Конспект по развитию речи в средней группе "Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Закреплять представление о признаках весны, выявлять простейшие причинно-следственные связи. Расширять словарь за счёт имен существительных.Развивать общую моторику,речевое дыхание, слуховое, зрительное внимание, память, мышление.Воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe_vesna.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему «Весна» в средней группе.

Цель : обогащать словарь по лексической теме “Весна”.

Задачи:

-Закреплять знания о признаках весны; выявлять простейшие причинно-следственные связи; формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; расширять словарь за счет имен существительных – названий детенышей диких животных (медвежонок, лисята, зайчата, бельчата, волчата).

-Развивать общую и мелкую моторику, речевое дыхание, слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
     -Воспитывать 
бережное отношение к природе.
Предварительная работа:

Беседы, составление  описательных  рассказов о весне, наблюдение сезонных изменениях в природе, чтение художественной литературы о весне, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, слушание звуков природы (журчание ручья, капель, пение птиц, звуки леса и т.д.), заучивание стихотворений о весне, загадывание загадок.

Дать представление детям об изменениях в жизни диких животных весной, о перелетных птицах, используя беседы, картинки, различные игры: “Отгадаем и расскажем”, “Где же детки?”, “Узнаем маму”, “Мамы и дети”, “Отгадай по описанию” и др.

Разучивание подвижных игр, чистоговорок.

Оборудование: картинки, с изображением характерных признаков весны, игрушки: большой и маленький медведи, картинки с изображением диких животных и их детенышей, звукозапись “голоса птиц”, кукла с наборами зимней и весенней одежды, скворечник, заготовки - ладошки-лучики,

 

1.Организационный момент.

В: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем друг - друга и наших дорогих гостей словами:

Доброе утро, скорей проснитесь, солнцу шире улыбнитесь!

Надеюсь, что сегодня вы будете внимательными, дружными и активными.

Ребята, о чём будем беседовать на занятии, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

Дети: Весной!

В: Правильно! Сегодня мы поговорим о весне.

Весна - это самое красивое время года. Поэты и художники тоже воспевали весну в своих произведениях. Вот послушайте стихотворение А. Плещеева:

Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь, теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь опять надолго миновала!

В: Ребята, а вы знаете стихи о весне, кто расскажет?

Стихотворение И. Токмаковой «Весна»:

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у весны.

В: Молодцы!

В: Ребята, а какие весенние месяцы вы знаете?

Пришла весна и каждый рад

Спешит весна и месяц ---------(март)

За ним другой стучится в дверь

Он называется---------(апрель)

И третий месяц вспоминай

Как называется он--------(май)

 

В: Саша, ещё раз назови три весенних месяца.

Дети: Март, апрель, май.

В: Правильно!

(Приходит в гости кукла Маша.)

В: Ребята, вы заметили к нам ещё одна маленькая гостья заглянула?

Кто же это? Да, конечно, вы узнали- это же кукла Маша. Она собралась на прогулку. Как вы думаете, правильно ли она одета?

Дети: Нет, она надела зимнюю одежду.

В: Ребята, Маша пока не знает, как правильно одеваться весной, потому что, она родилась осенью, а весну ещё ни разу не видела.

Вот и не знает ничего о весне-красавице.

Расскажем ей о весне? Хорошо! А ты, Маша, посиди и внимательно слушай детей.

А вы сами весну с зимой не перепутаете? Давайте проверим.

2)Развитие умения подбирать антонимы.

Зима ушла, а весна -…….(пришла).

Зима холодная, а весна -……(тёплая).

Зимой солнце светит, а весной -……(греет).

Зимой сугробы высокие, а весной -……..(низкие)

Зимой надевают шубы, а весной - ……….(куртки)

В: Всё правильно ответили, молодцы! Видишь, МАШЕНЬКА, как много знают наши дети.

2. Актуализация лексики по теме «Весна»

Работа по картинкам, развитие связной речи.

В: Ребята, скажите пожалуйста, а ещё какие изменения в природе подсказывают нам, что наступила весна.  Посмотрите, пожалуйста в окно. Что же там так весело нам улыбается?

В: Конечно, же, солнышко!
Вот и кончилась зима.
Радуйтесь, пришла весна!

Первым солнышко проснулось,

добрым людям улыбнулось

Солнышко светит всё ярче и ярче.
Балует нас своими тёплыми, нежными лучиками.

В: Ребята, а давайте с вами сделаем солнечную зарядку.

Что выше леса? (поднимаем руки вверх, тянемся на носочках)

Что ярче света? (руки вытягиваем вперед)

Быть может солнце в сердце этом? (Руки на грудь, слушаем, как стучит сердце, и касаемся друг друга ладошками).

 Весеннее солнце такое же доброе, как наши сердца! У нас в группе своё солнышко, оно даёт нам тепло, а давайте, ребята, мы тоже подарим солнышку частичку своего тепла, подарим лучики, которые мы приготовили из ладошек. И при этом его красиво назовём. Чтобы оно согревало нас еще больше. Какое же у нас солнышко?

Дети: Яркое, ласковое, доброе, тёплоё, жёлтое, круглое, ласковое, радостное, весёлое, румяное, лучистое, жаркое, доброе, весеннее, любимое, нежное, большое, светлое.( Дети добавляют лучики – ладошки к заготовке из картона, подбирая прилагательные)

В: Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе стало ещё ярче и теплее.

В: Ребята, весна украшает все вокруг. Не забывает она и про наши дома.

А как же она это делает - отгадайте!

-С крыши вниз свисает

Острая рогулька.

Капли вниз бросает

Мокрая…

-Сосулька!

-Ещё одна примета - появляются сосульки.

А когда пригревает солнышко, сосульки начинают таять, падают капли кап-кап-кап. Начинается капель. Повторяем:

Дети: Кап-кап-кап!

Капает капель

В: А что ещё происходит, когда греет солнышко весной?

Тает снег.

Тают весело снега,        
Вместо улицы – река.

-Расстаял снег, появились проталины

 В: А что же это ?  
Дети: ПРОТАЛИНА - это
место, где стаял снег и открылась земля

  В: На проталинах появляются первые цветочки .

Их называют подснежниками. Ребята, подснежник-это первый вестник весны.

Какие они красивые. Многие люди хотят, что бы такая красота была у них дома и рвут цветы. А скажите, подснежники можно рвать?
Дети: Нет.
В: Почему?

Если я сорву цветок

Если ты сорвешь цветок

Если все: и я и ты

Если мы сорвем цветы

Опустеют все поляны

И не будет красоты!    

 В: Если увидите подснежник в лесу, не срывайте его. Он занесён в красную книгу. Это редкое и охраняемое растение.

В: Ребята, а вы хотели бы стать весенними цветами – подснежниками.

В: Сейчас свершится чудесное превращение. Влево – вправо повернись и в подснежник превратись.( Физминутка «Подснежники просыпаются»)

Дети садятся на корточки и закрывают глаза.

Вот подснежники проснулись, 
Улыбнулись, потянулись. 
Раз – росой они умылись. 
Два – изящно покружились. 
Три – нагнулись и присели. 
И на солнце поглядели.

Встают протирают глазки
Улыбаются и потягиваются.
Умываются.
Кружатся.
Наклоняются и приседают.
Поднимают голову вверх.

В: А во что превращается растаявший снег?

Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый

Дети: ручей !

В: А что можно делать на улице, когда текут ручейки?

Дети: Пускать кораблики, лодочки.

 В: Я знаю, вы тоже любите лодочки. Давайте сделаем гимнастику для пальчиков «Покачай лодку».

Долго лодочку качало.                –Кисти рук влево- вправо.

Ветер стих и лодка встала.         –Руки ладонями вверх, пальцы лодочкой.

 В: А как меняются деревья?

— На деревьях и кустарниках набухают почки. А как это происходит, мы с вами наблюдали в группе. (Подходим к веткам в вазе.)

 Солнце стало ярче греть,
Вот набухли почки,

Скоро уж появятся
Нежные листочки.

В: Только у нас почки набухли почему-то гораздо быстрее. Почему, как вы думаете?
Дети: потому что в группе теплее, чем на улице.
В: Правильно, поэтому и зимой все деревья и кустарники спят, а с наступлением весны начинают просыпаться.

 В: Весна приводит за собой своих друзей, возвращаются перелётные птицы, которые боятся холодов и на зиму улетают в теплые края.

В: А какие птицы прилетают первыми:

Дети: Грачи, скворцы.

В: Он в черной одежде,

Но все – таки врач.

Спасает поля

От вредителей грач

В: А что же в это время происходит в лесу? Звери просыпаются и у зверей появляются детеныши.

В: Ребята, когда снег совсем - совсем растает, что же тогда появится?

Дети: Травка.

В: Травка какая?

Дети: Зелёная, нежная, маленькая.

В: По весенней травке гуляет весенний ветерок. Он ещё очень слабенький. Давайте поможем ветерку. (Дети дуют на ладошку- развитие речевого дыхания).

В: Как шумит ветерок?

Дети: Ш-ш-ш

В: А в травке зашевелились первые весенние жучки. Как жучки жужжат?

Дети: Ж-ж-ж.

В: А как вы думаете, где может быть медведь весной?

Дети: Спит, не проснулся ещё от зимней спячки.

В: Весна давно пришла! А медведь до сих пор спит ещё в берлоге! Давайте-ка разбудим его.

Чистоговорка «Весна пришла»

Ла-ла– ла к на весна пришла. 
Ло-ло-ло в лесу тепло. 
Пель-пель-пель– капает капель. 
Ля-ля-ля расцветай, земля! 
Леть-леть-леть просыпайся, медведь!

Хлопают в ладоши.
Сжимают и разжимают пальцы.
Ударяют указательным пальцем по ладони. 
Делают “фонарики”.
Топают ногами.

 Игра “Мама и детеныш”

В: Медведь зашевелился! Да, это не медведь, а медведица с медвежонком. Медвежонок у медведицы родился зимой. Давайте рассмотрим медведицу с медвежонком.

В: Где здесь мама, а где ее детеныш? Как вы поняли?
Дети: Мама большая, детеныш маленький.
В:  Правильно. Теперь я буду называть, что есть у медведицы, а вы, что есть у медвежонка.

У медведицы глаза, а у медвежонка глазки.
У медведицы нос, а у медвежонка носик.
У медведицы уши, а у медвежонка ушки.
У медведицы лапы, а у медвежонка лапки. 
У медведицы хвост, а у медвежонка хвостик. 
У медведицы спина, а у медвежонка спинка.
У медведицы живот, а у медвежонка животик.
Игра “У кого кто родился?» Работа ко картине.          

 В: Ребята, не только у медведицы появились детеныши, но и у других лесных зверей весной появляются дети. Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображение животных и детенышей.

В: Назовите, у кого кто появился.

Дети называют животных и их детенышей.

(У лисицы лисята. У зайчихи зайчата. У волчицы волчата. У белки бельчата.)

-В: Молодцы, все сегодня хорошо поработали. Я предлагаю вам сейчас нарисовать весну и подарить рисунки Маше, чтобы она никогда не забыла это прекрасное время года. А чтобы к вам пришло вдохновение я предлагаю послушать голоса птиц.

 Слушание аудиозаписи со звуками птиц.

(Дети рисуют весну)

 Завершение занятия. Повторение, закрепление, обобщение материала.

В: Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?

Дети: О весне.

В: Какие весенние месяцы вы знаете?

Д: Март, апрель, май.

 В: Давайте составим рассказ о весне по этой картине.

Дети: Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран. Дети пускают кораблики и вешают скворечники. Весну все любят.
В: Ребята, как вы думаете, МАША теперь знает, что такое весна?

Д: Да!

В: Я тоже надеюсь, что мы помогли МАШЕ. А я ещё хочу ей подарить вот такую курточку и шапочку, чтобы она немедленно поменяла свою зимнюю одежду.

 В: Давайте всем скажем до свидания , до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в средней группе "Кошка с котятами"

Открытое занятие для родителей и коллег. Использовала интерактивную доску и слайды. Очень понравилось....

"Предметы личной гигиены" план - конспект по развитию речи для средней группы

план - конспект по развитию речи для средней группы "Предметы личной гигиены"...

Конспект по развитию речи в средней группе. "Осень".

Конспект по развитию речи на тему: "Осень"....

КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА «ЛЕТНЯЯ ПРОГУЛКА»

Предварительная работа. Поговорите с детьми о смене сезонов года и проде­монстрируйте это на пособии-часах «Времена года». Обратите внимание детей на то, что зимой на деревьях нет листьев. Весной...

Конспект по развитию речи в средней группе «Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».

Технологическая карта по развитию коммуникативно-речевых способностей для детей 4-5 лет.«Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».г. Тамбов д/с «Радуга»  Воспитатель:...

Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе. Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬ

Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе.Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬЦель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в ...

Конспект по развитию речи в средней группе 4-5 лет. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь ».

Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками  «З», «зь»...