«Развитие речи детей через упражнение в правильном использовании грамматических форм в разных видах деятельности»
опыты и эксперименты по развитию речи (старшая группа)

Ольга Викторовна Дегтяренко

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie-rechi-detey-cherez-uprazhnenie.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы

на тему:

«Развитие речи детей через упражнение

в правильном использовании грамматических

форм в разных видах деятельности»

                                         

  Составила: Дегтяренко О. В., воспитатель

2022 г

При формировании грамматически правильной речи ребенка следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы; синтаксис словосочетания и предложения.

Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе речевой практики.

Работу по развитию грамматического строя речи мы проводим в форме:

  1. специальных занятий по развитию речи;
  2. в режимные моменты;
  • утренний прием детей и вечернее время;
  • утренний и вечерний туалет;
  • прием пищи;
  • индивидуальная и подгрупповая работа;
  • при рассматривании игрушек, предметов, картинок;
  • во время прогулок;
  • в игровой деятельности;
  • при ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года);
  • в процессе труда (хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, труд в природе);
  • во время неречевых занятий: по формированию элементарных математических представлений; рисованию, лепке, конструированию, физкультуре, музыкальных;
  •  во время чтения и обсуждения произведений художественной литературы;
  • в книжном уголке;
  • во время праздников и развлечений;
  1. в самостоятельной игре;
  2. в работе с родителями.

На занятиях по развитию речи используем упражнения и дидактические игры на использование правильных грамматических форм. Они составляют лишь часть занятия и упражняют детей только в нужной грамматической форме. Например, на занятии по теме: «Посуда», мы включили игру «Один - много» на упражнение существительных множественного числа (чашка – чашки, ложка –ложки).

В утренний прием детей и вечером мы проводим дидактические игры и упражнения с использованием игрушек и картинок. Например, упражнение «Кто с кем?» (кошка с котятами, собака со щенятами, коза с козлятами), упражнение «Кто к кому?» (котята к кошке, щенята к собаке), упражнение «Кто от кого?» (от кошки котята, от собаки щенята). Все эти игры учат соотносить названия животных и их детенышей. Упражнения и дидактические игры используем как предварительную работу к занятию. Их тематику подбираем согласно теме занятия. Например, перед занятием на тему: «Петушок и его семья» провели Д/и «Большой, поменьше, маленький» (петушок (какой?) – большой, курица – поменьше, а цыпленок – маленький), упражнение «Назови ласково.» (петушок, курочка, цыпленочек).

При утреннем и вечернем туалете используем художественное слово (потешки, стихи). Например, в стихотворении:

«Кран, откройся!

  Нос, умойся!

  Глаз, купайся!

  Грязь, смывайся!»

упражняем детей в образовании глаголов повелительного наклонения. В потешке «Водичка, водичка умой мое личико…» упражняем в образовании ласкательных форм существительных (глазоньки, личико, роток, зубок).

При приеме пищи, а также в дидактических играх и упражнениях обращаем внимание детей на несклоняемые имена существительных (какао, кофе, пюре…).

В индивидуальной и подгрупповой работе используем персонаж. Например, кукла Лена приносит картинки с изображением фруктов и овощей или предметы. Она хочет поиграть в игру «Чего не стало?» (яблок, груш, бананов, апельсинов, лимонов…), в игру «Что появилось?» (огурцы, помидоры…). Аналогично обыгрываем картинки и предметы из серии «цветы», «посуда», «одежда», «животные», «игрушки». В этих играх мы учим детей образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. Индивидуальную и подгрупповую работу проводим в утренний прием детей, во второй половине дня, во время прогулок, в свободную деятельность детей.

При рассматривании игрушек и предметов, предметных и сюжетных картинок. Например, при рассматривании игрушек, предметов и предметных картинок активизируем в речи прилагательные. Учим детей согласовывать окончания прилагательных с существительным. Кукла (какая?) – большая, красивая, нарядная, радостная. Мяч (какой?) – круглый, красный, резиновый. Яблоко (какое?) – зеленое, круглое, гладкое, сочное, ароматное. При рассматривании сюжетных картинок упражняем детей в употреблении глаголов. Например, игра «Что делает?» (Самолет летит. Мишка спит. Матрешка танцует. Мальчик рисует.); Игра «Дай задание» на употребление глаголов повелительного наклонения (Самолет лети. Мишка спи. Матрешка танцуй. Мальчик рисуй.). Учим детей составлять по сюжетным картинкам предложения из 3-4 слов.

Во время прогулок с детьми наблюдаем за объектами живой природы (деревья, цветы, животные, птицы…) и неживой природы (ветер, облака, снег, дождь…), за явлениями общественной жизни (работа дворника, проезжающий мимо детского сада транспорт…). При наблюдениях мы беседуем с детьми, даем новые знания и включаем словесные упражнения на развитие грамматического строя речи. Например, упражнение «Какие это вещи» на согласование прилагательных с существительными в роде и числе (это теплая одежда: теплая шапка, теплый шарф, теплое пальто, теплые варежки; это зеленые предметы: зеленый лист, зеленая трава, зеленое яблоко, зеленые носки). Д/и «Короче - длиннее» (палочка короче, длиннее). Упражнение «Кто где?» на употребление предлогов (Саща идет к дереву. Саша стоит около дерева. Саша отошел от дерева. Лена играет в песочнице. Миша едет с горки. Вова спрятался за дерево. Лера сидит под горкой.).

На неречевых занятиях со строительным материалом, по изобразительной деятельности, по математике, по физической культуре, музыкальных дети встречаются с множеством различных предметов, материалов. Мы обучаем их выполнять элементы разнообразных видов деятельности (рисовать, лепить, слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, возводить элементарные постройки…). Для этого мы даем детям знания, умения, учим их техническим приемам. В результате обогащаем словарь детей и упражняем их в усвоении грамматических форм. Например, на занятиях по физической культуре упражняем детей в употреблении глаголов разных времен и наклонений (будет спрыгивать, спрыгнет, спрыгну, перепрыгну).

В книжном уголке рассматриваем с детьми книги и включаем словесные упражнения. Например, игра «Что (кого) нарисовал художник?» на упражнение существительных в винительном падеже (чашку, слона, петуха, машину). Упражнение «Это чье?» на определение рода существительного, употребление местоимений «мой», «моя», «мое», «мои». Например, чей бант – мой бант, чья собака – моя собака, чье ведро – мое ведро, чьи бусы – мои бусы. Учим детей составлять предложения из 3-4 слов.

Во время чтения и обсуждения произведений художественной литературы даем литературный образ и образец своей речи.

Во время праздников и развлечений тактично исправляем грамматические ошибки детей своим примером.

В процессе самостоятельной деятельности детей при употреблении ими неправильных грамматических форм даем правильный образец своей речи или образец другого ребенка. Например, послушай, как нужно правильно говорить это слово – «матрешек». Или послушай, как Коля говорит это слово – «карандашей». Можем здесь же провести индивидуально с ребенком упражнение или игру на данную ошибку.

         Проводим работу с родителями на развитие грамматического строя речи детей. На родительском собрании познакомили родителей с годовыми задачами ДОУ, дали консультацию на тему: «Что мы будем изучать в этом учебном году». Подготовили рекомендации и игровой материал на стенде на тему: «Грамматический строй речи ребенка третьего года жизни». Проводим беседы и мастер – класс с подгруппой родителей на тему: «Как играть с ребенком дома?».

Таким образом, упражняем детей в правильном использовании грамматических форм в разных видах деятельности в течение всего дня.