Мастер-класс "Составление рассказа по сюжетной картине ТРИЗ"
консультация по развитию речи

Чигишева Надежда Дмитриевна

Повышение компетентности педагогов в обучении детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей дошкольного возраста с помощью ТРИЗ-технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Описание к презентации19.87 КБ
Файл Презентация1.49 МБ

Предварительный просмотр:

Составление творческого рассказа по сюжетной картине Технология ТРИЗ

Слайд №2

Цель: Повышение компетентности педагогов в обучении детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Слайд №3

Содержание этапов:

Этап 1. Определение объектов на картине.

Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами на картине.

Этап 3. Составление сравнений, загадок и метафор по картине.

Этап 4. Представление возможных ощущений с помощью раз­ных органов чувств.

Этап 5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.

Этап 6. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения.

Этап 7. Определение местонахождения объектов на картине.

Этап 8. Описание объекта с изменением его характеристики во времени.

Этап 9. Понятие о смысловых характеристиках картины.

Слайд №4

Этап 1. Определение объектов на картине

Цель: учить детей определять объекты, изображенные на картине, активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей)

Алгоритм определения состава картины:

  • Перечисли объекты, изображенные на картине.
  • Схематически изобрази их на листе бумаги.
  • Сгруппируй по какому-либо признаку.
  • Правило этого этапа: «Смотрю на картину и называю объекты».

Слайд №5

Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами на картине

Цель: учить детей находить взаимосвязи объектов, изображенных на картине, учить объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками, активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние действий и взаимодействий объектов).

Алгоритм установления взаимосвязей между объектами на картине:

  • Выдели два объекта на картине.
  • Объясни, почему они между собой связаны.
  • Объедини названные объекты стрелками.
  • Правила этого этапа: «Все объекты между собой связаны», «Один объект связан с другим, потому что...» и т.д.

Слайд №6

Этап 3. Составление сравнений, загадок и метафор по картине

Цель: учить детей составлять сравнения, загадки или метафоры по моделям, активизация словаря дошкольников по сюжету картины (проговаривание прилагательных).

Алгоритм составления загадок:

Загадки составляются из трех сравнений одного объекта с другими.

  • Выбери предмет на картине и перечисли его особенности — признаки (цвет, форму, его части...).
  • Выбери один из вопросов, по которому ты будешь составлять загадку:
  • Какой предмет? Что такое же у других предметов?
  • Что делает? Кто или что делает так же?
  • На что это похоже? Чем отличается?
  • Перечисли предметы, похожие на выбранный тобой.
  • Найди в них общее.
  • Составь текст загадки с помощью слов: «как», но не».

Алгоритм составления сравнений:

1. Выбери предмет, изображен ный на картине (Мяч)

2. Что ты можешь сказать, напри мер, о его форме? (По форме мяч — круглый. Это его признак)

3. Какие ее предметы, круглые по форме, ты знаешь? (Круглые по форме колесо, солнце, Колобок... И т.д.)

4. Составь словосочетание: «Мяч по форме похож на...» (Мяч по форме похож на Колобок)

Правило этого этапа: «Я смотрю на предмет, изображенный на картине, и могу сравнить его признаки с признаками других предметов»

Слайд №7

Этап 4. Представление возможных ощущений с помощью раз­ных органов чувств

Цель: учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание), активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.

Алгоритм мыслительных действий:

1. Посмотри на картину, «войди в нее».

2. Выбери орган чувств, который поможет тебе «путешествовать» по картине.

3. Опиши свои ощущения.

4. Найди эмблемы этого этапа.

  • Описание возможных ощущений, полученных через органы обоняния. Волшебник «Я нюхаю»
  • Описание возможных ощущений, полученных с помощью тактильного анализатора. Волшебник «Я ощущаю лицом и руками»
  • Описание возможных ощущений, полученных с помощью органа слуха. Волшебник -«Я слышу» (чувствую)

Правило этого этапа: «Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь»

Слайд №8

Этап 5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины

Цель: учить детей подбирать рифмы к названиям объектов на картине и составлять с ними рифмованные тексты, активизировать речь с помощью рифмующихся слов.

Алгоритм

1. Подбери рифмующиеся слова к предметам на картине

2. Из пары слов составь две строчки так, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом

Мячик — зайчик; девочка — припевочка; бантик — фантик; палочка — помогалочка и т.д.

Жила-была девочка, И была она припевочка. На голове у нее бантик — Он похож на фантик.

3. Теперь составь стишок из этих четырех строчек

4. Добавь о девочке пятую строчку (можно без рифмы) по содер жанию картины

Жила-была девочка, И была она припевочка; На голове у нее бантик — Он похож на фантик

5. Выразительно прочти стишок

Жила-была девочка, И была она припевочка; На голове у нее бантик — Он похож на фантик. Она веселилась и не знала пока о своей неприятности.

Слайд №9

Этап 6. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения

Цель: упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять свое настроение во времени, чить составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине, активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.

Алгоритм мыслительных действий:

  • Выбери героя на картине.
  • Определи его настроение или свойства характера.
  • «Войди» в образ героя (представь себя им).
  • Опиши, как воспринимает выбранный тобой герой то, что изображено на картине.
  • Правило этого этапа: «Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня ... характер».

Слайд №10

Этап 7. Определение местонахождения объектов на картине

Цель: учить детей пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные понятия (наречия).

Алгоритм мыслительных действий:

  • Выбери предмет. Определи, где он находится на картине.
  • Опиши, как расположены другие предметы по отношению к нему:

а) как это видит тот, кто рассматривает картину;

б) с позиции выбранного предмета.

  • Правило этого этапа: «У каждого объекта есть свое место на картине».

Слайд №11

Этап 8. Описание объекта с изменением его характеристики во времени

Цель: учить составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени, активизировать словарь детей с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки (было — будет; утро — вечер; весна — осень; раньше — позже; до того — после того...).

Алгоритм мыслительных действий:

  • Выбери объект, определи его состояние в настоящее время.
  • Представь прошлое (будущее) объекта с учетом изменения его признаков, действий.
  • Составь речевую зарисовку о прошлом (будущем) объекта.
  • Правило этого этапа: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом».

Слайд №12

Этап 9. Понятие о смысловых характеристиках картины

Цель: учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины, учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений, активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины.

Алгоритм мыслительных действий:

  • Возьми несколько лепестков «Ромашки мудрости» и прослушай текст пословиц и поговорок о них. (Текст читает педагог.)
  • Рассмотри сюжет картины. Как связаны с ней каждая пословица или поговорка.
  • Объясни, почему та или иная пословица подходит или не подходит для названия картины.
  • Правило этого этапа: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».

Слайд №13

Игры и творческие задания для освоения алгоритмов работы с картиной:

Игры с «подзорной трубой» Учить детей выделять объекты, изображенные на картине.

«Ожившие предметы» Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.

«Волшебный гость» Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине.

«Живые картинки» Учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

«Да - нет» Учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.

«Кто о чем говорит?» Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины.

К нам пришел волшебник «Я ощущаю запах» Учить представлять возможные запахи и передавать свои представления в рассказе.

К нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками» Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их в речи.

К нам пришел волшебник «Я пробую на вкус» Учить детей разделять объекты на съедобные - несъедобные для человека и живых объектов, изображенных на картине. Побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов.

«Что было, что будет?» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.

«В гости пришли Волшебники Времени» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ о нем. Учить детей фантастическим преобразованиям свойств времени.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Игры с сюжетной картинкой не обязательно растягивать на две недели. Вы можете проводить их в любой последовательности. Но обязательно надо начинать с первых двух этапов.

Заранее готовить эмблемы этапов не обязательно — лучше вместе с ребенком обсудить и составить схему (эмблему) уже проведенной игры.

Попробуйте сами сочинить рассказ по картине, но озвучивайте его только после того, как ребенок рассказал свой.

Обязательно записывайте детские рассказы!

Проанализировав созданный ребенком текст, Вы можете наметить пути дальнейшего развития речи ребенка.

Предложив ребенку сделать рисунок к рассказу, Вы научите его иллюстрировать собственные тексты. Собрав творческие продукты ребенка воедино, можете создать книгу речевого и изобразительного творчества!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составление творческого рассказа по картине Технология ТРИЗ

Слайд 2

Цель : Повышение компетентности педагогов в обучении детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Слайд 3

Содержание этапов: Этап 1. Определение объектов на картине. Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами на картине. Этап 3. Составление сравнений, загадок и метафор по картине. Этап 4. Представление возможных ощущений с помощью раз­ных органов чувств. Этап 5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины. Этап 6 . Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения. Этап 7 . Определение местонахождения объектов на картине. Этап 8. Описание объекта с изменением его характеристики во времени. Этап 9. Понятие о смысловых характеристиках картины.

Слайд 4

Этап 1. Определение объектов на картине

Слайд 5

Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами на картине

Слайд 6

Этап 3. Составление сравнений, загадок и метафор по картине

Слайд 7

Этап 4. Представление возможных ощущений с помощью раз­ных органов чувств

Слайд 8

Этап 5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины

Слайд 9

Этап 6. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения

Слайд 10

Этап 7 . Определение местонахождения объектов на картине

Слайд 11

Этап 8. Описание объекта с изменением его характеристики во времени

Слайд 12

Этап 9. Понятие о смысловых характеристиках картины

Слайд 13

Игры и творческие задания для освоения алгоритмов работы с картиной: Игры с «подзорной трубой» « Ожившие предметы ». «Волшебный гость» « Живые картинки» « Да - нет » «Кто о чем говорит?» К нам пришел волшебник «Я ощущаю запах » К нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками» К нам пришел волшебник «Я пробую на вкус» « Что было, что будет?» «В гости пришли Волшебники Времени»

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ»

«Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ»...

Конспект занятия по составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ

Целью данного занятия является  подготовка детей к составлению творческого рассказа по сюжетной картине с использованием теории решения изобретательских задач, на примере игр:  «Подзорная тр...

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине по технологии ТРИЗ

Презентация для составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине по технологии ТРИЗ...

Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием ТРИЗ

В  большинстве  своем мы привыкли традиционно знакомить ребенка с содержанием картины, побеседовать о том, что лежит на поверхности изображения. Я в своей работе использую нетрадиционные эле...

Составление творческого рассказа по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ

Рекомендации по работе с сюжетной картиной,  применяя технологии ТРИЗ....