Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе: «Проделки Деда Грамотея»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе: «Проделки Деда Грамотея»


Цель: Создание условий  для повторения  и обобщения  знаний  детей по темам, пройденным за учебный год.

Задачи:  – учить называть слова с заданным звуком;

– развивать интонационную выразительность;

– развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление;

– закрепить знание гласных и согласных звуков;

– совершенствовать грамматический строй речи;

– развивать умение грамотно отвечать на поставленные педагогом вопросы.

Материалы: Сундучок с семью замками, письмо от Деда Грамотея, ключи с заданиями, картинки на загадки: шар, радуга, бабочка, лук, жук, лиса; мяч; картинки красного и синего домиков, буквы.

Организационный момент:

Утром встали малыши

В детский садик свой пришли

Вам мы рады как всегда!

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь друзья (дети здороваются)

Посмотрю на ваши лица

С кем бы мне здесь подружится? ...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе: «Проделки Деда Грамотея»


Цель: Создание условий  для повторения  и обобщения  знаний  детей по темам, пройденным за учебный год.

Задачи:   учить называть слова с заданным звуком;

– развивать интонационную выразительность;

– развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление;

– закрепить знание гласных и согласных звуков;

– совершенствовать грамматический строй речи;

– развивать умение грамотно отвечать на поставленные педагогом вопросы.

Материалы: Сундучок с семью замками, письмо от Деда Грамотея, ключи с заданиями, картинки на загадки: шар, радуга, бабочка, лук, жук, лиса; мяч; картинки красного и синего домиков, буквы.

Организационный момент:

Утром встали малыши

В детский садик свой пришли

Вам мы рады как всегда!

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь друзья (дети здороваются)

Посмотрю на ваши лица

С кем бы мне здесь подружится? ...

Ход занятия:

Ребята, к нам сегодня пришло письмо. Давайте посмотрим от кого же оно, откроем его и прочитаем.

«Дорогие дети старшей группы!

Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

Дед Грамотей».

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?  Я надеюсь, что мы с вами станем отличной командой умных и грамотных детей.

- Прежде, чем приступить к заданиям, давайте вспомним правила:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)

А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием – один замок откроем!

Задание №1. Дед Грамотей решил проверить какие вы умненькие дети и предлагает ответить на вопросы. Так как ,в стране Деда Грамотея живут звуки и буквы,  вспомните, чем буквы отличаются от звуков?

(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?

(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)

-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным)

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок) 

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание).

Задание №2. У Деда грамотея разбежались буквы и теперь не могут найти свои домики. Поможем им попасть в свои домики?(на полу лежат буквы ,дети  берут по букве и помещают возле красного и синего домика).

Хорошо, с этим заданием справились!(«вставляем»  ключ во второй замок)        

Воспитатель Ну что готовы к следующему заданию?

Задание №3.

 

Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру ««Назови признаки»

в стране у Деда Грамотея живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов. Однажды он  забыл про них, начал вспоминать, но ничего вспомнить не смог. Давайте поможем Дедушке!

 «Назови признаки»

- Матрешка из дерева…

- Сумка из кожи…

- Если ручка сделана из пластмассы, то…

- Дом из кирпича…

- Ваза, сделанная из стекла…

- Сок из яблок…

- Игрушка из резины….

Луч солнца….

Кораблик из бумаги…

(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок третий ключ)

Задание №4.

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти Четвёртый ключик, отгадаем ещё одну загадку

Кто на солнышке цветет?

Кто пчеле подарит мед? (Цветок)

Ищем ключ, где у нас цветы

-А задание здесь такое: Нам нужно отгадать загадки, и посчитать, сколько слогов в слове.

(дети отгадывают загадку, находят картинку с отгадкой и прохлопывают слово).

Лёгкий, воздушный,
Ветерку послушный.
Надутый, он летает,
А сдутый-отдыхает.
Если сильно по нему хлопнуть,
То он тут же может лопнуть.
 (Шар)

Что за чудо-коромысло

После дождика повисло?

Очень яркое, цветное,

А красивое какое! (Радуга)

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

        

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел —

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Тёплым днем, весною, в мае

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский. (Жук)

Очень хитрая она:

Съела в сказке колобка,

Кур ворует, петухов.

Кто назвать её готов? (Лиса)

Он зелёный, полосатый,

Внутри алый и крупчатый.

Всем приятен он на вкус...

Как зовут его? (арбуз)

Воспитатель: Молодцы, справились с четвёртым заданием. Вот, держите ключик! У нас уже четыре замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём.

Физкультминутка « Буквы веселятся».

В этой волшебной стране все буквы любят веселиться. Слушайте и повторяйте за мной.

В старом дереве дупло. Это домик буквы О – делаем круг руками.

Рядом с нею на суку примостилась буква У – присели на корточки

В гости к ним издалека прибежала буква А – бежим на месте

У вороны на спине прилетела буква Э – машем руками – крыльями

Буквы стали веселиться: и смеяться, и кружиться.

То попрыгают немножко, то захлопают в ладошки,

То плясать они начнут, то присядут отдохнуть – выполняем движения по тексту.

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)  

Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!

Задание №5. Игра с мячом « Один - много»

Один карандаш - много…

Одна книга много…(и т.д.)

(Яблоко, мяч, цыплёнок, ёлка, игрушка, стол, медвежонок, дерево, зверь, лист, птица, цветок, машина, кубик, ягода)

Вот и с этим заданием мы справились.(открываем пятый замок)

 

Давайте будем искать следующий ключ. Слушаем подсказку:

Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?
Дети: Машина.(Находят ключ, где стоят машины).

Задание № 6. «Исправьте ошибку».

Дед Грамотей любит писать разные рассказы, но в этот раз, он что то напутал, давайте исправим ошибку.

  1. Юркий воробей собирать крошки.
  2. Весело девочка прыгать
  3. Миша рисовать машину
  4. В лесу растут сосна.
  5. Кошка молоко пить.
  6. В вазе цветы стоять

Молодцы и с этим заданием вы справились!( открываем шестой замок)

Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Я хорошая игрушка – Каждой девочке подружка.

Я могу сидеть в коляске, Закрывать умею глазки

Дети: Кукла., будем искать где у нас куклы.(находят ключ)

Воспитатель: Слушайте последнее, седьмое задание!

Дед Грамотей любит слушать разные звуки. Давайте поможем услышать ему нужные звуки в словах. Я произношу слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите заданный звук

К – кастрюля, роза, стол, крокодил;

Т – топор, трактор, окно, ракета;

Ж – этаж, шум, жара, лошадь;

И – лиса, рыба, ирис, тыква.

Дед Грамотей благодарит вас за то, что вы помогли ему услышать нужные звуки.

После выполнения задания дети получают седьмой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Это печенье! Оно в форме букв!

Спасибо Деду Грамотею!

Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением, какого задания у вас возникли трудности?

Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь можно попить чай с печеньем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Весенние чудеса в природе»

Данное занятие помогает расширять представление детей о характерных признаках весны, об особенностях весенней природы, жизни зверей и птиц весной. Дать знания о первоцветах (подснежник, мать-и-мачеха»...

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина «Умные непоседы»

Цель:  Показать результаты занятий детей по развитию речи.Задачи:1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышл...

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе "Насекомые"

       Цель: 1. Закрепить знания о насекомых (виды, внешний вид, назначение, среда обитания, свойства)....

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе " По медвежьим следам"

Итоговое занятие в конце года для закрепления пройденного материала...

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»...

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»

Цель: расширить словарный запас детей через участие в словесно-речевых играх.Задачи:Образовательные:• Закреплять употребление в речи имён существительных множественного числа в винительном п...