Открытое занятие по речевому развитию Тема: Чтение рассказа Д. Мамина - Сибиряка «Медведко»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Задачи:
1.Учить понимать главную мысль рассказа; продолжать работу по развитию знаний о жанровых особенностях сказки и рассказа; учить слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников;
2.развивать связную речь; умение правильно отвечать на поставленные вопросы (полный развернутый ответ); развивать любознательность и мышление.
3. воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №23»
Открытое занятие
по речевому развитию
Тема: Чтение рассказа Д. Мамина - Сибиряка «Медведко»
Воспитатель первой квалификационной категории
Гумерова Галина Николаевна
г. Чебаркуль
2018 г.
Непрерывно образовательная деятельность
Тема: Чтение рассказа Д. Мамина - Сибиряка «Медведко»»
Задачи:
1.Учить понимать главную мысль рассказа; продолжать работу по развитию знаний о жанровых особенностях сказки и рассказа; учить слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников;
2.развивать связную речь; умение правильно отвечать на поставленные вопросы (полный развернутый ответ); развивать любознательность и мышление.
3. воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Материалы: сказка «Медведко», иллюстрации медведя.
Ход:
Вводное слово воспитателя. Введение игрового момента.
Воспитатель:
Ребята отгадайте загадку:
Приглашает нас в полёт
Необычный самолёт.
С виду он ковёр обычный,
Но летает он отлично. (Ковёр самолёт.)
Молодцы, садитесь дети на ковёр самолёт и мы с вами отправимся в необычное путешествие по нашей планете.
Ковёр – самолёт пролетает над библиотекой, где хранятся самые интересные книги для детей.
Отгадайте загадку.
Ходит летом без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)
Что вы знаете о медведе? Медведь-крупное, хищное животное с большим, грузным, покрытым шерстью телом. Где он живёт? Чем питается?
Послушайте рассказ Д.Мамина-Сибиряка «Медведко». При чтении вам встретятся слова, значение которых, возможно не всем известно:
Экипаж – в данном случае означает повозку с лошадьми;
Кучер – слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже;
Гимназисты – ученики;
Ларь – большой деревянный ящик с крышкой для хранения зерна или муки;
Кухарка – прислуга на кухне, готовящая пищу;
Стремглав – значит очень быстро, стремительно.
Вопросы:
Кто герой рассказа?
Как называет его автор?
Как медвежонок появился у писателя в доме?
Как выглядел медвежонок?
С чем сравнивает Мамин-Сибиряк маленького медвежонка?
Как вёл себя на новом месте Медведко?
Как относились к нему гимназисты?
Почему автор решил оставить медвежонка у себя?
Будет ли автор сожалеть, что взял медвежонка?
Физкультминутка «Медвежата»
Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так
Головой своей крутили, (круговые движения головой поочередно в разные стороны)
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так Дружно дерево качали. (наклоны в стороны, руки вперед)
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили,
Вот так, вот так
И из речки воду пили. (ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед)
А потом они плясали,
Выше лапы поднимали.
Вот так, вот так
Выше лапы поднимали.
Воспитатель: Какие чувства остались у вас после чтения рассказа? Как бы вы поступили на месте героя? Чему учит нас этот рассказ?
Ответы детей….
Воспитатель: Правильно ребята, сначала взаимоотношения между человеком и медвежонком были добрые, но медвежонок, лишенный привычной среды обитания, страдает и мучается. Медвежонок должен жить в лесу, а не в доме вместе с человеком. Каждый из нас должен помнить, что мы в ответе за тех, кого мы приручаем и не имеем права бросать их, когда они нам начинают мешать или становятся обузой.
Воспитатель: Наше путешествие на ковре-самолете закончилось, и мы с вами вернулись в группу.
Медведко
— Барин, хотите вы взять медвежонка? — предлагал мне мой кучер Андрей.
— А где он?
— Да у соседей. Им знакомые охотники подарили. Славный такой медвежонок, всего недель трёх. Забавный зверь, одним словом.
— Зачем же соседи отдают, если он славный?
— Кто их знает. Я видел медвежонка: не больше рукавицы. И так смешно переваливает.
Я жил на Урале, в уездном городе. Квартира была большая. Отчего же и не взять медвежонка? В самом деле, зверь забавный. Пусть поживёт, а там увидим, что с ним делать.
Сказано — сделано. Андрей отправился к соседям и через полчаса принёс крошечного медвежонка, который действительно был не больше его рукавицы, с той разницей, что эта живая рукавица так забавно ходила на своих четырёх ногах и ещё забавнее таращила такие милые синие глазёнки.
За медвежонком пришла целая толпа уличных ребятишек, так что пришлось затворить ворота. Попав в комнаты, медвежонок нимало не смутился, а, напротив, почувствовал себя очень свободно, точно пришёл домой. Он спокойно всё осмотрел, обошёл вокруг стен, всё обнюхал, кое-что попробовал своей чёрной лапкой и, кажется, нашёл, что всё в порядке.
Мои гимназисты натащили ему молока, булок, сухарей. Медвежонок принимал всё как должное и, усевшись в уголке на задние лапы, приготовился закусить. Он делал всё с необыкновенной комичной важностью.
— Медведко, хочешь молочка?
— Медведко, вот сухарики.
— Медведко!..
Пока происходила вся эта суета, в комнату незаметно вошла моя охотничья собака, старый рыжий сеттер.
Собака сразу почуяла присутствие какого-то неизвестного зверя, вытянулась, ощетинилась, и не успели мы оглянуться, как она уже сделала стойку над маленьким гостем. Нужно было видеть картину: медвежонок забился в уголок, присел на задние лапки и смотрел на медленно подходившую собаку такими злыми глазёнками.
Собака была старая, опытная, и поэтому она не бросилась сразу, а долго смотрела с удивлением своими большими глазами на непрошеного гостя, — эти комнаты она считала своими, а тут вдруг забрался неизвестный зверь, засел в угол и смотрит на неё как ни в чём не бывало.
Я видел, как сеттер начал дрожать от волнения, и приготовился схватить его. Если бы он бросился на малютку медвежонка! Но вышло совсем другое, чего никто не ожидал. Собака посмотрела на меня, точно спрашивая согласия, и подвигалась вперёд медленными, рассчитанными шагами. До медвежонка оставалось всего каких-нибудь пол-аршина, но собака не решалась сделать последнего шага, а только ещё сильнее вытянулась и сильно потянула в себя воздух: она желала, по собачьей привычке, сначала обнюхать неизвестного врага.
Но именно в этот критический момент маленький гость размахнулся и мгновенно ударил собаку правой лапой прямо по морде. Вероятно, удар был очень силён, потому что собака отскочила и завизжала.
— Вот так молодец Медведко! — одобрили гимназисты. — Такой маленький и ничего не боится...
Собака была сконфужена и незаметно скрылась в кухню.
Медвежонок преспокойно съел молоко и булку, а потом забрался ко мне на колени, свернулся клубочком и замурлыкал, как котёнок.
— Ах, какой он милый! — повторили гимназисты в один голос. — Мы его оставим у нас жить... Он такой маленький и ничего не может сделать.
— Что ж, пусть его поживёт, — согласился я, любуясь притихшим зверьком.
Да и как было не любоваться! Он так мило мурлыкал, так доверчиво лизал своим чёрным языком мои руки и кончил тем, что заснул у меня на руках, как маленький ребёнок.
* * *
Медвежонок поселился у меня и в течение целого дня забавлял публику, как больших, так и маленьких. Он так забавно кувыркался, всё желал видеть и везде лез. Особенно его занимали двери. Подковыляет, запустит лапу и начинает отворять. Если дверь не отворялась, он начинал забавно сердиться, ворчал и принимался грызть дерево своими острыми, как белые гвоздики, зубами.
Меня поражала необыкновенная подвижность этого маленького увальня и его сила. В течение этого дня он обошёл решительно весь дом, и, кажется, не оставалось такой вещи, которой он не осмотрел бы, не понюхал и не полизал.
Наступила ночь. Я оставил медвежонка у себя в комнате. Он свернулся клубочком на ковре и сейчас же заснул.
Убедившись, что он успокоился, я загасил лампу и тоже приготовился спать. Не прошло четверти часа, как я стал засыпать, но в самый интересный момент мой сон был нарушен: медвежонок пристроился к двери в столовую и упорно хотел её отворить. Я оттащил его раз и уложил на старое место. Не прошло получаса, как повторилась та же история. Пришлось вставать и укладывать упрямого зверя во второй раз. Через полчаса — то же... Наконец мне это надоело, да и спать хотелось. Я отворил дверь кабинета и пустил медвежонка в столовую. Все наружные двери и окна были заперты, следовательно, беспокоиться было нечего.
Но мне и в этот раз не привелось уснуть. Медвежонок забрался в буфет и загремел тарелками. Пришлось вставать и вытаскивать его из буфета, причём медвежонок ужасно рассердился, заворчал, начал вертеть головой и пытался укусить меня за руку. Я взял его за шиворот и отнёс в гостиную. Эта возня начинала мне надоедать, да и вставать на другой день нужно было рано. Впрочем, я скоро уснул, позабыв о маленьком госте.
Прошёл, может быть, какой-нибудь час, как страшный шум в гостиной заставил меня вскочить. В первую минуту я не мог сообразить, что такое случилось, и только потом всё сделалось ясно: медвежонок разодрался с собакой, которая спала на своём обычном месте в передней.
— Ну и зверина! — удивился кучер Андрей, разнимая воевавших.
— Куда его мы теперь денем? — думал я вслух. — Он никому не даст спать целую ночь.
— А к гимназистам, — посоветовал Андрей. — Они его весьма даже уважают. Ну и пусть спит опять у них.
Медвежонок был помещен в комнате гимназистов, которые были очень рады маленькому квартиранту.
Было уже два часа ночи, когда весь дом успокоился.
Я был очень рад, что избавился от беспокойного гостя и мог заснуть. Но не прошло часа, как все повскакали от страшного шума в комнате гимназистов. Там происходило что-то невероятное... Когда я прибежал в эту комнату и зажёг спичку, всё объяснилось.
Посредине комнаты стоял письменный стол, покрытый клеёнкой. Медвежонок по ножке стола добрался до клеёнки, ухватил её зубами, упёрся лапами в ножку и принялся тащить что было мочи. Тащил, тащил, пока не стащил всю клеёнку, вместе с ней — лампу, две чернильницы, графин с водой и вообще всё, что было разложено на столе. В результате — разбитая лампа, разбитый графин, разлитые по полу чернила, а виновник всего скандала забрался в самый дальний угол; оттуда сверкали только одни глаза, как два уголька.
Его пробовали взять, но он отчаянно защищался и даже успел укусить одного гимназиста.
— Что мы будем делать с этим разбойником! — взмолился я. — Это всё ты, Андрей, виноват.
— Что же я, барин, сделал? — оправдывался кучер. — Я только сказал про медвежонка, а взяли-то вы. И гимназисты даже весьма его одобряли.
Словом, медвежонок не дал спать всю ночь.
Следующий день принёс новые испытания. Дело было летнее, двери оставались незапертыми, и он незаметно прокрался во двор, где ужасно напугал корову. Кончилось тем, что медвежонок поймал цыплёнка и задавил его. Поднялся целый бунт. Особенно негодовала кухарка, жалевшая цыплёнка. Она накинулась на кучера, и дело чуть не дошло до драки.
На следующую ночь, во избежание недоразумений, беспокойный гость был заперт в чулан, где ничего не было, кроме ларя с мукой. Каково же было негодование кухарки, когда на следующее утро она нашла медвежонка в ларе: он отворил тяжелую крышку и спал самым мирным образом прямо в муке. Огорчённая кухарка даже расплакалась и стала требовать расчёта.
— Житья нет от поганого зверя, — объясняла она. — Теперь к корове подойти нельзя, цыплят надо запирать... муку бросить... Нет, пожалуйте, барин, расчёт.
* * *
Признаться сказать, я очень раскаивался, что взял медвежонка, и очень был рад, когда нашёлся знакомый, который его взял.
— Помилуйте, какой милый зверь! — восхищался он. — Дети будут рады. Для них — это настоящий праздник. Право, какой милый.
— Да, милый... — соглашался я.
Мы все вздохнули свободнее, когда наконец избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришёл в прежний порядок. Но наше счастье продолжалось недолго, потому что мой знакомый возвратил медвежонка на другой же день. Милый зверь накуролесил на новом месте ещё больше, чем у меня. Забрался в экипаж, заложенный молодой лошадью, зарычал. Лошадь, конечно, бросилась стремглав и сломала экипаж. Мы попробовали вернуть медвежонка на первое место, откуда его принёс мой кучер, но там отказались принять его наотрез.
— Что же мы будем с ним делать? — взмолился я, обращаясь к кучеру. — Я готов даже заплатить, только бы избавиться.
На наше счастье, нашёлся какой-то охотник, который взял его с удовольствием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/27/picture-370551-1388164857.jpg)
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация». Вид непосредственно образовательной деятельности: ознакомление с окружающим миром. Тема занятия: Наша планета. Знакомство с произведением Д. Мамина – Сибиряка «Медведко».
Программное содержание: дать представление о форме планеты Земля; воспитывать гордость за свою страну и уважение к народам других стран; познакомить с творчеством писателя Д. Мамина - Сибиряка; ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/13/picture-487322-1589374964.jpg)
Конспект открытого занятия в старшей группе «Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры». Образовательная область «Чтение художественной литературы»
1. Образовательные задачи:Продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова;Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту;Совершенствовать навык...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/07/picture-1258770-1612703019.jpg)
Конспект открытого занятия по речевому развитию .Чтение сказки К.И.Чуковского "Федорино горе"
Конспект занятия по речевоме развитию. Продолжаем знакомить детей со сказками К.И.Чуковского. Закрепление видов посуды в д.игре....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/20/picture-1305335-1611156000.jpg)
Речевое развитие. Занятие - чтение художественной литературы. Тема "Чтение произведения Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост"
Речевое развитие. Занятие - чтение художественной литературы. Тема "Чтение произведения Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий ...
Занятие по Речевому развитию "Чтение рассказа Л. Воронковой "Снег идет"
Занятие по Речевому развитию...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/24/picture-1508075-1706102176.jpg)
Конспект открытого занятия по речевому развитию. Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»
учить детей составлять рассказ по фрагментам и по всему содержанию картины.Активизировать словарь по теме «Зима».Обобщать и систематизировать знания детей о зиме....