Конспект занятия по развитию речив подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Копылова Ирина Хатыбовна

познакомить с творчеством и биографией  писателя Л.Н.Толстого, помочь осмыслить аллегоричность басни, ее образную суть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx42.4 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ПО ВОСПИТАНИЮ  ИНТЕРЕСА И ЛЮБВИ  К ЧТЕНИЮ.

БАСНЯ  Л. ТОЛСТОГО  «СОБАКА И ЕЕ ТЕНЬ ».  АНАЛИЗ ПОСЛОВИЦ

Дата проведения: 05.05.2022

Возраста: старший дошкольный (6-7 лет)

Образовательные области (ОО): приоритетная – речевое развитие,

интеграция ОО – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,

Цель:  познакомить с творчеством и биографией  писателя Л.Н.Толстого, помочь осмыслить аллегоричность басни, ее образную суть.

Задачи приоритетной образовательной области:

образовательные: уточнить и закрепить  понятие о жанровых особенностях басни, умение соотносить идею басни со значением пословицы,  давать оценку поступкам  героев;  способствовать развитию связной речи.

развивающие:  закреплять  умение определять, к какому жанру относится произведение,  помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений. Развивать интерес и любовь к  художественному слову.

воспитательные: продолжать пополнять литературный багаж,  воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям произведений.

Ценностные ориентиры: уважение к творчеству Л. Н. Толстого.

Интеграция с занятиями по изобразительной (рисование по сюжету басни)  и театральной деятельности (разыгрывание басни по ролям).

Материал к занятию: иллюстрации к басням И. А. Крылова и С. В. Михалкова Л.Н.Толстого , серия картинок с  фразеологизмами.

Оборудование для педагога: стол; стулья; доска, иллюстрации к басням, портреты Крылова, Михалкова, Толстого,  серии картинок  с фразеологизмами,

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Воспитатель

дети

примечание

время

  1. Создание мотивации (организационный)

Задачи:

Способствовать развитию:

-взаимодействия детей со  взрослыми;

-социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

-умения отвечать на вопросы, поддерживать беседу.

Предлагаю  закончить фразу:

Чтобы многое уметь…

(Надо   просто захотеть, и тд.)

- А вы хотите узнать сегодня новое?

Дети договаривают рифмы

Беседа начинается у доски с портретами

Оборудование:

Иллюстрации к басням, портреты Крылова, Михалкова

2 мин

Основная часть

II. Актуализация знания (отгадывание басен по иллюстрациям)

Задачи:

Способствовать:

-активизации познавательной деятельности, развитию словесно-логического мышления, актуализации знаний о жанре басни,  о ее отличии от рассказа, сказки.  

-совершенствованию  грамматического   строя речи через передачу содержания, идеи  произведения.

Обратить внимание на портреты

- Кто на портретах?  

- С какими баснями И. А. Крылова и С. В. Михалкова вы  познакомились?  Назвать их.

Давайте вспомним басни, с которыми мы уже познакомились. Я читаю строки из басен, а вы угадываете из какой они басни.

1.И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок! (Ворона и лисица.)

2.Ты все пела? Это дело:

Так поди же, попляши! (Стрекоза и муравей.)

3.Кто виноват из них, кто прав, - Да только воз и ныне там.

4. Ошибся я, косой. надо было  сердце тебе заменить…»

- Вспомните содержание басен, идею.

- В чем особенность  басни?  Отличие от других произведений.

- Ребята сегодня я вам расскажу о великом писателе Льве Николаевиче Толстом. Под городом Тула есть такое место Ясная Поляна. Детские годы маленького писателя прошли в Ясной Поляне.

Лев Толстой начальное образование получил дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Он рано потерял родителей.

Повзрослев, Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию. Толстой был участником обороны города Севастополя. Награжден орденом святой Анны с надписью "За храбрость" и медалями «За защиту Севастополя». Вернувшись обратно в Ясную Поляну Лев Толстой открывает школу для бедных детей. Раньше даже в городах школ было не много, и в них учились только дети из богатых и знатных семей. В деревнях люди были безграмотны. Лев Николаевич Толстой объявил, что школа будет бесплатная. Сначала крестьяне пожимали плечами: где это видано, чтоб бесплатно учили. В то время книг было мало и Л.Н. Толстой решает написать книгу для  обучения  крестьянских детей - «Азбуку». Но она была такой интересной, что ее полюбили и дворянские ребятишки.

До сих пор дети читают сказки и рассказы из Азбуки  Толстого

Л. Н. Толстой написал огромное количество книг, он писал как для взрослых, так и для детей.

Вот таким интересным человеком был писатель Лев Николаевич Толстой.

Послушайте басню «Собака и ее тень»,

а потом скажите, каких людей высмеивает в басне писатель.

Собака и ее тень

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде

и подумала, что там другая собака мясо несет, — она бросила свое мясо и кинулась

отнимать у той собаки: того мяса и вовсе не было, а свое волной унесло.

И осталась собака ни при чем.

Беседа по содержанию басни

-О ком говорится в басне?

-Расскажите, как случилось, что собака потеряла мясо.

-Какой вы представляете себе эту собаку?

-Как вы поняли, что собака глупая и

жадная?

- Подумайте, в каком случае о человеке можно сказать, что он поступил, как в басне собака с мясом.

Мораль басни  «Собака и ее тень» состоит в том, что жадность – плохой помощник в любых делах.

-Когда человек, не закончив одного дела, спешит делать другое или

одновременно пытается сделать несколько дел, то про таких в народе говорят: «За двумя

зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». - Подумайте, почему так говорят. Как вы

понимаете эту пословицу?

- О ком в нашей басне можно сказать такую пословицу?

- Объясните почему.

- Когда, в каком случае еще так можно сказать?

Басня «Собака и ее тень» учит не быть завистливым и жадным, реально оценивать окружающий мир и не гоняться за миражами.

 - Молодцы! А теперь все по порядку встанем дружно на зарядку.

Физминутка

В понедельник я купался,            (плывём)

А во вторник – рисовал.               (рисуем)

В среду долго умывался,              (умываемся)

А в четверг в футбол играл.         (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал,           (прыгаем)

Очень долго танцевал.                   (Кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье               (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.                   (дети садятся на стульчик, руки под щёку-            засыпают)

Дети отвечают

Если затрудняются предложить ил-ции к басням

Басня - это короткая поучительная история. Басни люди стали придумывать очень давно, как и сказки. В них часто говорится о животных, а подразумеваются люди.

Воспитатель читает басню, с демонстрацией картинок, затем беседует с детьми о прочитанном.

Дети отвечают на вопросы, рассказывают.

Подвести детей к понятиям «глупая», «жадная»

Если дети объясняют только прямое значение, воспитатель подводит их к осознанию

переносного значения: нельзя делать одновременно несколько дел, ни одного хорошо

не сделаешь.

Дети:

Собака пожадничала, решив отнять добычу у своего отражения, и, в итоге, осталась вовсе без добычи, ни с чем.

Аня Р. проводит ф/минутку, а

Дети выполняют движения под текст

Оборудование:

портреты

И. А. Крылова

и  С. В. Михалкова

Ил-ции к басне

«Ворона и лисица»,

«Стрекоза и Муравей»,

«Лебедь, рак, да щука»

«Ошибка».

Переходим  к другому стенду и садимся на стульчики.

Портрет Л.Н.Толстого,

ил-ции к басне «Собака и ее тень»

Иллюстрация Азбуки первой

Оборудование:

Ил-ции к басне

«Собака и ее тень.»

Картинка «За двумя зайцами…»

15 мин

III Самостоятельное применение нового знания на практике.

Способствовать:

-развитию связной речи

-А сейчас ребята подошёл момент вашего выступления.

1 команда. Наташа Б.

Ребята, придумайте  свою историю, в которой кто-то из героев мог сказать такую пословицу: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

2 команда  Оля М.

Объясните,  «Когда так говорят»

Выберете картинку и объясните, что там нарисовано.

Воспитатель отмечает детей, которые придумали интересную историю по

содержанию пословицы.

Дети составляют рассказ с использованием пословицы «За двумя зайцами …»

При затруднениях в выполнении задания, привести один пример.

Ил-ция пословицы

Оборудование:

На столе серии карточек с  речевым материалом.

10 мин

IV. Заключительная часть (рефлексивный этап)

Задачи:

Способствовать развитию:

-умения делать выводы о проделанной работе.

- Ребята, мы сегодня поработали славно, осталось подвести итог

Продолжите предложение:

- Сегодня я узнал…

- Было интересно….

- Это поможет мне…

- Молодцы! Спасибо вам за хорошую работу. А теперь скажите, какой из пословиц мы можем закончить наше занятие.

Самоанализ детей

Предлагаются пословицы…«Сделал дело – гуляй смело».

«Семеро одного не ждут» и тд.

3 мин


АНАЛИЗ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Критерии анализа

результаты

Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.

Данная НОД проводилась с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет); логопедический диагноз: ОНР III ур.р.р.

Работа в образовательных областях (ОО): приоритетная – речевое развитие, интеграция ОО – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Данная ОД входит в КТП на 2021-2022 уч.г.

Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.

Цель: развитие связной речи с помощью наглядного моделирования.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

- развивать умение составлять простые предложения по вопросам взрослого с опорой на картинку;

-развивать умение составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблиц;

Коррекционно-развивающие:

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать тактильные ощущения;

- развивать мышление;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать доброжелательность, отзывчивость, чувство взаимопомощи;

- воспитывать умение работать в команде;

- учить бережному отношению к природе

Характеристика логопедом группы

Подгруппа воспитанников 5-6 лет. Логопедический диагноз: ОНР (III уровня).  Стертая дизартрия. У детей разный уровень работоспособности и концентрации внимания.

Мотивировка отбора материала для данного занятия.

Отбор речевого и дидактического материала проведён в соответствии с программными требованиями, логопедическими принципами, индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников. Демонстрационный материал подобран в соответствии с требованиями СанПиН.  Считаю, что выбор именно этих материалов (картинки с изображением птиц, грецкие орехи, мнемотаблицы, «ледяные комочки»-су-джоки) позволили не только не потерять мотивацию, но и не растратить заданный уровень работосопособности и концентрации внимания.

Психологическая и педагогическая оценка системы заданий и упражнений, выполненных детьми на занятии.

Задания, предъявленные были посильны и выполнены без особых ошибок. Чередование упражнений, требующие различного выполнения, позволили провести занятие увлекательно. Так дети отличаются по своим психолого-педагогическим характеристиками: то дети, выполнившие задания первыми привлекались для помощи сверстникам. В ходе занятия было видно, что дети ориентированы на успех, на общение, стараются работать в заданном, спокойном темпе.

Реализация принципов построения занятия

При построении конспекта ОД учитывались такие принципы как: наглядности, системности, учета индивидуальных и возрастных особенностей развития, принцип дифференцированной подачи материала, принцип научности и последовательности

Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов целям и содержанию занятия.

Методы и приемы подобраны в соответствии с коррекционно-образовательными, коррекционно-развивающими и коррекционно-воспитательными задачами.

Основной метод – игровой. Также использовались и другие методы:

  • наглядный (демонстрация иллюстраций);
  • словесный (объяснения, правильное проговаривание в сочетании с показом, пояснения, указания, инструкции при выполнении практических заданий, вопросы проблемно-поискового характера);
  • практический;
  • образец речи педагога;
  • мотивации и поощрения (от лица педагога, игрового персонажа);
  • контроля и самооценки

Удовлетворённость или неудовлетворённость логопеда занятием (его отдельными частями).

Считаю, что занятие получилось интересным насыщенным, содержательным, логичным, последовательным.

Так в вводной части – удалось настроить ребят и замотивировать на работу, что помогло удержать интересе на протяжении всей НОД. Интересен момент с выдачей «ледяных шариков», которые замотивировали ребят на выполнение упражнений.

В основной части -удалось практически все, что было задумано. Однако оказалось сложным практическое задание-составление описательного рассказа. Считаю, что такое задание необходимо включать в ОД как логопеда, так и воспитателей.

 В заключительной части-на мой взгляд удалось все, дети смогли проанализировать свои успехи.

Меры, намеченные логопедом по устранению отмеченных недостатков.

На занятии сложным оказалось составить описательный рассказ по мнемотаблице. Учитель-логопед после проведенного занятия внесла коррективы в домашнее задание ребят и в рекомендации в тетради взаимодействия логопеда и воспитателей.

Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.

Считаю, что цели и задачи были достигнуты.

Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда.

Занятие прошло на достойном уровне. Вижу потенциал своей работы в разработке мнемотаблиц на разные темы КТП.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»

Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»...