Конспект НОД по Речевому развитию. Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Валентина Николаевна Коканова

Интеграция ОО: речевое развитие, познавательное развитие.

Вид деятельности: познавательно – речевая.

Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_no_3.docx35.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по Речевому развитию.

Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».

Интеграция ОО: речевое развитие, познавательное развитие.

Вид деятельности: познавательно – речевая.

Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи: Учить передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; формировать умение составлять законченный рассказ на основе личного опыта с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Развивать и закреплять умения образовывать степени сравнения имен прилагательных и наречий разными способами, подбирать синонимы и антонимы к именам прилагательным и глаголам.

Формы работы: беседа, чтение.

Ход НОД:

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности

Здравствуйте, ребята!

я пришла не одна, а со своим другом, если вы отгадаете загадку, то узнаете кто он.

Взяв для подкрепления

Баночку варенья,

Отправляется в полёт

Человечек-вертолёт.

Правильно, это Карлсон.

Ребята, Карлсону нравиться учиться. Вот и сегодня он попросился со мной, и приготовил для вас загадки:

Сколько снега намело!

Стало чисто и светло.

И мороз почти до слез

Ущипнул меня за нос.

Знать уже пришла сама

Настоящая … (зима).

Вдруг чирикнул воробей

После зимней стужи,

Солнце ярче и теплей,

На дорожках лужи.

Вся застывшая природа

Пробудилась ото сна,

Наступает непогода,

Это к нам идет… (весна).

Спеет сладкая малина

На лесной опушке,

На болоте у осины

Квакают лягушки.

И выводит соловей

Трели до рассвета.

Ночь короче, день длинней,

Наступило … (лето).

Вот ненастный день понуро

Листьев ворох в ноги бросил,

И сереет небо хмуро,

И дождями плачет … (осень).

(на доске картинки, изображающие 4 времени года)

Простановка цели детьми

Скажите, что изображено на картинках? (зима, лето, осень, весна)

Как можно сказать одним словом? (времена года).

А вам интересно узнать, какое время года любимое было у мальчика Мити из рассказа Константина Ушинского?

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!»

- Запиши свое желание в мою карманную книжку, сказал отец. Митя записал.

  1. Как звали мальчика? (Митя)
  2. Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)
  3. Каким он был зимой? (Веселым и румяным)
  4. Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)
  5. Куда записали его желание? (В записную книжку)

Слушайте продолжение.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!»

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

  1. Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)
  2. За кем бегал Митя? ( Митя бегал за бабочками.)
  3. Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)
  4. Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)
  5. Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна!)
  6. Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку.)

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету
конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

  1. Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)
  2. Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал    ягоды, кувыркался в душистом сене.)
  3. Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было!)
  4. Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)

Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и

желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен года!»

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

  1. Какое время года наступило? (Осень.)
  2. Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и

желтые груши.)

  1. Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге!)
  2. Что мальчик говорил отцу? (Осень - лучше всех времен года!)
  3. Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)

После повторного чтения рассказа предлагаю четырем детям пересказать его, чтобы каждый рассказывал об одном времени года. Далее предлагаю детям рассказать о своем любимом времени года.

Физкультминутка:

Мы на саночках катались (полуприседания),
И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома (руки вверх),
Хорошо, когда зима (прыжки на месте)!
Бабочки порхают (руки в стороны),
Цветы зацветают (наклоны вперед).
Всюду, всюду красота (руки вверх),
Что за прелесть весна (прыжки на месте)!
Мы с отцом на сенокосе (руки в стороны),
В речку удочку забросим (руки вперед),
Красных ягод наберем (наклоны вперед)
И на сене отдохнем (руки за голову).
Жаркая стоит погода (руки вверх),
Лето – лучшее время года (прыжки на месте)!
Груши, яблоки в саду (руки в стороны),
Осень – лучшее время в году (прыжки на месте)!

После повторного чтения рассказа предлагаю составить опорную схему для пересказа.

Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить, чтобы его потом  пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно.
А также будем выделять самое главное, о чем говорит в рассказе автор и зарисовывать картинки на мольберте.

Повторное чтение рассказа (выборочное чтение).

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!»
– Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.

Ребята, что можно нарисовать? (Горку, санки, коньки, карманную книжку).

Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.

Слушайте продолжение.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!»
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Что нарисуем сейчас? (бабочку, цветок, книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.

Слушайте дальше.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Что нарисуем сейчас? (траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.

А сейчас послушайте, чем закончился рассказ.

Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен года!»
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Предлагайте, что можно нарисовать сейчас (яблоко, грушу, книжку).
Ребята, с вашей помощью я нарисовала
 4 картинки – мы поставили их вместе, и получился рассказ в картинках.  
Для вас эти картинки являются планом рассказа, по ним вы будете рассказывать последовательно, выразительно и самостоятельно.
Я предлагаю вам пересказать рассказ по цепочке. Вы знаете, как надо рассказывать по цепочке? 
Кто хочет рассказывать начало рассказа? Кто продолжит? Кто будет рассказывать о лете? Кто закончит рассказ?

Выходит 4 человека.

Далее предлагаю детям рассказать о своем любимом времени года.

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

А теперь давайте подберем слова подходящие к каждому времени года:

Зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая.)

Весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая).

Лето какое? (жаркое, красивое, солнечное).

Осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая).

Игра: «Подбери слово»

Утром светлее, а днем еще…(светлее)

Вечером темно, а ночью еще…(темнее)

Осенью холодно, а зимой еще…(холоднее)

Весна теплая, лето еще…(теплее)

Весной солнце светит ярко, а летом еще…(ярче)

Весной птицы поют звонко, а летом еще…(звонче)

Трава зеленая, а после дождя еще...(зеленее)

Игра: «скажи наоборот»

Большой - маленький

Хороший - плохой

Холодный - теплый

Говорить - молчать и т.д.

Подведение итога

С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ «Четыре желания»)
Кто написал рассказ? (К.Д.Ушинский).
Дома вы можете рассказать рассказ своим родным.

Все молодцы, хорошо занимались. Карлсону было с вами интересно!