Конспект НОД по речевому развитию. Тема: Чтение рассказа Н. Тихонова «Умный танк»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Бациева Гульназ Руслановна

Учить детей понимать смысл рассказа, идейное содержание. Уточнить представления детей об особенностях рассказа, отличии от других литературных жанров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevomu_razvitiyu_umnyy_tank.docx16.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию.

Тема: Чтение рассказа Н. Тихонова «Умный танк»

Цель: Учить детей понимать смысл рассказа, идейное содержание. Уточнить представления детей об особенностях рассказа, отличии от других литературных жанров.

Ход НОД:

Вступительная беседа:

Воспитатель:

-Ребята, мы говорим с вами сейчас о войне. Это трудная тема. Война была огромным горем, она оставила свой след в душе каждого - и пережившего войну, и родившегося после. Прошло уже много лет, как кончилась война, а писатели и поэты продолжают о ней писать, переживать всё заново.

Сегодня я прочту вам рассказ, который называется «Умный танк». Написал его Николай Тихонов.

Как вы думаете, о чём будет этот рассказ?

Чтение рассказа воспитателем.

1. Первичное чтение.

(Дети внимательно слушают).

2. Беседа и анализ произведения.

-Как вы думаете, почему рассказ называется «Умный танк»?

-Почему эту историю мы называем рассказом, а не сказкой?

(В рассказе говорится о том, что случилось в жизни или могло случиться.)

(В рассказе нет чудес и сказочных выражений.)

-Назовите главного героя рассказа?

(Главным героем рассказа является танк.)

-Что нравилось танку, которым командовал товарищ Загорулько?

(Он любил, чтобы за ним ухаживали, чистили, мыли, протирали каждый винтик

и водили на далёкие прогулки в поле.)

-Что делает танк? Какие слова – действия использует писатель в тексте?

(Фыркнет, потянет, ворчит, дёргает, рванёт, вытащит, зашумит, лезет, зацепит, давит.)

-Как танк преодолевал преграды «надолбы»?

(«Надолбы» - это гранитные столбы. Они ставились для того, чтобы преградить

дорогу танкам.)

-Что нравилось танку делать больше всего на войне?

(Танку товарища Загорулько очень нравилось на войне рвать колючую проволоку.)

-Какие сравнения использует Тихонов в рассказе? С чем сравнивает?

(Сравнение - это слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета

другому.)

(Проволоку с паутиной, столб – с громадным гранитным зубом с пломбой).

-Как относился командир Загорулько к своему танку, когда он преодолевал отвесную стенку?

(Танк от радости зашумит, а командир невольно улыбнётся своему любимцу.)

-Что произошло на берегу маленькой речки? Расскажите?

«Фугас» - что обозначает это слово?

(«Фугас» - это большая мина.)

-Кому принадлежат эти слова: «Эх, хороший был танк! Конечно, мы ночью его к себе вытащим с поля битвы, но сейчас бросать его жалко.. .

(Эти слова принадлежат командиру Загорулько.)

-Можно ли назвать танк членом команды? Почему?

(Танк весь полыхал огнём и, прикрывая свою команду, шёл да шёл, не обращая внимания на рвавшиеся снаряды. Шёл он дальше, грозный и гордый, а пламя бесновалось у него внутри. так он пришёл к нашей пехоте, а с ним и пришла команда во главе с командиром.)

-Какими словами автор описывает характер танка?

(Грозный, гордый, боевой, сердитый).

-Каким событием заканчивается рассказ?

(Когда танк уводили на буксире и снег сыпался на его почернелые бока, командир следил

за ним благодарным взглядом. А танк медленно шёл по лесу, влекомый тяжёлыми канатами, и вид у него был такой боевой и сердитый, что все глядели на него

с уважением.)

-Можно ли танк считать героем войны? Обоснуйте ответ?

(«Горящий» танк совершил героический поступок, прикрывая и спасая свою команду, и за это его можно считать героем войны.)

3. Итог.

-Почему рассказ называется «Умный танк»? В чём проявляется его «ум»?

-Какие чувства вызывает у вас это произведение?

-Чем понравился рассказ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по Речевому развитию. Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».

Интеграция ОО: речевое развитие, познавательное развитие.Вид деятельности: познавательно – речевая.Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения лит...

Конспект НОД по Речевому развитию. Тема: Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра»

Цель: Углублять и систематизировать представления детей о войне, о мужестве нашего народа.Задачи: Учить передавать литературный текст, рассказывающий о высоких гражданских чувствах; воспитывать уважен...

Конспект НОД по Речевому развитию. Тема: Чтение стихотворений А. Плещеева «Осень наступила», А. Блока «Зайчик».

Конспект НОД по Речевому развитию: развитие речиВид деятельности – познавательно - исследовательскаяТема: Чтение стихотворений А. Плещеева «Осень наступила», А. Блока «Зайчик&r...

Технологическая карта НОД по речевому развитию Тема: чтение рассказа К.Д. Ушинского «Неладно скроен, да крепко сшит»

Цель: тренировать умение пересказывать содержание близко к тексту.Задачи по образовательным областям: СКР – воспитывать умение играть вместе, сообща, в беседе не перебивать друг друга; пробуждат...

Конспект занятия по речевому развитию.Тема: Составление рассказа «Зима» с опорой на серию сюжетных картинок

Развитие связной,  диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста....

Открытое занятие по речевому развитию Тема: Чтение рассказа Д. Мамина - Сибиряка «Медведко»

Задачи:1.Учить понимать главную мысль рассказа; продолжать работу по развитию знаний о жанровых особенностях сказки и рассказа; учить слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответ...

Конспект образовательная область «речевое развитие» Тема: пересказ рассказа «Лиса» (по Е.Чарушину) средняя группа

Конспект  образовательная область «речевое развитие» Тема: пересказ рассказа «Лиса» (по Е.Чарушину)средняя группа  Выполнила воспитатель Сергеева Светлана А...