Деловая игра для педагогов ДОУ «Речевой коллоквиум»
консультация по развитию речи

Кляйн Виктория Викторовна

Деловая игра для педагогов ДОУ «Речевой коллоквиум»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_kollokvium.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Речевой коллоквиум»

Коллектив делится на 2 команды

Задание 1. Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор.

 1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.

2. Общение ребёнка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

Задание 2. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста. (обогащение, расширение и активизация словарного запаса; развитие связной речи; формирование навыков образования и употребления грамматических форм; формирование звуковой культуры речи; развитие образной речи)

Задание 3. Перечислите целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (На этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности)

Задание 3. 

  • Какие умения развиваются в диалоге? (Выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать на вопросы)
  • Какие виды монологической речи существуют? (пересказ, рассказывание по картине, об игрушке, из опыта, творческие рассказы)
  • Назовите словесные методы и приемы развития речи.

Методы:

1.Чтение и рассказывание художественных произведений

2.Заучивание наизусть

3. Пересказ

4. Беседа

5.Рассказывание по картинке, об игрушке, из опыта

6. Творческое рассказывание

Приемы:

1.Вопрос

2. Повторение

3. Объяснение

4.Речевой образец

  • Назовите наглядные методы развития речи

Методы:

1.Наблюдения

2.Экскурсии

3.Осмотры помещения

4. Рассматривание натуральных предметов.

5.Рассматривание игрушек, картин, фотографий,

6.Моделирование

Приемы:

- показ картинки, игрушки, движения или действия

- показ положения органов артикуляции при произнесении звуков

  • Назовите практические методы развития речи

- Дидактическая игра

-Игра – драматизация

- Трудовая деятельность

  • В каких видах деятельности развивается речь ребенка?

(Д.И, Сл.И, СРИ, режиссерские игры, режимные моменты, прогулки, НОД.)

Задание 4. «Литературная страничка»

Отвечает тот, кто быстрее других ударит в бубен. (У одного из участников каждой группы в руках – бубен):

  • Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)
  • Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной сказке «Теремок». («Рукавичка».)
  • Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей. (Сладков, Бианки, Чарушин.)
  • Автор сказки «Гадкий утенок». (Ганс Христиан Андерсен.)
  • Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)
  • Назовите наиболее известные сказки А. С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
  • Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)
  • Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)
  • О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте? (О мышонке.)
  • Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)
  • Назовите имя прообраза нашего Буратино? (Пиноккио.
  • В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-хаврошечка».)
  • В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности(«Айога».)
  • Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин.)
  • Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы,а лапищи, не зубы, а зубищи».)
  • Автор сказки «Серебряное копытце»? (Бажов.)
  • Автор сказки «Конек-горбунок»? (Ершов.)
  • Писатель и художник, автор книг «Ребятам о зверятах», «Про Тюпу» и др.? (Чарушин.)
  • Сказка, в которой один герой говорит другому: «Как выпрыгну, как выскочу — полетят клочки по закоулочкам!»? («Заюшкина избушка».)
  • Назовите самый известный вариант итальянской сказки, пересказанной Алексеем Толстым? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

 Задание 5. «Пословицы»

 Замените предложения пословицей

  • Учись всю жизнь (век живи, век учись).
  • Нужно беречь время (делу время, потехе – час).
  • Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду).
  • Не болтай (держи язык за зубами).
  • Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех).
  • Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело – гуляй смело).
  • Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает
  • Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь
  • Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото
  • Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду

 Задание 6. Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу

1. Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)

2. Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)

3. Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)

1. Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)

2. В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)

3. Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)

  Задание 7. Проставь ударение правильно 

Договор, красивее, звонит, средства, флюорография, водопровод, творог, щавель, жалюзи, магазин, баловать, алфавит.

Документ,  километр, столяр, дремота, каталог,  сверлит, банты, кулинария, сливовый, петля, досуг, ремень.

Задание 8.  «Найди и исправь ошибки»

  • Вовнутрь здания попасть было невозможно.
  • Взади нас ехала машина с грузом.
  • Мы сделали работу зазря, ее никто не оценил.
  • Сперва садятся девочки, а потом мальчики.
  • Первым прибежал Сережа, а опосля всех прибежал Саша.
  • Я сдеся впервой.
  • Все пришлось покрасить по – новой.
  • Длиньше всех коса у Вари.
  • Чтобы было поровну, делим напополам.
  • По лестнице идем один за одним.

Поговорим об интонационной выразительности. Однажды к древнегреческому философу и мудрецу Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Но пришедший все время молчал. Сократ воскликнул: «Заговори, чтоб я тебя увидел!» Ведь очень часто первые впечатления о человеке складываются у нас под влиянием его голоса. Голос — это зеркало человека, могущественное средство воздействия. Тон голоса имеет исключительную роль в устной речи, особенно в работе с детьми.

Задание 9. Интонационная выразительность

 Передать интонацией и тоном душевное состояние героя, отмеченное автором. Каждой команде дается отрывок из произведений К.И.Чуковского. Отрывок из произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр»

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой:

 

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

Рано утром на рассвете

Умываются мышата,

И котята, и утята,

И жучки, и паучки.

 

Ты один не умывался

И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки.

Отрывок из произведения К.И. Чуковского «Федорино горе»

А бедная баба одна,

И плачет, и плачет она.

Села бы баба за стол,

Да стол за ворота ушел.

Сварила бы баба щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

Ой, горе Федоре,

Горе!

А посуда вперед и вперед

По полям, по болотам идет.

И чайник шепнул утюгу:

«Я дальше идти не могу».

И заплакали блюдца:

«Не лучше ль вернуться?»

И зарыдало корыто:

«Увы, я разбито, разбито!»

Но блюдо сказало: «Гляди,

Кто это там позади?»

 

И видят: за ними

из темного бора

Идет-ковыляет Федора.

ВЫВОД:  Сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы, способствующие речевому развитию детей.

Не забывайте и своей собственной речи, она является примером для подражания, а для этого необходимо постоянно совершенствовать культуру речи; развивать навыки выразительности устной речи; критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения произносительных норм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра с педагогами "Речевое развитие дошкольников через театр теней"

Конспект деловой игры с педагогами, который можно провести как мастер-класс для работников доу на тему "Формирование творческой личности ребенка посредством теневого театра"...

Сценарий деловой игры для педагогов дошкольных образовательных организаций "Речевичок" (речевое развитие дошкольников)

В материале представлены творческие, игровые задания для педагогов направления речевого развития дошкольников....

Деловая игра с педагогами «Речевое развитие детей»

Проведение педсовета в виде деловой игры...

Деловая игра с педагогами «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения».

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком ...

Деловая игра для педагогов "Сундучок знаний" по речевому развитию детей

Для формирования педагогической компетенции педагогов, развития коммуникативных качеств, уточнения знаний и умений педагогов по речевому развитию детей доошкольного возраста....

Деловая игра для педагогов по речевому развитию с применением квест технологии.

Цель: формирование готовности педагогов к применению в образовательной деятельности  квест- технологии в условиях реализации ФГОС ДОЗадачи:           Задачи:...

Деловая игра для педагогов по речевому развитию посредством квест- технологии.

Деловая игра для педагогов по речевому развитию посредством квест- технологии "Путь к успеху"...