Лексическая тема "ОБУВЬ"
учебно-методический материал по развитию речи

Перцель Мария Николаевна

Для  использования  в работе ДОУ  поразвитию речи детей .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Обувь»

Понедельник

1.      Пальчиковая гимнастика

2.      Артикуляционная гимнастика

3.      Обратить внимание детей на то, какое время года наступило, какие изменения произошли в погоде, сравнить погоду осенью и зимой;

 — объяснить, почему в разные сезоны люди носят разную обувь, головные уборы;

 — объяснить понятия «сезонная одежда», «обувь», «головные уборы»;

 — спросить у детей: «Почему осенью нужно носить резиновые сапоги, туфли, ботинки, а летом — шлепки, босоножки?»;

 — совместно с детьми внимательно рассмотреть одежду, обувь и материал, из которого они сделаны; обратить внимание на его качество и рисунок;

Ответить на вопросы:

Что надевают  на ноги? (Обувь.)

Какую обувь ты знаешь? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги, босоножки.)

Во что обуваются осенью? Почему осенью нужна непромокаемая обувь? Что надевают зимой?  (Осенью надевают ботинки или сапоги. На улице сыро и холодно.. и т.д.)

4.      Назвать осеннюю и зимнюю одежду, обувь и головные уборы.

5.      Отгадать загадки (картотека).

 Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья.

 Мы за обедом под столом, а ночью — под кроватью. (Туфли)

Если дождик, мы не тужим — бойко шлепаем по лужам.

Будет солнышко сиять — нам под вешалкой стоять. (Сапоги)

6.Дидактическая игра «Четвертый лишний».

 Босоножки, резиновые сапоги, куртка, туфли.

Сандалии, туфли, сапоги, брюки.
Обувь моют, 
стирают, носят, протирают.
Обувь шьют, моют, 
гладят, чистят.

7. Дидактическая игра «Исправь ошибку» (понимание значений притяжательных местоимений).

 Моя сапоги, мой шапка, моя туфли моё перчатки, мои шарф...

8. Дидактическая игра «Назови, какие» (образование относительных прилагательных):

сапоги из резины — резиновые сапоги;

 шапка из шерсти — шерстяная;

туфли из кожи — кожаные...

тапки из меха -….

 сапоги из замши - …

9. Пересчитать предметы(согласование существительных с числительными):

один сапог, два сапога,…пять…

 одна тапка, две тапки ... пять тапок;

один ботинок, два ботинка ... пять ….

 одна кроссовка, две кроссовки, ….пять…

Вторник

1.      Пальчиковая гимнастика

2.      Артикуляционная гимнастика

3. Ответить на вопрос:«Что можно считать парами?» (согласование имен существительных с числительными): одна пара сапог, две пары сапог ... пять пар сапог (носки, чулки, сапоги, туфли, перчатки).

4. Составить описательный рассказ об осенней или зимней  обуви (по выбору).

 Это ботинки. Это теплая обувь.  Их носят весной или осенью. Они  красного цвета. У них есть шнурки. Они сделаны из кожи.  Ботинки  можно носить в дождь или снег. Их сшили на фабрике (в мастерской). Если они порвутся, их сможет починить сапожник.

5. Проговорить потешки:

Туфли новые для Вали, их еще не надевали.

Для Аришки — босоножки, чтобы бегать по дорожке.

У Машеньки на ножках новые сапожки.

У Катеньки шапочки, туфельки и тапочки.

Задание 6.

Игра с мячом «Назови ласково»:

туфли — туфельки,

 тапки — тапочки,

ботинки — ботиночки,

 сапоги — сапожки…. И т.д.

Задание 7.

«Куда наденем?» Практическое употребление в речи предлога на.

Рукавицы наденем на... (руки).

Шарф наденем на... (шею).

Шапку наденем на... (голову).

Сапожки наденем на... (ножки).

Перчатки наденем на... (руки).

Носки наденем на... (ножки).

Кепку наденем на... (голову).

 Задание  8.Пальчиковая гимнастика «Сколько обуви у нас».[Развитие тонкой моторики. Координация речи с движением.]

Посчитаем в первый раз,                         Попеременно ударяют по столу и хлопают в ладоши.

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки         На каждое название обуви загибают пальчики,      начиная с  больших,  одновременно на обеих руках.

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

9. Игра «Подбирай, называй, запоминай»

Цель:уметь подбирать и называть как можно больше слов-действий.

Обувь на фабрике (что делают?) – придумывают, моделируют, шьют.
Покупая в магазине обувь, покупатель (что делает?) – выбирает, примеряет, покупает.
Ухаживая за обувью, человек (что делает?) – моет, чистит, вытирает, сушит.

Среда  «Обувь. (Буква Л. Звуки Л – Ль)»

1.      Пальчиковая гимнастика

2.      Артикуляционная гимнастика

3.      Игра «Прохлопай по слогам»  (словарь по теме).

Пальчиковая гимнастика «БОТИНКИ».

 Всюду, всюду мы вдвоем                   (Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.)

 Неразлучные идем.

Мы гуляем по лугам,                            (Дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

По зеленым берегам,

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

 Будем там тихонько спать.                   (Укладывают ладони на стол.)

4.      Стихотворение «Обувь».

Обувь носим на ногах.

Часто ходим в сапогах,

Если снежно и бело

И дождем все залило.

Летом носим мы сандалии,

Чтобы ноги не устали.

Туфли в праздник примеряем,

В них на утренник шагаем.

В чешках ходим мы на танцы,

Чтобы делать реверансы.

А в кроссовках ловко скачем

И гоняем круглый мячик.

Жить без обуви не можем,

В непогоду нам поможет

Быть здоровыми она.

Обувь всякая важна.

• Что такое обувь(Изделие, которое носят на ногах).

• Чем похожа вся обувь? Чем отличается?

• Для чего нужна обувь человеку?

• О какой обуви говорится в стихотворении?

• Какую обувь еще вы можете назвать?

• Из чего делают обувь?

• Как надо выбирать обувь по сезону? К разной одежде?

• Как надо ухаживать за обувью? Почему?

5. Выучите загадку.

Шьют изделия эти

Обычно из кожи.

На пару друзей

Они очень похожи.

У них есть подошва,

Шнурки иль застежки,

И люди их носят только на ножках. (Обувь.)

Задание №6   Игра « Четвертый лишний » 
Майка, шорты, сандалии, куртка 
Тапки, ботинки, шарф, сапоги…. 
Ботинки,  шапка, туфли, валенки

7.Прослушайте внимательно, повтори по памяти: ТУФЛИ, ТАПКИ, САПОГИ, КЕДЫ.
- Назовите одним словом, что это (Обувь)
- Какую обувь вы еще знаете?
- Покажите и назовите части обуви: КАБЛУК, ПОДОШВА, МОЛНИЯ, ШНУРКИ, ЯЗЫЧОК.
- Из какого материала может быть сделана обувь? (Из резины, кожи, замши, меха)

8.Скажи по образцу: 
Ботинок – ботинки, сапог - ………., кроссовка - ………., туфля - ……., тапка - …….

9. Скажи по образцу: 
• Большие ботинки, а маленькие ботиночки.
• Большие сапоги, а …………………………
• Большие туфли, а …………………………

10. Подбери определения (3 слова):
• Сапоги (какие?) – кожаные, красивые,……….
• Валенки - ……………………………………….
• Туфли - ………………………………………….

11. Сравниваем звуки - Звук [Л] — губки слегка в улыбке; зубки сближены; узкий кончик языка поднят за верхние зубки  к бугорочкам  и язык упирается в верхние зубы; — горлышко «работает».

Символ звука: большой самолет летит: ЛЛЛЛЛ... Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.  

Звук  [Л']:Символ звука: маленький самолетик летит: льльль... Характеристика звука [Л']: согласный, мягкий, звонкий.Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

На  письме эти  звуки  обозначаются буквой Л  (Знакомство  с буквой Л)

Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л, не так ли?»     О.Гофман

Алфавит продолжит ваш

Буква Л — лесной шалаш.    В.Степанов

12. Дид/упр-е «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л'], Топни  ногой  если  услышишь  звук[Л]»:

ль, мь, бь, л...; ля, лю, ми, ал, ла...; аль, амь, пла, улы...;  лист, Поля, машина, угол ...

13.Вспомнить как можно больше имен, заканчивающихся на слог

ЛА: Мила, Анжела, Алла, Камила

ЛЯ: Коля, Ва..., Га..., То...

Вспомнить как можно больше имен, начинающихся на слоги ЛИ, ЛЁ, ЛЮ:

Лиза, Лина...; Лёша, Лёня...; Люда, Люся...

14. Повторить  чистоговорки:

Ло-ло-ло — на улице тепло.

Лу-лу-лу — стол стоит в углу.

Ул-ул-ул — у нас сломался стул.

Ля-ля-ля — зеленые поля.

Ли-ли-ли — малину мы несли.

Лю-лю-лю — малину я люблю.

Ле-ле-ле — еду на осле.

15.Отгадать загадки, назвать, какой звук в отгадке ([Л] — [Л']), и определить его место в слове.

Деревянная дорога,

Вверх идет она отлого,

Что ни шаг — то овраг. (Лестница)

Над домами у дорожки

Висит кусок лепешки. (Луна)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Листья)

Под крышей — четыре ножки,

А на крыше — суп и ложки. (Стол)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

В дупле живет, Орешки грызет. (Белка)

6.Физминутка 

Буквой л расставим ноги,

Словно в пляске, — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо.

Получается на славу.

Влево, вправо, влево, вправо.

8. Д/и « Домики»

Дети должны разложить картинки по домикам (синий и зеленый): со звуком [л] — в синий, со звуком [л'] — в зеленый; разделить все слова на слоги, определить место звуков [Л] и [Л’] в словах (в начале, в середине, самый последний).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...