Тема: «Русские народные сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Цель:Создать условие для знакомства с величайшим богатством русской народной культуры –сказками.

Задачи:

1)Закреплять знания о жанровых особенностях русской сказки.

2)Закрепить представление детей об особенностях композиции сказок (зачин, кульминация, концовка).

3)Учить замечать и  использовать при пересказе выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова, образные выражения).

4)Учить выразительно передавать диалоги персонажей.

5)Развивать наблюдательность и умение подражать движениям зверей;

6) Работать над совершенствованием фразовой речи:

-строить  распространённые  предложения  в  соответствии  с  прав

илами управления и согласования;

-умение говорить чётко, ритмично,  договаривая окончания слов.

7)  Учить детей самостоятельно составлять анализ сказки на основе построения наглядной модели.

8) Учить детей создавать воображаемые образы и отбирать замест

ители для

обозначения персонажей сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям,

подбирать заместители по цвету, величине, характеру персонажей сказки.

9)  Учить  детей  строить  полные  и  выразительные  ответы  на  вопросы  по содержанию сказки .Используемые виды моделей:

–сериационный ряд (сказка «Колобок»);

-двигательное моделирование (сказка «Три медведя»);

-временно-пространственное моделирование (сказка «Заюшкина избушка»).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_skazki.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие №  11

Тема: «Русские народные сказки»

Цель:Создать условие для знакомства с величайшим богатством русской народной культуры –сказками.

Задачи:

1)Закреплять знания о жанровых особенностях русской сказки.

2)Закрепить представление детей об особенностях композиции сказок (зачин, кульминация, концовка).

3)Учить замечать и  использовать при пересказе выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова, образные выражения).

4)Учить выразительно передавать диалоги персонажей.

5)Развивать наблюдательность и умение подражать движениям зверей;

6) Работать над совершенствованием фразовой речи:

-строить  распространённые  предложения  в  соответствии  с  прав

илами управления и согласования;

-умение говорить чётко, ритмично,  договаривая окончания слов.

7)  Учить детей самостоятельно составлять анализ сказки на основе построения наглядной модели.

8) Учить детей создавать воображаемые образы и отбирать замест

ители для

обозначения персонажей сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям,

подбирать заместители по цвету, величине, характеру персонажей сказки.

9)  Учить  детей  строить  полные  и  выразительные  ответы  на  вопросы  по содержанию сказки .Используемые виды моделей:

–сериационный ряд (сказка «Колобок»);

-двигательное моделирование (сказка «Три медведя»);

-временно-пространственное моделирование (сказка «Заюшкина избушка»).

Материал и оборудование:

настольные театры, крупные иллюстрации к сказкам, маски,  костюмы  персонажей-животных,  игрушка  Колобок,  наглядные  модели  к

сказкам.

Приемы и методы:

Сюрпризный момент, беседа с детьми, показ иллюстраций,

игровые  приемы,  дидактическая  игра  «Охарактеризуй  героев»,  использование

наглядного моделирования при анализе сказок, драматизация.

Ход занятия:

Приветствие № 8

Артикуляционная гимнастика (по выбору детей)

Воспитатель:

Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Я знаю, что вы очень

любите сказки.

Хотели бы вы попастьв страну сказок? Для этого нужно произнести волшебное заклинание, повторяйте за мной:

Сказки правят волшебством,

Много в них чудесных снов,

Там волшебные тропинки,

Там есть присказки, былинки,

Сказка, сказка, отзовись, поскорее нам явись!!!

А  теперь  закройте  глаза,  повернитесь  направо,  хлопните  в  ладоши  три  раза,

топните ногами

три раза. Ну вот,мы и очутились в стране сказок.

Сказок много есть на свете, все их очень любят дети.

А чему нас учат сказки, отвечайте без подсказки.

(быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды).

Какие

виды сказок вы знаете?

(авторские сказки и народные сказки).

Чем они отличаются друг от друга?

(авторские сказки пишет писатель, а народные составляет народ).

Ребята, а на какие виды еще делятся сказки?

(сказки  о животных, волшебные сказки,бытовые сказки).

По какому признаку они различаются?

(в сказках о животных главными героями  являются животные, они приобретают человеческие черты; каждый герой наделен человеческим характером.В  волшебных  сказках  происходятчудесные  события,  волшебные  превращения, неожиданные перевоплощения.

Действие бытовой сказки разворачивается в повседневной жизни).

Ребята, еще нам нужно вспомнить,  на сколько частей делится

сказка, какие это части?

(начало –зачин сказки, середина –кульминация сказки, конец –концовка сказки).

(в зачине упоминаются некоторые герои сказки.

В кульминации разворачивается сюжет сказки, знакомство с главными героями.

В концовке мы узнаем чем сказка закончилась).

Какие вы помните зачины, концовки?

Ребята, но продолжать беседовать мы будем не по всем сказкам, а

толькопорусским народным.

Обратите  внимание  на  картинную  галерею,  посмотрите,  как  художники-иллюстраторы  изображаютв  своих  рисунках  сказочных  персонажей.

Каких  вы знаете детских художников?

Назовите мне знакомые вам русские народные сказки.

Какие животные часто встречаются в русских народных сказках?

(лиса, волк, заяц, медведь, мышка, петух, журавль).

Дид.игра

«Охарактеризуй героев»

Какая лиса в сказках?

(Хитрая, коварная, умная, бессердечная, ловкая, лживая, грубая, завистливая, льстивая, находчивая, ловкая, изворотливая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса).

А какой зайчик?

(Добрый, доверчивый, слабый, беззащитный, горемыка).

А петушок какой?

(смелый, храбрый, хороший, красивый).

А волк какой?

(злой, сильный, коварный, бессердечный,

глупый).

А медведь?

(неуклюжий, ленивый, нерасторопный, сильный).

 

Ребята, в нашей стране сказок мне сегодня повстречался, а кто,

вы сейчас угадаете:

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился...(колобок)

Правильно, ребята, это колобок.

Он приглашает нас в кружок.

Физкультминутка

Жил да был Колобок.

На печи он спать не мог,

И на месте не сидел

У него ведь много дел:

Прыгать с зайкой по дорожкам,

Уносить от волка ножки,

С мишкой по лесу бродить,

В чаще средь ветвей кружить,

То тропинка узкая,

То тропа широкая,

Колобок за мишкою

Ножка в ножку топает.

С боку на бок покачаться,

За день надо все успеть

И лису не проглядеть.

Ребята, но с Колобком случилось несчастье. Дело в том, что он

катился-катился по тропинке и выкатился из своей сказки. Поможем

емупопасть обратнов свою сказку?

Молодцы, ребята!

Тогда можно смело отправляться в путешествие.

Вот  мы  и  прибыли  в  первую  сказку.

Давайте  послушаем  героев  этой  сказки  и

попробуем ее отгадать.

Возле леса, на опушке, строю я себе избушку

Да избушку не простую, а избушку ледяную.

Есть окошко, есть и печка, есть узорное крылечко,

Из трубы идет дымок... Славный вышел теремок!

Все разумно, все толково и почти уже готово!

Вот и я, Лиса-подружка, строю здесь себе избушку.

Да избушку не простую, а избушку ледяную.

На крыльце сверкает лед. Пусть завидует народ!

Все на солнышке искрится, я –Лисичка-мастерица!

 

Кто догадался, какая это сказка?

(«Заюшкина избушка»).

О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки?

(Выкладывается модель сказки).

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

-сказка о животных.

Главные герои сказки –лиса и заяц.

Это сказка о том, как лиса обманула зайца, поселилась в его

избушке, а зайчика выгнала. Зайцу пытались помочь животные: собаки, медведь, бык, но не смогли. Самым храбрым оказался Петушок, он помог выгнать лису. В сказке имеются 4 повтора, зачин сказки «Жили

–были лиса и заяц», концовка «Стали они жить поживать, да добра наживать»).

Кто запомнил разговор зайчика с петушком и может повторить его?

Дети разыгрывают драматизацию диалога Зайца, Петуха и Лисы.

 

Молодцы, ребята! Отправляемся в следующую сказку, слушайте

загадку:

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки?

(«Три медведя»).

О чем говорится в этой сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки?

(Выкладывается модель сказки).

Русская народная сказка –«Три медведя»

-сказка о животных. Главныйгеройсказки –девочка Машенька. Это сказка о том, как Машенька заблудилась в лесу и набрела на избушку,  в  которой  жили  три  медведя.

В  избушке  девочка сначала  оказалась  в столовой, затем в спальне. Она пыталась найти для себя удобное место за столом и удобную кровать, на которой заснула. Когда медведи пришли домой, то обнаружили беспорядок и спящую девочку. Девочка проснулась и убежала.

Кто запомнил разговор

трех медведей и может повторить его?

Дети разыгрывают драматизацию диалога трёх медведей.

Отправляемся дальше в путешествие, ну вот мы и прибыли в последнюю сказку.

Угадайте, какая это сказка?

Кто румян был и горяч?

Кто катился, словно мяч?

Кто был круглым, как клубок?

Кто же это?

–(колобок)

Что вы можете сказать об этой сказке?

((Русская народная сказка

–«Колобок»

-сказка о животных. Главные герои сказки

–колобок и лисица. Это сказка о том, как баба по просьбе деда испекла колобка и «положила на окошко студиться».А колобок спрыгнул с окошка и покатился по дорожке. Пока он катился, ему повстречались разные звери (медведь, заяц, волк). Все звери хотели съесть колобка, но он пел им песенку и звери его отпускали. Самой хитрой оказалась лиса, она обманула колобка и съела его. В сказке имеются 4 повтора, зачин сказки «Жили-были старик со старухой», заканчивается сказка словами «А лиса

его –ам! –и съела».

Дети разыгрывают драматизацию диалога лисы и колобка.

 

Помогли мы  Колобку  попасть  в  свою  сказку?  Ребята,  не огорчайтесь, что лиса съела колобка, бабушка нового колобка и спечет и сказка

повторится!  Вам понравилось путешествовать по сказкам? В каких сказках мы сегодня побывали? Какие это сказки?

(добрые, хорошие,поучительные).

В благодарность Колобок оставил вам гостинцы.

В мире много сказок волшебных,

И прожить на свете нам нельзя без них,

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро на веки побеждает зло!!!

Вот и нашему путешествию конец

–кто нас слушал молодец.

Предлогаю сейчас поиграть в игру «Салки догонялки»

Ребята куда мы сегодня с вами совершили путешествие?

Что бы было трудно?

Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности.Область "Коммуникация"Тема: "Русская народная сказка "Хаврошечка".

Ознакомление детей с русской народной сказкой "Хаврошечка" с использованием элементов сказкотерапии....

НОД по развитию речи Тема: «Составление описаний персонажей сказки « Теремок». Лексическая тема: « Русские народные сказки»

Данная НОД разработана для детей средней группы проведена в рамках работы по проекту "Путешествие по сказкам". Разработка предполагает использование нового информационного оборудования (интерактивная ...

Музыкально - оркестровая сказка, на тему русской народной сказки "Пых". Моя разработка.

Музыкально – оркестровая сказка «Пых».Для детей средних групп.Ведущий (Музыкальный руководитель).Эту сказку ты прочтёшьТихо, тихо, тихо…Жили – были серый ёжИ его ежиха.Серый ёж был очень тих,И е...

КОЗА ДЕРЕЗА (СКАЗКА В СТИХАХ — ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ТЕМУ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «КОЗА-ДЕРЕЗА»).

Коза Дереза(СКАЗКА В СТИХАХ — ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ТЕМУ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «КОЗА-ДЕРЕЗА»)....

КОЗА ДЕРЕЗА (СКАЗКА В СТИХАХ — ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ТЕМУ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «КОЗА-ДЕРЕЗА»).

КОЗА ДЕРЕЗА (СКАЗКА В СТИХАХ — ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ТЕМУ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «КОЗА-ДЕРЕЗА»)....

занятие по развитию речи в младшей группе на тему «Русская народная сказка «Заюшкина избушка». Пересказ с помощью теневой сказки.

Цель: развивать внимание, формировать у детей желание рассказывать вместе с воспитателей, побуждать детей договаривать и повторять вслед за воспитателем отдельных слов и фраз; Помочь детям усвоит...