Статья о развитии речи детей в играх с мячами и шариками.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Баранова Ольга Владиславовна

Самая доступная игрушка в жизни детей - мяч. Известно огромное количество подвижных игр с этим предметом. И сам мяч, и подвижные игры с ним можно активно использовать в самых разных направлениях развития речи. Это не только создаст благоприятный эмоциональный фон для усвоения любого материала, но и может являться самостоятельным коррекционным приемом в решении той или иной поставленной коррекционной задаче.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myachiki_i_shariki.docx159.52 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи в играх с мячиками и шариками.

Несомненно игры с мячом приносят большое удовольствие любому ребенку: его можно бросать, толкать, катать, ловить. И конечно, игры с мячом развивают двигательную активность малыша, ловкость, координацию движений, быстроту реакции, способность переключаться.

Но только ли навыки физической активности можно развивать с помощью мяча?

Есть много приемов, где можно использовать мячи для развития речи ребенка и на занятиях, и в домашних условиях. Мячи и мячики бывают самые разнообразные: резиновые, пластмассовые, мягкие, надувные. Кроме того, бывают еще мячики массажные и из литой резины. Часто можно найти и шарики пластмассовые, пенопластовые.

Когда родители беспокоятся о развитии речи, то в первую очередь предполагают четкое звукопроизношение, достаточный словарный запас, грамматически правильное оформление речи. Но для развития этих составляющих необходимо развивать так же слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику рук. Всё это можно делать с использованием мячей, мячиков и шариков.

Если ребенок занимается уже с логопедом, то, возможно, упражнения будет предлагать специалист. Если малыш не нуждается в помощи логопеда, то заинтересованные родители могут в игровой форме развивать речь ребенка самостоятельно. Обычно взрослые помнят много игр из собственного детства, которыми они могут поделиться со своим малышом. Но игры можно придумывать и самостоятельно. Важно понимать, что при этом действия с мячом должны быть с речевым сопровождением.

Как же можно организовать игры по разным направлениям?

Четкость произношения звуков формируется при правильном многократном повторении слов и фраз с заданным звуком при условии, что ребенок умеет произносить нужный звук правильно, но не всегда помнит об этом.

Достаточно бросать ребенку мячик и называть слово с нужным звуком, а малыш будет «возвращать» вам это слово вместе с мячиком. Можно поставить задачу возвращать «двойное слово» (повторенное дважды). Позже можно посылать с мячом два (или даже три!) разных слова с заданным звуком (СОК, СОСНА, КОСА) и слушать, как ребенок повторяет эти слова в ответ.

Так же можно поиграть в игру «Добавь словечко»: взрослый называет предложение, а ребенок добавляет подходящее по смыслу слово, чтобы закончить предложение: Высоко в небе летит… САМОЛЁТ.

Увеличивать словарный запас помогут

  • игры на называние слов на заданную тему (фрукты, деревья, транспорт) с перебрасыванием мяча или перекатыванием, передачей его по кругу, если играет несколько человек.
  • Загадывание загадок-описаний: круглое, румяное, сочное, растёт на дереве.
  • Игра «Съедобное – несъедобное».
  • Игра с отбиванием мяча: «Я знаю 5 девочек…», когда с каждым ударом нужно назвать 5 женских имен, далее по 5 слов на разные темы, пока мяч не укатится. Выигрывает тот, кто дольше продержит мяч и назовет больше слов.
  • Игра «Скажи наоборот»: называние антонимов (большой – маленький, быстрый – медленный, высокий – низкий, …).

Так же можно организовывать игры «Кто где живет?» (с называнием, жилища животного), «Кто чем питается?», Времена года», «Дни недели» и тому подобное.

Грамматический строй речи будет развиваться, если предложить ребенку игры:

  • «Большой – маленький» (употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме):

дом – домик

кукла – куколка

одеяло – одеяльце

и т.п.

Или так: у кота – голова, а у котенка - … головка, у кота – хвост, а у котёнка - … хвостик.

  • «Назови детенышей»: у кошки – котенок (котята), у лисы – лисенок (лисята), у белки - …, у лося - …).

  • «Два и пять» (согласование существительных с числительными 2 и 5 – контроль за окончаниями слов):

2 мяча – 5 мячей

2 кота – 5 котов

2 рыбы – 5 рыб

и т.п.

  • «Из чего какой»: мяч из резины – резиновый, стол из дерева - …, машинка из пластмассы - ….
  • «Чей хвост, чья лапа?»:

лапа медведя, значит лапа чья? (медвежья);

                 хвост зайца, значит хвост чей? (заячий);

  • «Чего у Вани нет в кармане?»:

конфета – нет конфеты у Вани в кармане;

пуговица – нет пуговицы у Вани в кармане;

….

Очень интересные игры можно придумать на зрительное внимание.  

Можно взять  картонную трубку (сделать самостоятельно или использовать основу от бумажных полотенец) и несколько цветных шариков или каучуковых мячиков разного цвета. Опускать их в трубку, затем называть по памяти, в каком порядке шарики будут появляться из трубки.

На крышку от коробки насыпать манную крупу и положить 4-6 фигурок или мелких предметов в любом порядке. Катить шарик (мелкий мячик) от фигурки к фигурке. Затем накрыть коробку листом бумаги и назвать по памяти, какие предметы встречались мячику на пути. Какие предметы мячик пропустил?

А как хороши мячи для развития общей и мелкой моторики!

Это

-    перебрасывание мяча друг-другу

  • подбрасывание и ловля мяча
  • отбивание мяча от земли
  • прыжки через мяч
  • ловля мяча с хлопками.

Для развития мелкой моторики хороши и массажные мячики, крупные и мелкие. С ними можно осуществлять

  • катание массажного мячика по манке между разложенными предметами
  • катание массажного мячика в ладонях, по пальчикам и вдоль руки.
  • надевание разноцветных резинок на мелкие шарики или те же шарики : получатся «Радужные шары».

Все представленные примеры игр с мячом могут быть модифицированы. Придумать игру несложно, главное, чтобы было желание. Играйте с малышом и развивайте его речь и те навыки, которые способствуют ее развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по развитию речи детей среднего возраста

Образовательные технологии в развитии речи детей среднего возраста...

Статья "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА) "

в статье рассмотрены теоретические аспекты изучения двуязычия, анализируются его типовые различия и проблемы. Приводятся наиболее распространенные речевые трудности детей-билингвов на примере Республи...

Статья: «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста»

quot;Если ребенок молчит, покожите ему картинку, и он заговорит." Ушинский К. Б....

Конспект занятия по развитию речи детей ясельной группы «Домик для щенка Шарика".

Дети младшего дошкольного возраста очень активны и отзывчивы. Им интересна конечная цель - помочь нашему герою. НОД "Домик для щенка Шарика" развивает речь ребёнка, обогащает словарный запас...

Консультация для родителей. Развитие речи детей через игры детей с мячом.

Игры с мячом, как и все игры и упражнения на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова....

Статья о развитии речи детей раннего возраста

laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»В.А. Сухомлинский....