Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Собака со щенятами»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

 Исентаева Жания Жексенбаевна

Конспект занятия по развитию речи в средней группе (4-5 лет).

 Тема: «Составление рассказа по картине «Собака со щенятами».

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, чтение художественной литературы.

Вид деятельности детей: игровая, двигательная.

Цель: - учить составлять небольшой связной описательный рассказ по картине «Собака со щенятами».

Программное содержание: - закреплять представления детей о диких и домашних животных;

-упражнять в подборе определений к качествам собаки и щенков (лохматая, добрая, неуклюжие);

- расширять словарный запас существительных, глаголов, прилагательных;

развивать познавательный интерес, память, внимание, связную речь;

- воспитывать интерес, любовь к животным, умение работать в коллективе.

Предварительная работарассматривание иллюстраций с изображением домашних животных; чтение стихотворений и рассказов о животных;игра «Загадки»словесные игры«Какой, какая, какое?»«Назови ласково».

Материалы и оборудованиекартина «Собака со щенятами» (из серии «Домашние животные»картинки : дикие и домашние животные, покрывало и мольберты, домик и дерево.

Планируемые результатысоставляют небольшой рассказ по картине.

Структура занятия

Вводная часть Эмоциональный настрой 2 мин

Основная часть 16 мин

1. Дидактическая игра «Дикие и домашние животные»

2. Рассматривание картины «Собака со щенятами»

3. Физкультминутка

4. Составление рассказа по картине с помощью воспитателя.

Заключительная часть Обобщение воспитателя, анализ занятия 2 мин

Длительность 20 минут

Ход занятия

Вводная часть

Создание благоприятного эмоционального фона, условий для положительной мотивации к занятиямВоспитатель: Давайте начнём наше занятие с улыбки друг другу. Возьмитесь за руки, поверните голову к другу слева, потом справа и улыбнитесь.

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте улыбнемся им и поздороваемся!Основная часть

Воспитатель. Ребята, мне позвонили с выставки «Животные», там приключилась беда. С выставки пропали картины с животными. И нас просят, помочь найти и вернуть их на выставку. Все ли знают, какие бывают животные? Ответы детей. - Чем отличаются дикие животные от домашних? Давайте проверим. Отправляемся на выставку.

-Повертелись, покружились и на выставке мы очутились! 1. Дидактическая игра «Дикие и домашние животные»

Воспитатель. Возьмите картинку и внимательно ее рассмотрите. У кого изображено домашнее животное – подойдите к домику, а у кого дикое – к дереву. Дети самостоятельно выбирают картину, определяют, какое животное нарисовано и где оно живет.

- Молодцы, а теперь давайте проверим: назовите домашних животных, а теперь диких животных.

- Вот мы справились с заданием, давайте вернем картины на выставку.

Воспитатель. Назовите, каких животных вы видите на выставке? А кто был внимательный и заметил, какого животного не хватает? А кто ещё не догадался поможет загадка: С хозяином дружит, Дом сторожит. Живет под крылечком. Хвост колечком. (Собака)

Воспитатель: Верно, вы отгадали загадку. А какое это животное? - У кого дома есть собака? Как их зовут?

2. Рассматривание картины «Собака со щенятами» Теперь из выставки картин мы перейдем в другой зал картин.

Показ картины (картина накрыта покрывалом).

- Ребята, посмотрите на картину (снять покрывало, я буду задавать вопросы, а вы отвечайте только не повторяйте ответ товарища.

Беседа: - Кто нарисован на этой картине(На картине изображена собака и щенята) - Какая погода изображена на картине(Солнечная) - Как можно назвать картину(Собака со щенятами) - Сколько у собаки щенят? Как можно узнать? (Сосчитать, слева-направо. Всего 2 щенка у собаки) - Какая собака(Большая, лохмата, добрая) - Мама-собака большая, а щенки …. - Какие уши у собаки(Длинные, коричневого цвета) - А мордочка? (Белого цвета, около глаз чёрные пятна, носик чёрного цвета) - Чем покрыто тело? (Шерстью, грудка, лапы, хвост белого цвета, спинка коричневого цвета) - Что делает собака(Лежит) - Кто лежит около собаки? - Как называют детёнышей собаки(Щенята, щенки) - Что делают щенята? - Что делают щенята(Один лежит около мамы, другой стоит и смотрит на воробьёв) - Кто прилетел к миске с едой (Воробьи) - Какие они? (Маленькие, забавные, весёлые, неуклюжие) - На кого смотрят собака и щенки (На воробьёв) - А что делают воробьи?Почему воробьи не улетают? (Не боятся собак) - Где живут собаки(В конуре) - Кто построил конуру? (Хозяин) - Кто принёс собакам еду(Хозяин) - Собака, животное дикое или домашнее? (Домашнее) - Почему? (Человек ухаживает, кормит, заботится) - Какую пользу приносит собака человеку(Охраняет дом) - Правильно человек заботится о собаке, любит и бережет, за это собака охраняет жильё человека.

3. Физминутка

Как собачки, мы шагаем (дети шагают, высоко поднимая колени) И команды выполняем(останавливаются) Сесть – встать! Сесть – встать! (садятся и встают) И по кругу побежать! (бегут по кругу).

4. Составление рассказа по картине. - А сейчас давайте вернемся к нашей картине. Послушайте внимательно мой рассказ о собаке со щенятами. - Эта картина называется «Собака со щенятами»Собака большая, лохматая, добрая. У собаки двое щенят. Один стоит около мамы, другой стоит и смотрит на воробьев. Щенки маленькие, пушистые, неуклюжие. Хозяин принес собакам еду. К миске с едой прилетели воробьи. Воробьи не улетают, потому что не бояться собаки и щенков.

Воспитатель предлагает 2-3 детям рассказать по картине.

«Картина называется «…». На ней изображена (собака со щенятами)Собака большая… (лохматая, рыжая, добрая). Рядом с ней… (два щенка). Они… (маленькие, пушистые, неуклюжие). Один сидит…. Другой (стоит и смотрит на воробьёв). Хозяин … (принёс собакам еду). К миске… (прилетели воробьи). Воробьи не улетают (потому что не бояться). Мне понравилась картина, потому что собаки … (добрые)».

Воспитатель выслушивает рассказы детей, поощряя их попытки к рассказыванию.

-Молодцы дети, какие красивые и содержательные рассказы у вас получились. А теперь пора возвращаться обратно в группу.

-Повертелись, покружились и обратно возвратились!

Заключительная часть

- Где мы с вами сегодня побывали? - Как называлась выставка, на которой мы побывали?

- Что вам понравилось больше всего?

- Какую картину мы рассматривали?

- Давайте попрощаемся с нашими гостями – до свидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по картине "Собака со щенятами" .

Программные задачи:1. Учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя.2. Помогать детям согласовывать слова в предложении, совершенствовать умение прав...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по картине "Собака с щенятами"

Программные задачи: 1. Продолжать учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя.2. Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении, соверш...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по картине "Собака с щенятами"

Цель: Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.  Задачи:Образовательные Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении, сове...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе составление рассказа по картине «Собаки с щенятами».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе составление рассказа по картине ...

Конспект ООД по развитию речи в разновозрастной группе «Составление рассказов по картине «Собака со щенятами»

Данный материал помогает нам, педагогам, учить детей составлению небольшого рассказа по картине, упражнять в подборе определений к явлениям, отработать употребление в речи детей уменьшитель...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине "Прогулка во дворе."

Цель: учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности.Образовательные:-обучать детей рассматривать картину, составлять небольшой рассказ, отражающий содержание...