шею).

Шапку наденем на … (голову).

Сапожки наденем на … (ноги).

Перчатки наденем на … (руки).

Кепку наденем на … (голову).

Носки наденем на … (ноги).

«Четвёртый лишний»

(учить различать домашних и диких животных)

Педагог выставляет по 4 картинки:

- ёж, лиса, кошка, медведь;

- корова, лошадь, собака, волк;

- слон, лев, гусь, тигр;

- белка, коза, заяц, олень.

Дети с помощью педагога учатся находить «лишнюю» картинку.

«Кому это нужно?»

Педагог выставляет картинки с изображением животных (например: медведь, белка, ёж, заяц и т.д.), и картинки с изображением пищи этих животных: мёд, орехи, грибы, морковка. Дети должны угадать, кто чем питается. Педагог спрашивает: «Кому нужен мёд?» Дети отвечают: «Мёд нужен медведю». И т.д.

«Ответь на вопросы»

(Согласование числительных с существительными)

Сколько у вороны лапок?  (У вороны две лапки.)

Сколько у воробья крыльев?

Сколько у совы хвостов?

Сколько у дятла голов?

Сколько у синицы клювиков?

Сколько у птицы глаз?

«Съедобное – несъедобное»

Булочка, конфета, стол, стул, молоко, каша, табуретка, таблетка, йогурт, градусник, книжка, яблоко, диван, кошка, машина, малина, апельсин, суп, помидор, забор, ковер, сахар, хлеб, огурец, подушка, ватрушка, чайник, тарелка, лимон, кружка, варенье, ложка, матрешка, картошка.

«Кто как голос подаёт?»

Кто лает? (собака)                                                 Кто блеет? (баран, овечка)

Кто мяукает? (кошка, кот)                                    Кто тявкает? (лиса)

Кто мычит? (корова)                                             Кто ржёт? (лошадь, конь)

Кто крякает? (утка)                                                Кто фыркает? (ёж)

Кто воет? (волк)                                                     Кто хрюкает? (свинья)

Кто ревёт? (медведь)                                              Кто кудахчет? (курица)

Кто цокает? (белка)                                                Кто кукарекает? (петух)

Кто мекает? (коза)                                                  Кто чирикает? (воробей)

Кто каркает? (ворона)

Кто гогочет? (гусь)

Кто рычит? (собака, тигр…)

Кто рыкает? (лев)

«Кто где живет?»

Кто живет в дупле? (белка)                                      Кто живет дома? (кошка…)

Кто живет в норе? (лиса)                                          Кто живет в конюшне? (кони)

Кто живет в берлоге? (медведь)                               Кто живет в курятнике? (куры)

Кто живет в логове? (волк)                                      Кто живет в свинарнике? (свиньи)

Кто живет под кустом? (заяц)                                  Кто живет в клетке? (кролики)

Кто живет в норке? (ёж, мышка)                            

Кто живет в гнезде? (птицы)                                  

Кто живет в будке? (собака)                                        

Пальчиковая гимнастика

«Надуваем шарик»

Пальцы обеих рук собраны «щепотью» и соприкасаются кончиками. Придать пальцам такое положение, когда руки держат круглый предмет.

«Птичка летит»

Руки расположить перед собой ладонями к себе. Большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы – это «крылья», махать ими.

«Оса летит»

Указательный палец вытянут, остальные плотно прижаты к ладони, движения кистью по кругу.

«Цветок распускается»

Из сжатых кулаков медленно распускаются пальцы.

«Коза бодатая»

Указательный палец и мизинец вытянуты, остальные прижаты к ладони, поворачивать кисть влево-вправо.

«Трусливый зайка»

Указательный и средний пальцы вытянуты и раздвинуты, остальные крепко прижаты к ладони, движения кистями вверх-вниз.

«Курочка пьёт воду»

Все пальцы вытянуты и собраны в клювик, не отрывая локоть от стола «клювом» коснуться стола (движения вниз-вверх).

«Солнечные лучи»

Пальцы переплетены, ладони сжаты, разжимание пальцев, не расцепляя «замка».

«Погладим котёнка»

Локти опираются на стол, пальцы вытянуты и плотно прижаты друг к другу; движения кистями влево-вправо.

«Жук летит»

Большой палец и мизинец вытянуты, остальные плотно прижаты к ладони. Производятся движения кистью по кругу.

«Пароход»

Обе ладони соединены рёбрами на столе, кончики пальцев левой и правой руки соприкасаются, большие пальцы оттопырены вверх (труба парохода).

«Стул»

Локти опираются на стол. Левая ладонь поднята вертикально вверх, пальцы плотно сжаты. Правая рука согнута и кулак приставлен к нижней части ладони левой руки. Затем положение рук меняется.

«Стол»

Левая рука согнута, пальцы собраны в кулак, ладонь ребром стоит на столе. Правая рука выпрямлена, накрывает сверху левую. Затем положение рук меняется.

«Птенцы в гнезде»

Левая рука лежит на столе ладонью вверх, пальцы прижаты и выпрямлены вверх. Правой рукой обхватывать пальцы левой. Затем положение рук меняется.

«Крыша дома»

Локти опираются на стол, ладони направлены вверх, пальцы обеих рук плотно прижаты и соприкасаются подушечками, кисти максимально раздвинуты.

«Ковшик»

Обе ладони соединены рёбрами на столе, кончики пальцев левой и правой рук соприкасаются, большие пальцы прижаты к ладоням.

«Мостик»

Локти опираются на стол, средние, безымянные и мизинцы обеих рук плотно прижаты и соединяются горизонтально подушечками; указательные вытянуты вверх, большие пальцы прижаты к ним.

«Очки»

Локти опираются на стол, пальцы обеих рук собраны в кольцо и соединены.

«Змея»

Указательный палец вытянут, остальные плотно прижаты к ладони. Указательным пальцем производятся движения, имитирующие змею (упражнение выполняется за столом).

«Кошка»

Указательный палец и мизинец вытянуты и слегка согнуты. Средний и безымянный пальцы плотно прижаты большим пальцем к ладони. Движения производятся вытянутыми пальцами (ушки шевелятся).

«Бочонок»

Пальцы, кроме большого, плотно прижаты друг к другу и смыкаются с ладонью. Движения производятся большим пальцем (бочонок открывается-закрывается).

«Колечко»

Поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем.

«Кулачок»

Рука лежит на столе тыльной стороной. Поочерёдно сжимаем в кулачок пальцы, начиная с большого, и разжимаем, начиная с мизинца.

«Кулак-ребро-ладонь»

Последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на столе (выполнять правой рукой, затем левой, потом двумя руками).

«Симметричные рисунки»

Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки, например: два круга. Главное, чтобы во время  «рисования» ребёнок смотрел на свою руку.

«Горизонтальная восьмёрка»

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

«Ухо-нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Затем одновременно опустить руки и поменять их местами.

«Кулак-кольцо»

Пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются.

 Пальчиковые упражнения

в сочетании с самомассажем кисти и пальцев рук.

«Помоем руки под струёй воды»

Выполнять движения как при мытье рук.

«Согреем руки»

Движения как при растирании рук.

«Гуси щиплют траву»

Пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

«Надеваем перчатки»

Большим и указательным пальцем правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Пила»

Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем пиление по всей поверхности левой в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.

«Каток»

Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой, разминая её. То же для другой.

«Краб»

Левая рука лежит на столе ладонью вверх, пальцы расставлены. Согнуть указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипывать пальцы левой. То же с другой рукой.

«Спиральки»

Каждый палец левой руки поочерёдно, начиная с мизинца, кладётся на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке.

Театр в руке.

Рассказ «Кот Васька»

    Кот Васька увидел на дереве гнездо (делаем фигурку кота, дерева, гнезда). В гнезде жили птенцы (упражнение «птенцы в гнезде»). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево (кот, дерево). Но тут прилетела птичка-мама (птичка), которая стала защищать своих птенцов. Кот Васька (кот) испугался и убежал.

Артикуляционные упражнения

«Вкусное варенье»

Цель: активизация мышц языка.

Взрослый показывает картинку, изображающую девочку, которая ест варенье, и говорит: «Оно очень вкусное! У девочки испачкалась верхняя губа. Слижем языком оставшееся варенье с верхней губы». Показывая, как надо слизать варенье, взрослый делает движение широким языком по верхней губе вверх и вниз (а не из стороны в сторону), верхнюю губу не втягивает внутрь рта. Ребёнок повторяет упражнение, взрослый следит, чтобы ребёнок не помогал языку нижними зубами (работает только язык, а губы и нижняя челюсть неподвижны).

«Лошадка»

Цель: активизация кончика языка.

По сигналу взрослого «Поехали» ребёнок начинает цокать языком, по сигналу «Стоп» лошадка останавливается. Надо следить, чтобы ребёнок щёлкал кончиком языка за верхними зубами.

«Прятки»

Цель: активизация корня языка.

Ребёнок сидит лицом к взрослому, который предлагает ему поиграть в прятки. «Но прятаться будем не мы, а наши язычки. Посмотри, как спрячется мой язычок». Ребёнок должен сидеть спокойно, голову держать прямо. Взрослый следит, чтобы ребёнок не закрывал рот, когда отодвигает язык назад. Кончик языка при этом всё время находится внизу.

«Бублик»

Цель: активизация мышц губ.

Взрослый показывает картинку, на которой нарисован круглый бублик, и просит ребёнка сделать губы такими же круглыми, как бублик. Чтобы губы были круглые, взрослый шепотом говорит: о. Необходимо, чтобы ребёнок делал упражнение без напряжения. В движениях участвуют лишь губы; рот приоткрыт, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

«Орешек»

Рот закрыт. Нижняя челюсть неподвижна. Языком поочерёдно упираться в щёки.

«Качели»

Рот широко открыт. Язык поднимать к верхним зубам, затем опускать к нижним.

«Часики»

Рот приоткрыт, кончик языка касается попеременно уголков рта.

«Лопатка»

Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Улыбка – трубочка»

Растягивание разомкнутых губ, вытягивание губ вперёд.

«Расчёска»

«Причёсывать» верхними зубами нижнюю губу, как расчёской, и наоборот, «причёсывать» нижними зубами верхнюю губу.

«Дятел»

Отрывисто и твёрдо произносить звук «д-д-д», ударяя языком в нёбо.

«Насос»

Кончик языка прижать к нижним зубам, губы в положении «улыбка», произносить звук «с-с-с».

Упражнения для развития речевого дыхания.

«Фокус»

Сдуть ватку с кончика носа.

«Загоним мяч в ворота»

Сильно дунуть на ватный шарик, лежащий на столе. Ребёнок должен «забить гол» в ворота, построенные на столе из 2х кубиков.

«Заморозим подбородок»

Нижнюю губу втянуть под верхнюю, и подуть холодным воздухом на подбородок.

 

ЗАГАДКИ

В каждом городском дворе

Есть на радость детворе

Птичка. Ты её не бей!

Эта птичка - … (воробей).

Кто на дереве торчит,

Носом в дерево стучит?

Очень много сил затратил

Для такого стука … (дятел).

Молоко её полезно,

В огород она полезла,

И глядит во все глаза –

Длиннорогая … (коза).

                             

Кто с хвостом своим играет,

Остры когти убирает,

Отдыхает у окошка

И мурлычет нежно … (кошка).

Сладок он, друзья, на вкус,

А зовут его … (арбуз).

                             

Кран открой – пойдёт вода.

Как она пришла сюда?

В дом, сад, огород

Провели … (водопровод).

                                         

Хоть я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус,

Узнали вы? Я … (свёкла).

ЧИСТОГОВОРКИ

Ест киска суп из миски, сыта киска – пуста миска.

У осы и у лисы усы для красы.

У маленького Саньки новенькие санки.

Зажглась зелёная звезда – запустим звездолет туда!

От мороза вянут розы.

Вот весёлая затея – запускать на нитке змея.

Жук упал, летать не может, ждет он, кто ему поможет?

Не жалея ножек, бежит ёжик.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

У кошки ушки на макушке.

Наш Полкан попал в капкан.

Мама Милу мылом мыла. Мила мыло не любила.

На горке горько ревёт Егорка.

На горе Арарат растёт крупный виноград.

Рому разбудил удар грома.

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Овцы пьют воду у колодца.

У кольца нет конца.

Всюду Манечке почет, Маня блинчики печёт.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

Водичка// умой моё личико.

У рыжего котищи длиннющие усищи.

Наварила щука щей, угощала двух лещей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"

Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Речевое развитие ребёнка. Речевые игры.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое н...

Педагогический проект «Активизация речевой деятельности дошкольников через речевые игры»

В основу проекта положена идея развития личностного потенциала ребенка 4-7 лет, своевременное развитие речевой деятельности, которое является важнейшим условием для полноценного речевого и общего псих...