Конспект НОД по речевому развитию. Тема: Чтение рассказа Н. Тихонова «Умный танк»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Учить детей понимать смысл рассказа, идейное содержание. Уточнить представления детей об особенностях рассказа, отличии от других литературных жанров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevomu_razvitiyu_umnyy_tank.docx | 16.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по речевому развитию.
Тема: Чтение рассказа Н. Тихонова «Умный танк»
Цель: Учить детей понимать смысл рассказа, идейное содержание. Уточнить представления детей об особенностях рассказа, отличии от других литературных жанров.
Ход НОД:
Вступительная беседа:
Воспитатель:
-Ребята, мы говорим с вами сейчас о войне. Это трудная тема. Война была огромным горем, она оставила свой след в душе каждого - и пережившего войну, и родившегося после. Прошло уже много лет, как кончилась война, а писатели и поэты продолжают о ней писать, переживать всё заново.
Сегодня я прочту вам рассказ, который называется «Умный танк». Написал его Николай Тихонов.
Как вы думаете, о чём будет этот рассказ?
Чтение рассказа воспитателем.
1. Первичное чтение.
(Дети внимательно слушают).
2. Беседа и анализ произведения.
-Как вы думаете, почему рассказ называется «Умный танк»?
-Почему эту историю мы называем рассказом, а не сказкой?
(В рассказе говорится о том, что случилось в жизни или могло случиться.)
(В рассказе нет чудес и сказочных выражений.)
-Назовите главного героя рассказа?
(Главным героем рассказа является танк.)
-Что нравилось танку, которым командовал товарищ Загорулько?
(Он любил, чтобы за ним ухаживали, чистили, мыли, протирали каждый винтик
и водили на далёкие прогулки в поле.)
-Что делает танк? Какие слова – действия использует писатель в тексте?
(Фыркнет, потянет, ворчит, дёргает, рванёт, вытащит, зашумит, лезет, зацепит, давит.)
-Как танк преодолевал преграды «надолбы»?
(«Надолбы» - это гранитные столбы. Они ставились для того, чтобы преградить
дорогу танкам.)
-Что нравилось танку делать больше всего на войне?
(Танку товарища Загорулько очень нравилось на войне рвать колючую проволоку.)
-Какие сравнения использует Тихонов в рассказе? С чем сравнивает?
(Сравнение - это слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета
другому.)
(Проволоку с паутиной, столб – с громадным гранитным зубом с пломбой).
-Как относился командир Загорулько к своему танку, когда он преодолевал отвесную стенку?
(Танк от радости зашумит, а командир невольно улыбнётся своему любимцу.)
-Что произошло на берегу маленькой речки? Расскажите?
«Фугас» - что обозначает это слово?
(«Фугас» - это большая мина.)
-Кому принадлежат эти слова: «Эх, хороший был танк! Конечно, мы ночью его к себе вытащим с поля битвы, но сейчас бросать его жалко.. .
(Эти слова принадлежат командиру Загорулько.)
-Можно ли назвать танк членом команды? Почему?
(Танк весь полыхал огнём и, прикрывая свою команду, шёл да шёл, не обращая внимания на рвавшиеся снаряды. Шёл он дальше, грозный и гордый, а пламя бесновалось у него внутри. так он пришёл к нашей пехоте, а с ним и пришла команда во главе с командиром.)
-Какими словами автор описывает характер танка?
(Грозный, гордый, боевой, сердитый).
-Каким событием заканчивается рассказ?
(Когда танк уводили на буксире и снег сыпался на его почернелые бока, командир следил
за ним благодарным взглядом. А танк медленно шёл по лесу, влекомый тяжёлыми канатами, и вид у него был такой боевой и сердитый, что все глядели на него
с уважением.)
-Можно ли танк считать героем войны? Обоснуйте ответ?
(«Горящий» танк совершил героический поступок, прикрывая и спасая свою команду, и за это его можно считать героем войны.)
3. Итог.
-Почему рассказ называется «Умный танк»? В чём проявляется его «ум»?
-Какие чувства вызывает у вас это произведение?
-Чем понравился рассказ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по Речевому развитию. Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
Интеграция ОО: речевое развитие, познавательное развитие.Вид деятельности: познавательно – речевая.Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения лит...
Конспект НОД по Речевому развитию. Тема: Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»
Цель: Углублять и систематизировать представления детей о войне, о мужестве нашего народа.Задачи: Учить передавать литературный текст, рассказывающий о высоких гражданских чувствах; воспитывать уважен...
Конспект НОД по Речевому развитию. Тема: Чтение стихотворений А. Плещеева «Осень наступила», А. Блока «Зайчик».
Конспект НОД по Речевому развитию: развитие речиВид деятельности – познавательно - исследовательскаяТема: Чтение стихотворений А. Плещеева «Осень наступила», А. Блока «Зайчик&r...
Технологическая карта НОД по речевому развитию Тема: чтение рассказа К.Д. Ушинского «Неладно скроен, да крепко сшит»
Цель: тренировать умение пересказывать содержание близко к тексту.Задачи по образовательным областям: СКР – воспитывать умение играть вместе, сообща, в беседе не перебивать друг друга; пробуждат...
Конспект занятия по речевому развитию.Тема: Составление рассказа «Зима» с опорой на серию сюжетных картинок
Развитие связной, диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста....
Открытое занятие по речевому развитию Тема: Чтение рассказа Д. Мамина - Сибиряка «Медведко»
Задачи:1.Учить понимать главную мысль рассказа; продолжать работу по развитию знаний о жанровых особенностях сказки и рассказа; учить слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответ...
Конспект образовательная область «речевое развитие» Тема: пересказ рассказа «Лиса» (по Е.Чарушину) средняя группа
Конспект образовательная область «речевое развитие» Тема: пересказ рассказа «Лиса» (по Е.Чарушину)средняя группа Выполнила воспитатель Сергеева Светлана А...