Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ершова Анастасия Валерьевна

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Русские народные сказки»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект ООД по развитию речи 28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 7 «Березка» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи

в подготовительной к школе группе

«Русские народные сказки»

Продолжительность: 30 минут

Подготовила и провела:  

Ершова Анастасия Валерьевна,

воспитатель группы

№ 7 «Русские узоры»


г. Новочебоксарск 2020

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе

«Русские народные сказки»

Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

Образовательные: 

- развивать умение узнавать сказку по иллюстрациям, эпизодам, загадкам;

- закрепить навыки пересказа сказок;

- расширить словарный запас;

- закрепить названия народных сказок.

Развивающие: 

- развивать речевую и познавательную активность детей, умения сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;

- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные: 

- воспитывать интерес к народным сказкам;

- формировать навык сотрудничества и доброжелательности.

Словарная работа:

- активный словарь – мимика, русские народные сказки.

- пассивный словарь – устное народное творчество, обработка, эпизод.

Оборудование:

- ноутбук, проектор, экран, беспроводная мышь.

Материалы: 

- демонстрационный – иллюстрации эпизодов к русской народной сказке «Гуси-лебеди», презентация «Русские народные сказки».

- раздаточный – раскраски «Герои русских народных сказок».

Методы и приемы работы с детьми:

  1. Организационный момент.
  2. Мимическая игра.
  3. Беседа
  4. Сюрпризный момент.
  5. Загадки
  6. Физкультминутка «Леший»
  7. Игра «Какая сказка зашифрована?»
  8. Игра «Назови сказку по иллюстрации».
  9. Гимнастика для глаз «Теремок»
  10. Игра «Угадай сказку по фразе».
  11. Игра «Найди ошибку» - сказка «Катя и три волка».
  12. Рефлексия.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию; рассматривание иллюстраций к сказкам; игры-драматизации по сказкам; разгадывание загадок; просмотр презентаций по теме «Русские народные сказки».

Краткий ход организованной образовательной деятельности:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся и подарим свои улыбки, а также не забудем подарить улыбки друг другу.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста какое у вас сегодня настроение? (ответы детей) У меня сегодня радостное настроение, и я хочу этим настроением поделиться с вами. Поэтому предлагаю вам поиграть в одну мимическую игру «Покажи настроение». Но для начала вы мне скажите, что такое мимика? (Ответы детей). Мимика – движение лица, которое показывает эмоциональное состояние человека. Теперь предлагаю начать игру.

  1. Мимическая игра «Покажи настроение».

Воспитатель: Покажите, пожалуйста: грустное, удивленное, сердитое, веселое, тревожное, бодрое, тоскливое, спокойное, радостное выражение лица. Вот, именно это настроение, мне хотелось вам сегодня передать и пусть оно сохранится с нами на протяжении всего дня. Присаживайтесь, пожалуйста. (дети присаживаются на стулья).

  1. Беседа.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? А почему вы их любите? Чему учат нас сказки? (Ответы детей). В сказках много мудрости, они учат нас быть сильными, добрыми, великодушными, помогать тем, кто оказался в беде. Они учат нас не щадя сил бороться за правое дело и побеждать.

Воспитатель: Скажите, какие бывают сказки? (авторские – литературные и народные). Ребята, а какие сказки мы называем народными? (Ответы детей, те сказки, которые придумал народ.) 

Верно, у народных сказок нет автора, это сказки, которые появились очень давно, и их не читали, а рассказывали детям, часто добавляя в них что-то новое. И одна и та же сказка могла стать то длинной, то короткой. Сказки передавались от одного поколения к другому, поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

Сейчас мы с вами читаем сказки уже в обработке. Обработчики делают старинную сказку более понятной для современных детей.

Воспитатель: Мы знаем, что в сказках много чудес, а каких, например, сможете мне назвать?

Ответы детей: (Звери, птицы, рыбы, ведут себя как люди, умеют говорить; в сказках бывают волшебные превращения; в сказках происходят нечто такое, чего не бывает в реальной жизни).

Воспитатель: Верно, в сказках бывает много чудес и необычных превращений. Исходя из этого, кто скажет какими бывают сказки по содержанию? (ответы детей)

- Волшебные - в волшебных сказках присутствуют вымышленные персонажи, фантастические существа;

- о животных - в таких сказках главными героями являются дикие или домашние животные, при этом они наделены определенными человеческими качествами;

- бытовые – в бытовых сказках описывается обыденная жизнь, но действующие герои наделены определенными, никогда не меняющимися чертами. Например: солдат – всегда храбрый и смелый, он обязательно найдет способ проучить трусливого и жадного человека.

  1. Сюрпризный момент.

Послушав вас немного, я поняла, что вы многое знаете о сказках, какие они бывают и чему учат и думаю, что вы сможете мне помочь! Дело в том, что сегодня мне на телефон пришло голосовое сообщение с незнакомого номера. Предлагаю его прослушать!

«Сказки в опасности! Какой-то неизвестный вирус решил испортить, перемешать и даже вовсе удалить все русские народные сказки, чтобы никто больше не мог их найти, прочитать и уж тем более напечатать их на страницах книг. На вашу почту выслана страница, которую пытается захватить вирус. Помогите сказкам, не дайте им исчезнуть!»

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем сказкам? (ответы детей). Для этого нам нужно будет постараться, согласны? Я думаю, вы с этой задачей справитесь. Нужно все сказки в порядок привезти и помешать вирусу портить их текст и содержание. Давайте откроем страничку, которую прислали нам на почту и спасем сказки!

Воспитатель: Посмотрите, как много вирусов на странице русских народных сказок! Вирусы хотят с нами сразиться, чтобы их одолеть, нам нужно правильно выполнять задания и отвечать на вопросы!

  1. Загадки. Чтобы силу нашу показать, загадки нужно разгадать! Чем больше отгадаете сказок, тем меньше сил будет становится у вируса. Это и будет вашим первым заданием. Слушайте внимательно!

Он весь день лежал на печке

И работать не любил.

Рыбу вытащив из речки,

Все печали позабыл.   

(Емеля)

Выросла она на грядке

Очень крепкой, круглой, сладкой.

Нелегко её сорвать —

Мышь на помощь надо звать. (Репка)

В глухом лесу, в своей избушке,

Совсем одна живёт старушка.

Метлой она не пол метёт,

Метла - старушкин самолёт.

(Баба – яга)

Он бессмертный да худющий,

И всегда ужасно злющий.

В сказках - главный он злодей, Царство есть, но нет друзей. (Кощей)

От подружек всех отстала,

У медведей побывала.

Поспала, наелась каши...

Как зовут девчушку? ...

(Маша)

У него ни рук, ни ног,

Но пустился наутёк.

Громко песни распевал,

Прямо в рот к Лисе попал. 

(Колобок)

Воспитатель: Молодцы! С этим заданием вы хорошо справились! Посмотрите вирус испугался наших знаний, кажется ему совсем не по себе! Смотрите, и на страничке начали пропадать вирусы.

  1. Физкультминутка «Леший».

Воспитатель: Чтобы отправиться дальше с новыми силами, нам нужно немного размяться, вставайте и повторяйте движения за мной. 

По тропинке Леший шёл, (Ходьба на месте)

На полянке гриб нашёл. (Наклон)

Раз грибок, два грибок,

Вот и полный кузовок. (Приседания.)

Леший охает - устал

От того, что приседал.

Леший сладко потянулся, (Потягивания - руки вверх,

А потом вперёд нагнулся

До земли он дотянулся (Наклоны вперёд)

Повернулся влево вправо (Повороты вправо-влево)

Вот и славно! (Показывают «класс»)

Леший выполнил разминку

И уселся на тропинку. (Дети садятся)

Воспитатель: Присаживайтесь на свои места.

  1. Игра «Какая сказка зашифрована?»

Воспитатель: Перед нами следующее задание. Посмотрите, в конверте лежат иллюстрации к одной интересной русской народной сказке. Только не понятно, что это за сказка, всё перемешалось.

Внимательно посмотрите на иллюстрации, из какой сказки они могут быть? (ответы детей). Но как же быть, в таком бардаке сказку не узнать, нужно восстановить порядок, расположите иллюстрации так, чтобы сказка обрела свой прежний вид.  Чтобы ничего не упустить, нужно вспомнить эпизоды сказки. Эпизод – это отрывок текста из сюжета сказки, который описывает некий целостный момент действия, составляющего содержание.

Разложите эпизоды в правильной последовательности. (Дети раскладывают). Что было сначала, а что было потом. Молодцы, давайте проверим правильно ли вы справились с заданием, обратите внимание на экран. (Проверяется правильность выполненного задания и параллельно происходит пересказ текста)

Хорошо, давайте посмотрим на страничку с вирусами, стало ли их меньше, правильно ли мы выполнили задание? Действительно, вирусов все меньше и меньше! Предлагаю продолжить.

  1. Игра «Назови сказку по иллюстрации».

Воспитатель: Посмотрите какие красочные иллюстрации. Посмотрев на иллюстрации назовите сказку и их героев. (Иллюстрации на экране).

Молодцы, ну что взглянем еще раз на страницу? Хорошо, их осталось совсем немного.

  1. Игра «Угадай сказку по фразе».

Воспитатель: А вот и еще одна проблема! Сказки потеряли свои названия, нужно срочно их соединить. Сейчас я буду называть фразу из сказки, а вы мне скажете из какой сказки эта фраза. Но только не забудьте, сказки у нас русские народные. Готовы? Слушайте внимательно!

  •  «Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили…» (Алёнушку) - Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», в обр. А. Н. Толстого.
  •  «Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай — рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу - звери рыскучие…» - Русская народная сказка «Царевна – лягушка», в обр. М. Булатова.
  • «Сани сами и поехали в ворота, да так быстро - на лошади не догнать. А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит: "Держи его! Лови его!" А он, знай, сани погоняет» - Русская народная сказка «По щучьему веленью», в обр. А.Н. Толстого.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Как хорошо знаете сказки! Посмотрите, вирусов осталось совсем немного. Предлагаю двигаться дальше! Но не забудем и про гимнастику для глаз.

  1.  Гимнастика для глаз «Теремок».

Воспитатель: Повторяйте движения за мной.

Терем- терем- теремок!         Движение глазами вправо- влево.
Он не низок, не высок,       Движение глазами вверх- вниз.
Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит.                Моргают глазами.

  1.  Игра «Найди ошибку» - сказка «Катя и три волка.»

Воспитатель: у нас на пути последнее задание. Для вас необычная сказка, послушайте ее, найдите ошибки и назовите название сказки.

Жила была семья. У них была дочка Катенька. Пошла катя одна в лес и заблудилась. Плутая по лесу набрела она на избушку. А в избушке жили три волка, которые ушли на охоту. Зашла катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из всех тарелок, посидела на всех стульях, а затем легла на самую маленькую раскладушку и уснула. Вернулись волки с охоты, заметили, что кто-то хозяйничал в их доме, и ну ругаться. А Катя услыхала, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали кто хозяйничал в их доме.

(сказка «Три медведя», девочку зовут Маша, герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а в кровать.)

  1.  Рефлексия.

Воспитатель: Какие вы внимательные! И с этим заданием справились на отлично! Ну что, проверим страничку русских народных сказок?  Посмотрите, все вирусы исчезли! Победа!

Вам понравилось занятие? Что вам понравилось больше всего, а есть что-то что не понравилось? А были ли для вас сложные моменты? А где вам показалось было легко?

Давайте вспомним игру, которую играли вначале занятия «Покажи настроение». Покажите пожалуйста настроение, которое у вас осталось после занятия, почему? Какие эмоции вы сегодня испытали?

А в благодарность, за вашу помощь, у меня для вас есть интересные раскраски с героями русских народных сказок. (Дети рассматривают раскраски, самостоятельно в свободное время раскрашивают их.)

Вы большие молодцы, на вас можно положиться в трудную секунду, и я точно знаю, что такие смелые ребята никого не оставят в беде!

Спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в «Страна красивой речи»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в «Страна красивой речи»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну красивой речи"

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Красивой речи"...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Красивая речь»

В НОД мы обогащаем словарный запас детей, развиваем слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Красивая страна - Речь»

В данном конспекте интегрированы следующие  образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое ра...