Развитие речи детей через упражнения с мячами.
материал по физкультуре

Валеева Лиана Ришатовна

Развитие речи детей через упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal_032024.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей через упражнения с мячами.

     В нашем дошкольном учреждении уделяется большое внимание постоянным и систематическим действиям с мячом, ведь именно они помогают развивать речь дошкольников.  Это даёт возможность активизировать не только мелкую, но и общую моторику детей. Работа в этом направлении показала, что у дошкольников наблюдается некоординированность, скованность, а так же многочисленные ошибки как при бросании, так и при ловле мяча. Ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него усиливается согласованность деятельности лобных и височных отделов мозга. При разгибе и сгибе пальцев правой руки в левом полушарии мозга ребёнка возникают согласованные электрические колебания именно в лобных и височных зонах, то есть двигательно – речевом отделе мозга.

Дети действуют в медленном темпе, что приводит к потере мяча, затрудняются в ведении мяча в определённом ритме.

 Поэтому очень важно обращать внимание на ошибки при выполнении упражнений с мячом. Дети ловят мяч, прижимая его к телу, поэтому необходимо обратить внимание на то, чтобы ребёнок стоял, слегка расставив ноги, и ловил мяч кистями рук, не включая в это движение туловище. При подбрасывании дошкольники не придают полёту мяча вертикальное положение, а подбрасывают его часто за голову или вперёд. Поэтому очень важно на первоначальном этапе обучения исправлять имеющиеся ошибки у ребёнка. Таким образом, в процессе двигательной деятельности упражнения постепенно усложняются как по форме, так и по содержанию. Только при исправлении ошибок можно обеспечить формирование правильного навыка владения мячом. В результате специальных приёмов обучения количество ошибок уменьшается.

     Среди многих форм работы по физическому воспитанию сами дети отдают предпочтение подвижным играм. И наши воспитанники не исключение. Играя, дети не устают выполнять упражнения, доводя его до автоматизма, тем самым развивая мелкую моторику рук. «Спортсмены – баскетболисты» (отбивание мяча с продвижением вперёд и забрасыванием в баскетбольную корзину). «Жонглёры» (перебрасывание мяча  друг другу с отскоком от пола). «Кто больше подбросит» (подбрасывание мяча с дополнительным заданием). «Вышибалы», «Перестрелка», «Ловишка с мячом» и многие другие. В играх реализуются следующие образовательные области: безопасность – формирование навыков безопасного поведения в спортивном зале при играх с мячом; музыка – часть игр проводятся под музыкальное сопровождение; труд – дети убирают физкультурный инвентарь и оборудование после игры.

  • доступность – по структуре движений, физиологической нагрузке, по достижению координации движений, взаимосвязи основных элементов по способности управления работой мышечных групп;
  • индивидуально – дифференцированный подход в выборе заданий осуществляется с учётом результатов обследования;
  • гуманизация – обеспечение интересов ребёнка на выбор мяча и способа действия (20% времени двигательной деятельности в группах ТНР выделяется на самостоятельную двигательную деятельность);
  • сознательности и активности – создании двигательных зон «Школы мяча» в сочетании с вербальными приёмами.

   

Этапы развития двигательной сенсорики (перебрасывания мяча друг другу).

  1. Дети многократно перебрасывают мяч друг другу любым способом, без изменения положения в пространстве. Здесь большое внимание уделяется двигательной памяти детей, это помогает ребёнку запомнить движение и выполнить его автоматически. Эффективным является приём словесного указания: «Запомни, как выполнил и сделай так же».
  2. Изменение временных характеристик выполнения движения.  На втором этапе развивается чувство скорости, т.е. изменение времени выполнения движения. Детям предлагают перебрасывать мяч быстро.
  3. Выполнение упражнения с дополнительным заданием. Например: подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши, а затем перебросить сверстнику. На этом этапе у детей обостряются мышечные чувства и усложняется анализ движения.
  4. Выполнение движения с закрытыми глазами. Перед перебрасыванием нужно закрыть глаза, открыть и перебросить.
  5. Изменение пространственных условий. Дети сами выбирают расстояние, при котором удобно перебросить мяч или перебрасывают его в движении.
  6. Этап развития двигательного творчества. Он заключается в конструировании, создании новых движений, при максимальном использовании ребёнком своих знаний, опыта и на основе освоенных движений.

Таким образом, поэтапное развитие двигательной сенсорики способствует развитию речи дошкольников в непосредственно – образовательной деятельности по физической культуре.

Результаты работы позволяют сделать выводы:

  1. Целенаправленное обучение детей действиям с мячом укрепляет не только мелкую моторику и помогает в развитие речи воспитанников, но и улучшает показатели физической подготовленности (увеличение двигательной активности детей, улучшение показателей физических качеств: гибкости, ловкости).
  2. Упражнения с мячами разного размера последовательно прорабатывают кинетическую связь верхних конечностей от плеча к кисти.
  3. Широкое использование действий с мячом на прогулках усиливает эффективность воспитательного процесса по физической культуру.
  4. Приобретённый опыт позволяет детям самостоятельно объединяться в игре со сверстниками и снять организованность педагогического процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей через упражнение в правильном использовании грамматических форм в разных видах деятельности

При формировании грамматически правильной речи ребенка следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы; синтаксис...

Развитие речи детей через развитие мелкой моторики

“Рука — это вышедший наружу мозг человека” (И.Кант)...

Развитие речи детей через развитие мелкой моторики

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики с разнообразными материалами и предметами....

Выступление из опыта работы на тему: «Развитие речи детей через упражнение в правильном использовании грамматических форм в разных видах деятельности»

Выступление из опыта работына тему:«Развитие речи детей через упражнениев правильном использовании грамматических форм в разных видах деятельности»...

Статья о развитии речи детей в играх с мячами и шариками.

Самая доступная игрушка в жизни детей - мяч. Известно огромное количество подвижных игр с этим предметом. И сам мяч, и подвижные игры с ним можно активно использовать в самых разных направлениях разви...

Презентация по развитию речи на тему "Развитие речи детей ,через театрализованную деятельность"

Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач – развитие речи, поэтому в группе создали «Центр речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллю...

Консультация для родителей. Развитие речи детей через игры детей с мячом.

Игры с мячом, как и все игры и упражнения на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова....